Конспект образовательной деятельности по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Смирнова Наталья Сергеевна


Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с элиментами сказкотерапии.

Целью данного занятия является развитие связной речи и нравственных качеств детей старшего дошнольного возраста посредством составления сказки.

Сказка составляется с помощью авторской игры "Расскажи мне сказку"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку»

Составили: учитель-логопед Смирнова Н.С., педагог-психолог Сауцкая В.Ю.

Цель: развитие связной речи и нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством составления сказок.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать формировать умение составлять последовательный сюжет сказки;

- совершенствовать умение подбирать слова-антонимы;

- закреплять понятие видов транспорта;

- закреплять навыки образования приставочных глаголов;

- активизировать словарь детей.

Коррекционно-развивающие:

- формировать умение преодолевать трудности в общении посредством сказки;

- совершенствовать навыки составления описательного рассказа;

- совершенствовать умение определять первый звук в слове, развивать фонематический слух;

- развивать навыки владения связной речью;

- развивать навыки работы с пиктограммами;

- развивать логические операции (анализ, синтез, обобщение);

- развивать память, внимание, воображение;

- развивать общую моторику и координацию движений в соответствии с музыкой и текстом;

- развивать понимание эмоционального состояния героев сказки и своего собственного;

- продолжать развивать умение  выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния (радость, гнев, обида);

- развивать эмпатию.

Воспитательные:

- воспитывать детскую активность и креативность;

- воспитывать самостоятельность на занятиях;

- воспитывать дружелюбное отношение к товарищам.

Предварительная работа:

чтение и анализ сказок, составление сказок по серии картин и мнемотаблицам,  знакомство с пиктограммами, дидактическими играми «Кто я?», «Расскажи мне сказку», «Домик настроений», иллюстрирование сказок, придуманных детьми.

Оборудование и наглядный материал:

магнитная доска и магниты, дидактические игры «Кто я?», «Расскажи мне сказку», парные предметные карточки для звукового анализа, музыкальный центр.

Ход образовательной деятельности

Педагоги:

Дети:

1. Организационный момент.

Приветствие в кругу «Мы здесь»

Учитель-логопед:

- Доброе утро, мы рады вас видеть!

Педагог-психолог:

- Предлагаем поприветствовать друг друга в нашем кругу.  

Дети с педагогами  встают в круг, берутся за руки и «пропевают» имена всех стоящих в кругу («и Маша здесь, и  Саша здесь … и все мы здесь!»).

Педагог-психолог:

- Все собрались, можно и поиграть. Ребята, напоминаю, чтобы наши игры были добрыми, безопасными и мы могли услышать каждого участника необходимо соблюдать правила. Повторим их.

- Никого не обижать, да-да-да!

Никого не обзывать, да-да-да

Говорить по одному да-да-да!

Если хочешь что сказать - надо знак рукой подать, да-да-да!

2. Основная часть.

Дидактическая игра «Кто я?»

На столе стоит коробка с  игрой «Кто я?». Внутри находятся повязки на голову и предметные карточки по теме «Транспорт» (материал подобран в соответствии с комплексно- тематическим планированием).

Дети замечают дидактическую игру  и предлагают поиграть в нее.

Если активность детей недостаточно высока, учитель-логопед сам обращает внимание детей на игру и предлагает поиграть в нее.

Учитель-логопед:

- Посмотрите, в коробке всего четыре повязки, а нас больше. К сожалению, персонажи достанутся не всем. Что же делать?

Предлагают свои варианты, например:

 - Надо разделиться на команды – одни будут описывать то, что нарисовано на карточке, а другие отгадывать.

Педагоги надевают на голову выбранного участника повязку со специальным карманом и кладут туда карточку так, чтобы все кроме игрока видели изображенную на ней картинку.

Учитель-логопед:

- Как правильно описать предмет, чтобы всем было понятно о ком или о чем идет речь? 

Дети вспоминают алгоритм описания предметов.

Во время игры педагоги следят за правильностью описания предметов и выкладывают отгаданные картинки на стол.

Игра «Четвертый лишний»

Педагог-психолог:

- Посмотрите на карточки, которые вы отгадали. Какой предмет здесь лишний? Почему?

- Назовите одним словом, остальные предметы.

- Лишний слон, потому что он животное.

- Это все - транспорт.

- Какие виды транспорта вы знаете?

- Водный, наземный, воздушный.

Игра «Скажи наоборот»

Педагоги незаметно убирают карточки с изображением транспорта.

Учитель-логопед:

- Транспорт исчез. Что произошло, вы догадаетесь, если скажете наоборот:

самолет прилетел -….

поезд пришел - …

корабль приплыл - …

воздушный шар опустился - …

пароход причалил - …

- Самолет улетел.

- Поезд ушел.

- Корабль уплыл.

- Воздушный шар взлетел.

- Пароход отчалил.

Игра «Найди пару»

Учитель-логопед:

- Надо вернуть наш транспорт. Каждому из вас мы дадим карточку. Не показывайте ее никому. Вам нужно запомнить название предмета на картинке, определить первый звук в слове, затем спрятать карточку и, называя первый звук, найти себе пару (услышать такой же звук).

Детям раздаются парные картинки с изображением транспорта. Они громко произносят первый звук в этих словах,  таким образом, находят себе пару.

Физкультурная минутка «Самолет» 

Педагог-психолог:

- Вы славно потрудились, разыскали непослушный транспорт. Дети, кто хочет отдохнуть и немного потанцевать?

Выполняют движения в соответствие с текстом песни.

Игра «Расскажи мне сказку»

Составление сказки (примерный ход).

Педагог-психолог:

- Мы сегодня много говорили о транспорте, поэтому я предлагаю вместе придумать про него сказку. Выберем главного персонажа.

- Хорошо, тогда давайте сочинять сказку, в которой главным героем будет разный транспорт.

- Самолет

- Поезд

- Корабль

- Грузовой автомобиль …

На протяжении всей игры учитель-логопед следит за тем, чтобы дети отвечали полными предложениями.

Педагог-психолог:

- Представьте ребята, у них не получалось жить дружно. Мы попробуем сочинить такую сказку, чтобы в конце главные герои научились дружить.

Нарушение дружеских взаимоотношений и общения взято из диагностики детей группы.

Учитель-логопед:

- Что может помочь в нашей работе?

- Сначала нужно выбрать сказочные карточки.

Дети с помощью взрослых выбирают карточки с пиктограммами, например с изображениями: дома, масок, восклицательного знака, минуса, протянутой руки, плюса, фейерверка.

В целях активизации речи детей используются кубики-подсказки, которые выставляются в соответствии с сюжетом.

Каждой сказочной карточке-пиктограмме соответствует кубик, такого же цвета, на сторонах которого изображены возможные варианты развития событий.

Педагог-психолог:

- С каких слов мы начнем сказку?

- У нас карточка с изображением дома. Где может «жить» наш транспорт.

-Жили-были, однажды…

- В городе, автопарке, гаражах, депо, порту и т.д.

Педагог-психолог выставляет карточку с изображением масок.

- С каких слов мы начнем сказку?

- Какие наши герои, дружные или нет?

- Герои нашей сказки все время ссорились и не дружили.

Педагог-психолог показывает карточку  с минусом.

Педагог-психолог:

- Герои оказались в неприятной ситуации Как вы думаете, из-за чего они могли между собой ссориться?

- Что они при этом чувствовали?

- Изобразите мимикой чувства героев.

- Они ссорились из-за того, что один герой смеялся над другим.

- Кто-то кого-то толкнул.

- Герои не умели договариваться, не уступали друг другу…

- Герои сказки было плохо, у них были отрицательные эмоции.

-  Они часто обижались, злились друг на друга.

Учитель-логопед:

- Посмотрим на следующую карточку, обозначающую помощь. Кто мог помочь героям?

- Что могли  им предложить?

- Как отреагировали персонажи?

- На следующей карточке плюс, значит, произошло что-то хорошее, чувства героев изменились в лучшую сторону.

- Последняя карточка изображает фейерверк. Чем закончилась сказка?

- Как бы вы назвали эту сказку?

- Человек, другой транспорт, волшебник.

- Их пригласили на спортивные соревнования,  попросили помочь и т.п.

- Сначала откликнулись неохотно, но потом увлеклись общим делом.

- Герои научились договариваться, стали сплоченными. Больше никто не обижался, все улыбались друг другу,  

- Потом был большой праздник!

Дети предлагают свои варианты, выбирают лучший.

Учитель-логопед читает сказку, которую сочинили дети.

Рефлексия.

Завершение в кругу «Всем-всем, до свидания!»

Педагог-психолог  и учитель-логопед предлагает встать в круг и поделиться своими впечатлениями.

Учитель-логопед:

- Чем мы занимались сегодня?

- Какая сказка у нас получилась?

- Чему она учит?

Педагог-психолог:

 - Все ли задания удалось выполнить, трудно было или легко? Если трудно, то, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию?

- Теперь положим, друг другу руки на плечи, как настоящие друзья, немного похвалим себя и попрощаемся.

Ответы детей.

- Добрая, мудрая.

- Доброте, взаимопомощи, умению дружить, и ценить друзей, помогать и не ссориться.

Ответы детей.

-Раз, два, три,

Мы сегодня молодцы!

Всем-всем, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Расскажем сказку».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 117 Выборгского районаг. Санкт-Петербург План-конспект непосредственной образовательной деятель...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей с ЗПР «Зимняя сказка»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей с ЗПР «Зимняя сказка»...

Конспект подгрупповой интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект подгрупповой интегрированной ОД по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализации по мотивам сказки «Рукавичка» (старшая группа)

Цель: Формирование у детей интереса к театральной деятельности, обогащение эмоциональной сферы, развитие коммуникативных способностей.Задачи:Образовательные.- закреплять у детей знания наро...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами творческого рассказывания по сказке «Волк и семеро козлят»

Цель: побуждать детей к элементарному словесному творчеству.Задачи:Обучающие:- формировать умение самостоятельного рассказывания в играх -драматизациях по сюжету знакомых сказок;- учить придумывать но...