ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии
В статье представлено описание особенностей речевых и неречевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, а так же упомянуты методы их коррекции.
Нарушения речи, дизартрия, методы коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время одной из актуальных проблем детской популяции является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.
В современной логопедии вопросы диагностики дизартрии остаются дискуссионными. При этом дефекте речи нарушена общая моторика, а также и другие процессы моторной реализации речевой деятельности: голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи, а также мелкая и артикуляционная моторика.
От того, как рано или поздно выявлены дефекты речи, а так же от того, когда начата логопедическая работа с ребенком, страдающим нарушением речи, во многом зависит результат исправления дефектов речи. К сожалению, проблема раннего логопедического воздействия пока еще не всегда находит свое понимание у врачей - педиатров, не всегда и родители, имеющие детей с проблемами в развитии речи, обращаются за помощью к логопеду или дефектологу. А ведь раннее выявление дизартрических расстройств и, следовательно, ранняя коррекционная работа учителя-логопеда непременно дадут положительные результаты в динамике речевого развития ребенка.
В связи с этим к дошкольному возрасту дети с органическим поражением центральной нервной системы имеют устойчивые нарушения произносительной стороны речи, а часто не сформирована и вся речевая деятельность. В дошкольном возрасте дизартрия обусловливает такие формы нарушений речи как фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи. При этом в зависимости от формы дизартрии механизмы и симптоматика нарушений речевого развития у детей будут различаться.
Разработкой методических и организационных аспектов коррекции дизартрии занимались такие авторы, как М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская, К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, Л.А. Щербакова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Р.И. Лалаева и др. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого.
Но даже при всем многообразии подходов большинство из них отмечает, что основными принципами работы по коррекции нарушений речи у детей являются этиопатогенетический, принципы комплексности, системности и индивидуального подхода.
Как показывают многолетние наблюдения, различные методы коррекции позволяют значительно развить несформированные функции и подготовить ребенка к восприятию программы общеобразовательной школы.
Как известно, речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Формирование речи ребенка происходит под влиянием речи взрослых и очень сильно зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
В процессе обследования детей старшего дошкольного возраста с дизартрией необходимо выявить объем речевых навыков, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой активности и других видов психической деятельности.
Тяжелое нарушение речи и нарушение общей моторики оказывают задерживающее влияние на общее развитие и характер детей. Они становятся малообщительными, нерешительными, пассивными, выключенными из детского коллектива и из школы, так как произношение, хотя резко отстающим, причем страдает не только звукопроизношение, но и другие звуковые компоненты речи: голос, темп, ритм, интонация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.
Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...
Опыт логопедической работы по коррекции звукопроизношения при стёртой форме дизартрии у детей старшего дошкольного возраста
Система работы по коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста...
Проект "Речедвигательный тренинг как метод коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста"
Проект направлен на стимуляцию процесса речевой и психической деятельности детей со стертой дизартрией посредством использования речедвигательной ритмики....
Методические рекомендации логопеда для родителей по коррекции стертой формы дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя неск...
Дизартрия у детей старшего дошкольного возраста
Дизартрия у детей старшего дошкольного возраста...
Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Комплекс упражнений разработан на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно»...