Дыхание и речь. Роль правильного дыхания в развитии речи дошкольника.
консультация по логопедии
Материал поможет понять каким образом взаимосязаны дыхание и речь, какие нарушения речевого дыхания существуют и как развивать правильное речевое дыхание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesb._tehnol._rechevoe_dyh._sayt.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхание и речь.
Роль правильного дыхания в развитии речи дошкольника
Учитель-логопед
Каюшкина Оксана Владимировна
Мы не задумываемся о важности дыхания во время общения, а между тем, правильное речевое дыхание (фонационное, или звуковое) является основой четкой дикции, плавности, ритмики речи. Речевое дыхание — это сила, которая запускает в движение механизм образования звуков.
Для речевого дыхания характерны быстрый энергичный вдох, небольшая пауза и продолжительный ровный выдох. Вдох должен быть носовым бесшумным, а выдох — плавным, без толчков. Умение контролировать выдох — это рациональное использование запаса воздуха в процессе говорения, выдержанные паузы, ровный темп и благозвучность речи.
Речевое дыхание формируется одновременно с развитием у ребенка речи. На начальном этапе, до года – это первые звуки, вокализации, лепет. С 1 года до 2 лет – это первые упрощенные слова, простые короткие фразы. Дальнейшее увеличение словаря, нарастание объема высказываний у дошкольника неразрывно связано с формированием речевого дыхания. В норме эти процессы идут параллельно.
Некоторые нарушения произносительной стороны речи (например, дизартрия) вызваны в т.ч. и нарушениями речевого дыхания. В свою очередь причиной нарушения речевого дыхания является иннервация дыхательной мускулатуры. При таком нарушении в момент речи дыхание обычно учащенное, после произнесения отдельных слов и слогов, ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен, и происходит обычно через нос, при этом рот часто полуоткрыт. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тенденции говорить на вдохе.
Другие несовершенства речевого дыхания у дошкольников:
1.Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых, малоподвижных, стеснительных детей.
2.Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, "проглатывает” конец слова или фразы.
3.Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с куклой пой -(вдох) – дем гулять).
4.Торопливое произнесение фраз, без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”.
5.Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо.
6.Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
Еще одним негативным фактором, влияющим на нарушения речи у дошкольников, является дыхание через рот. Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за "плохого носа”, пропадает аппетит.
Коррекция речевого дыхания
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Цель их проведения: увеличение объема дыхания и нормализация его ритма.
Далее формируется навык дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.
Тренируем носовой выдох («Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос»). Проводится ряд упражнений направленных на быстрый глубокий вдох и удлиненный выдох.
Умение рационально распределять выдох нарабатывается при произношении слогов. Слоги произносятся на выдохе громко, ровно, раздельно. Их количество постепенно увеличивается.
Например, БА-БА-БА
НА-НА ВА-ВА ЛА-ЛА
НУ-НО ВИ-ВО ЛУ-ЛЭ ПА-ПО
После освоения этого навыка можно переходить к произношению слов и словосочетаний, также увеличивая их число на одном выдохе.
Добор воздуха в процессе произношения хорошо тренировать на индивидуально подобранном стихотворном материале. Делать его надо энергично и бесшумно. Для контроля дыхания можно держать ладонь на животе, чтобы чувствовать движение диафрагмы.
При постановке некоторых звуков у дошкольников также необходим удлиненный выдох, важна его сила и направленность. Проводится работа по коррекции воздушной направленной струи с помощью специальных упражнений, с использованием игрушек, пособий, игровых ситуаций.
Важно отметить, что у детей физически развитых, активных, с нормативными антропометрическими данными, проблем в речевом дыхании, как правило, не возникает.
Рекомендации родителям:
1.Обеспечить оптимальный двигательный режим.
2. Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
3. Утренняя зарядка в сочетании с дыхательными упражнениями.
4. Следить, чтобы ребенок дышал носом.
5. Соблюдение рекомендаций врача при разрастаниях миндалин, заболеваниях носоглотки.
6. Чтение и повторение вместе с ребенком коротких потешек, стихов. Они уже с момента появления у ребенка собственной речи помогают формировать длительность выдоха при произнесении коротких фраз. Рассказывание сказок с передачей интонации персонажей.
При проведении дыхательной гимнастики, в т.ч. в сочетании с общеразвивающими упражнениями, необходимо соблюдать правила: проветрить помещение, надеть свободную удобную одежду, во время выполнения упражнений на вдохе следить, чтобы не поднимались плечи, а на выдохе — не надувались щеки.
При выполнении упражнений спину нужно держать прямо, плечи развернутыми, шею свободной от напряжения, а позу удобной и естественной, чтобы не препятствовать глубокому вдоху.
Литература
- Л. Волкова: Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений.М. Издательство: Владос, 2009 г. – 703с.
- Электронный ресурс: Развитие речевого дыхания дошкольников. http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/337.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дыхания в развитии речи дошкольника.
Роль дыхания в развитии речи дошкольника....
Методическая разработка "Мастер-класс для педагогов по теме: "Развитие речи дошкольников через формирование дыхания""
Данная информация будет полезна педагогам ДОУ....
Консультация для педагогов по теме «Роль дыхания в развитии речи дошкольника».
Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде....
Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания
Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...
Презентация по развитию речи "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников"
Консультация для воспитателей....
Роль дыхания в развитии речи дошкольника
Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организм...
«Формирование правильного дыхания – эффективное средство развития речи дошкольников»
Консультация по развитию речи дошкольников «Формирование правильного дыхания – эффективное средство развития речи дошкольников»...