Мяч и речь.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Игры с мячом на развитие речевых навыков. Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myach_i_rech.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«МЯЧ И РЕЧЬ»
(игры с мячом на развитие речевых навыков)
Игра «Mячик мы ладошкой ”стук”, повторяем дружно звук».
Цель. Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласные звуков.
Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У—
O — У —A—A — О — У
Игpa «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».
Цель. Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других
Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы
— Э — А — У — О А — Э — ЬІ—Э
Игра «Звуки гласные поем мы с мячoм моим вдвоем».
Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношение гласных звуков.
Вариант 1. Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.
Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.
Игpa «Стучалочка».
Цель. Тренировка четкого произношения гласные звуков, развитие фонематическою восприятия.
Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО AAУ.
Игpa «Іlоющие мячики».
Цель. Закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного произнесения звука.
Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А a-a-a. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто, главное, длительное, произнесение гласного звука.
Игpa «Разноцветные мячики» - Красный — гласный, Синий — нeт
Что за звук? Мне дай ответ!
Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование. Мячи красного и синего цвета.
Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета и бросает мяч обратно логопеду.
Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.
Игра «Тихо — громко».
Цель. Закрепление артикуляции главных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой
голоса.
Оборудование: малые мячи.
Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется
с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом
(мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают
задание друг другу.
Игpa с передачей мяча «Мяч передавай“ — слово называй.
Цель. Развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка». Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Цель. Развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон
Игра с перебрасыванием мяча.
Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети должны их распутать. Логопед: релтака (тарелка) щепера (пещера) накомта (комната) супода (посуда) тривина (витрина) локодец (колодец)
Игpa с перебрасыванием мячa «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой».
Цель. Развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира, Иван). — А фамилия? Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.
Игpa
Вариант 1. Цель. Закрепление умения добавлять слоги до слов.
Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са —xap, са — ми. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.
Вариант 2. Цель. Дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты.
Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шy», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох co- сорока шу- шуба су- сумка ма- шины сы-сырок.
Игpa «Звучащие игрушки». Навострите ушки: Звуки скажут вaм игрушки.
Цель. Анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния.
Оборудование: красные и синие мячи из ткани с выбитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.
Ход игры. Логопед вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой — вторым, и воспроизводят вместе со
«звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и
читается.
Игpa «Мяч поймай — слово составляй».
Цель. Составление трехзвуковых слов и их анализ.
Оборудование. Мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.
Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М — А — К Д — О — М К — О — Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.
Игpa с перебрасываннем мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй».
Цель. Определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, KИT. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: PAMA, MAMA. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: KPOT, СТОЛ, CПOP.
Игра «Встречу слово на дороге —
разобью его на слоги».
Цель. Тренировка умения делить слова на слоги, paзвumue внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Игpa с перебрасыванием мяча.
Цель: расширение словарного зanaca, развитие внимания, быстроты мышления
Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.
Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"
Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...