Инновационные технологии развития речи
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Современные образовательные технологии, применяемые учителем-логопедом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_razvitiya_rechi.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Условия успешного речевого развития дошкольника:
1.В дошкольном учреждении созданы условия для развития речи воспитанников в общении со взрослыми и сверстниками:
- педагоги побуждают воспитанников обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; к речевому общению между собой.
2. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:
- речь педагогов четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения словаря с учетом возрастных особенностей:
- обеспечивают детям условия для включения называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребенку овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяется специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функций речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Педагоги приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Педагоги поощряют детское словотворчество.
Современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; некоторые приемы массажа (точечный массаж, Су-Джок), артикуляционная и пальчиковая гимнастики.
Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо особо отметить значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий вдох отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.
Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)
Метод наглядного моделирования
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.
Авторы: В.К.Воробъева, Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов, Т.В.Большева, Л.Н.Ефименкова и др.
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Синквейн – инновационная технология в развитии речи дошкольников.
Это стихотворение без рифмы из пяти строк. Плюсы синквейна:
- изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
- отрабатываются знания о частях речи, о предложении;
- дети учатся соблюдать интонацию;
- значительно активизируется словарный запас;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
- активизируется и развивается мыслительная деятельность;
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему- либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;
- дети учатся определять грамматическую основу предложений.
Азбука общения – технология, нацеленная на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений.
Авторы: Л.М. Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова.
Это комплекс специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально- мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовке его к жизни.
Развитие диалогического общения
Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.
Автор: А.Г.Арушанова.
Технология активизирующего обучения речи как средству общения
Автор: О.А. Белобрыкина
Технология активизирующего обучения речи нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Все инновационные технологии развития речи преследуют цель - становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи.
Различные формы работы, методы и технологии ресурсны в плане развития речи дошкольников, если:
- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то; обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания.
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Сторителлинг - как инновационная технология развития речи детей
Технология сторителлинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста...
«СТОРИТЕЛЛИНГ» - одна из инновационных технологий развития речи дошкольников
Понятие «сторителлинг» в дословном переводе означает «рассказывание истории». В русском языке синоним – «сказительство». Методику сторителлинга разработ...
Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ».
Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ». Цель: повышение профессионального маст...
«Сторителлинг - как инновационная технология развития речи детей "
Используя данную технологию в своей работе, преследую следующие цели. Развитие связной речи детей, расширение словарного запаса. Закрепление навыков правильного произношения звуков в самостоятел...
«Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».
laquo;Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей»....
«Сторителлинг — инновационная технология развития речи детей»
Технология "сторителлинг" (сказительство) - как средство развития речи детей дошкольного возраста...
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....