Дидактические игры с детьми 2-4 лет
консультация по логопедии (младшая группа)

Глушаченкова Наталья Владимировна

Дидактические игры, способствующие формированию у детей правильного звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_s_detmi_2.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Дидактические игры с детьми 2-4 лет

(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

                               

                           «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Краткое описание:

Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Методические указания. Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.

«БАБОЧКА, ЛЕТИ!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить  бумажную бабочку

Взрослый: «Посмотри, какая красивая бабочка! Посмотрим, может ли она летать. (Дует на нее.) Смотри, полетела. Попробуй и ты подуть.

Методические указания. Следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед.

 «КТО КАК КРИЧИТ?»

Цель. Добиваться правильного воспроизведения ребенком различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах ребенок активно использовали звукоподражания.

      Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.              Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

     Мур - муррр! Пугаю кур.                Ам-ам! Кто там?

  Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!    Му-му-у! Молока кому?

Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать соответствующие игрушки.

«ПЛЫВИ, ПЛЫВИ КОРАБЛИК…»

Цель. Добиваться от ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф ребенок не надувал щеки; чтобы произносил звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надувал при этом щеки.

«ПЕСНЯ-ПЕСЕНКА».

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать ребенка произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения. Развитие речевого слуха.

Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах ребенка были звукоподражания, которые в нем даны.

Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.

- Теперь ты, петушок, пой!

- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.

- Ты спой, Мурка!

- Мяу, мяу, - спела кошка.

- Твоя очередь, уточка!

- Кря-кря-кря, - затянула утка.

- И ты, Мишка!

- Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.

- Ты, лягушка, спой!

- Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка.

- А ты, кукла, что споешь?

- Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!

Методические указания. Взрослому следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.

«ПТИЦЕФЕРМА».

Цель. Развитие речевого дыхания. Учить ребенка на одном выдохе: произносить 3-4 слога.

Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.

Краткое описание:

Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Взрослый говорит: «Пошли мы с тобой на птицеферму. Идем, а навстречу нам... (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Ребенок: «ко-ко-ко».

«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Ребенок: «га-га-га» и т.д.

Методические указания. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи,

                                            «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

 Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

Взрослый говорит: «К нам пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец?  (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)

Теперь заяц  хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что у зайки в лапе. Слушай внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это?  (Помидор.)»                                                                                              Теперь найди и положи в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоко — это фрукт. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

 «ТЕРЕМОК»

Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.

Материалы: теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

Поставим теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая ребенка принимать участие в рассказывании.

- Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку ... кто? Правильно, мышка. (ребенок подсказывает)

 «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.

Прискакала к теремку ... лягушка. И т. д.

В заключение подведем итог: «Послушай, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал».

«Угадай, чего не стало?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.

В гости приходит Буратино с мешком. Он говорит, что принес игрушки. Ребенок рассматривает игрушки, называет их.

Комментируем: «Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Достань еще игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д. Запомни, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с тобой поиграет. Он будет прятать игрушки, а ты должен сказать, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

 «ГДЕ НАШИ РУЧКИ?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Ребенок сидит на стуле.

Говорим:» Где наши ручки? Нет наших ручек!» (Прячем руки за спину). Ребенок повторяет за взрослым.

Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

—   Где наши ножки? Нет наших ножек! (ребенок прячет ноги под стул.) Вот наши ножки!  (Топают ножками.)

. «ПРЯТКИ»

Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

        Материалы: грузовик, мишка, мышка.

В гости приходят мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем ребенку закрыть глаза. Говорим:

- Мышонок спрятался. Открой глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он? (В кабине.)  Вон он куда забрался! Закрой снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок?

Аналогичным образом ищем вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

 «ПОТЕРЯЛИСЬ»

Цель: соотносить название животного с названием детеныша.

Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим ребенку узнать, кто живет в домике.

- Давай посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это утенок. Маленький

утенок. А утка — его мама. Помоги утенку найти его маму-утку.                 -   А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок?         Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть ребенок рассмотрит их, произнесет слова: уткаутенок, курица — цыпленок и др..

«Угадай чей голосок?»

Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.

В гости приходят звери. Звери хотят поиграть. Ребенок должен отгадывать, чей голос услышал.

-   Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)

Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

                                               Игра «Громко — тихо»

Цель. Учить менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Взрослый подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Ребенок громко произносит: «би-би». Взрослый: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Ребенок тихо произносят: «би-би». Взрослый убирает обе машины и говорит: «Сейчас будь внимателен. Как только поедет машина, ты должен дать сигнал, не ошибись, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».      Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Игра «Кто как кричит?»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (ребенок повторяет звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (ребенок повторяет звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (ребенок повторяет звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (ребенок тихо произносит). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Игра «Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Взрослый показывает ребенку предметные картинки с детенышами животных и спрашивает: «Кто здесь нарисован (цыпленок). Кто у цыпленка мама (курица). Позови, цыпленок, свою маму (Пи-пи-пи). Взрослый имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Игра «Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Взрослый: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и т.д.

Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Кукушка и дудочка»

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

Ход: В: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (ребенок повторяет звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (ребенок повторяет звукосочетание 3-4 раза)

Дидактическая игра «Научим зайку правильно говорить»

Цель: Развивать интонационную выразительность.

В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет не верно, ты научишь говорить его правильно.

Ишка –  мишка

Елочка – белочка

Оник – слоник

Айка - зайка

После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра с детьми 2 младшей группы

1. Закрепить знание детей о свойствах песка: песок – сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный, меняет цвет от воды.2. Устанавливать простые логические связи: мокрый – лепится…3. Воспитывать...

Дидактические игры с детьми раннего возраста при восприятии цвета

В течении года мы с детишками изучаем цветовую палитру, и что бы им это было интересно, я использую в работе различные игры. Детишки в возрасте 2-3 лет....

Конспект НОД по методике Музыкально – ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ С детьми средней группы

1.Название              Музыка для кукол 2.Програмное содержание Образовательные задачи  -формировать представление...

Дидактическая игра с детьми 6-7 лет "Семейное древо"

Дидактическая игра по ознакомлению детей дошкольного возраста с семьей и семейными ценностями....

Дидактические игры с детьми 5-6 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания.

Дети 5-6 лет – это люди познающие, впитывающие информацию о мире, как маленькие губки, и люди размышляющие. Мышление детей этого возраста, очень важного в развитии познавательной сферы, характеризуетс...

Дидактические игры с детьми от 6 до 7 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания.

Логические детские игры помогают с ранних лет развивать мышление, желание экспериментировать, анализировать свои действия и их результат, делать верные выводы и учиться самостоятельно решать любые зад...

Дидактические игры с детьми раннего возраста

Дидактическая игра - это игра, с четко поставленной целью и системой контроля  за ее достижением и процессом игры....