Инновационные технологии развития речи
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ивкина Галина Ивановна

Современные образовательные технологии, применяемые учителем-логопедом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_razvitiya_rechi.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Условия успешного речевого развития дошкольника:

1.В дошкольном учреждении созданы условия для развития речи воспитанников в общении со взрослыми и сверстниками:

-  педагоги побуждают воспитанников обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; к речевому общению между собой.

2. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

-  речь педагогов четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

-  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения словаря с учетом возрастных особенностей:

-  обеспечивают детям условия для включения называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

-  помогают ребенку овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

-  обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

-  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

-  учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

-  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

-  поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

-  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяется специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функций речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  стимулируют детей комментировать свою речь;

-  упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Педагоги приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Педагоги поощряют детское словотворчество.

Современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; некоторые приемы массажа (точечный массаж, Су-Джок), артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо особо отметить значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий вдох отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Авторы: В.К.Воробъева, Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов, Т.В.Большева, Л.Н.Ефименкова и др.

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

-  зрительное и слуховое внимание

- воображение

Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

 Синквейн – инновационная технология в развитии речи дошкольников.

Это стихотворение без рифмы из пяти строк. Плюсы синквейна:

- изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

  • отрабатываются знания о частях речи, о предложении;
  • дети учатся соблюдать интонацию;
  • значительно активизируется словарный запас;
  • совершенствуется        навык        использования        в        речи        синонимов, антонимов;
  • активизируется и развивается мыслительная деятельность;
  • совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему- либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;
  • дети учатся определять грамматическую основу предложений.

Азбука общения – технология, нацеленная на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений.

Авторы: Л.М. Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова.

Это комплекс специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально- мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовке его к жизни.

Развитие диалогического общения 

Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.

Автор: А.Г.Арушанова.

Технология активизирующего обучения речи как средству общения

Автор: О.А. Белобрыкина

Технология активизирующего обучения речи нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Все инновационные технологии развития речи преследуют цель - становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи.

Различные формы работы, методы и технологии ресурсны в плане развития речи дошкольников, если:

  • дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то; обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания.
  • педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Сторителлинг - как инновационная технология развития речи детей

Технология сторителлинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

«СТОРИТЕЛЛИНГ» - одна из инновационных технологий развития речи дошкольников

Понятие «сторителлинг» в дословном переводе означает «рассказывание истории».  В русском языке синоним – «сказительство». Методику сторителлинга разработ...

Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ».

Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ». Цель: повышение профессионального маст...

«Сторителлинг - как инновационная технология развития речи детей "

Используя данную технологию в своей  работе, преследую следующие цели. Развитие связной речи детей, расширение словарного запаса. Закрепление навыков правильного произношения звуков в самостоятел...

«Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».

laquo;Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей»....

«Сторителлинг — инновационная технология развития речи детей»

Технология "сторителлинг" (сказительство) - как средство развития речи детей дошкольного возраста...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....