Конспект образовательной деятельности по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с элиментами сказкотерапии.
Целью данного занятия является развитие связной речи и нравственных качеств детей старшего дошнольного возраста посредством составления сказки.
Сказка составляется с помощью авторской игры "Расскажи мне сказку"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку»
Составили: учитель-логопед Смирнова Н.С., педагог-психолог Сауцкая В.Ю.
Цель: развитие связной речи и нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством составления сказок.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать умение составлять последовательный сюжет сказки;
- совершенствовать умение подбирать слова-антонимы;
- закреплять понятие видов транспорта;
- закреплять навыки образования приставочных глаголов;
- активизировать словарь детей.
Коррекционно-развивающие:
- формировать умение преодолевать трудности в общении посредством сказки;
- совершенствовать навыки составления описательного рассказа;
- совершенствовать умение определять первый звук в слове, развивать фонематический слух;
- развивать навыки владения связной речью;
- развивать навыки работы с пиктограммами;
- развивать логические операции (анализ, синтез, обобщение);
- развивать память, внимание, воображение;
- развивать общую моторику и координацию движений в соответствии с музыкой и текстом;
- развивать понимание эмоционального состояния героев сказки и своего собственного;
- продолжать развивать умение выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния (радость, гнев, обида);
- развивать эмпатию.
Воспитательные:
- воспитывать детскую активность и креативность;
- воспитывать самостоятельность на занятиях;
- воспитывать дружелюбное отношение к товарищам.
Предварительная работа:
чтение и анализ сказок, составление сказок по серии картин и мнемотаблицам, знакомство с пиктограммами, дидактическими играми «Кто я?», «Расскажи мне сказку», «Домик настроений», иллюстрирование сказок, придуманных детьми.
Оборудование и наглядный материал:
магнитная доска и магниты, дидактические игры «Кто я?», «Расскажи мне сказку», парные предметные карточки для звукового анализа, музыкальный центр.
Ход образовательной деятельности
Педагоги: | Дети: |
1. Организационный момент. Приветствие в кругу «Мы здесь» | |
Учитель-логопед: - Доброе утро, мы рады вас видеть! Педагог-психолог: - Предлагаем поприветствовать друг друга в нашем кругу. | Дети с педагогами встают в круг, берутся за руки и «пропевают» имена всех стоящих в кругу («и Маша здесь, и Саша здесь … и все мы здесь!»). |
Педагог-психолог: - Все собрались, можно и поиграть. Ребята, напоминаю, чтобы наши игры были добрыми, безопасными и мы могли услышать каждого участника необходимо соблюдать правила. Повторим их. | - Никого не обижать, да-да-да! Никого не обзывать, да-да-да Говорить по одному да-да-да! Если хочешь что сказать - надо знак рукой подать, да-да-да! |
2. Основная часть. Дидактическая игра «Кто я?» | |
На столе стоит коробка с игрой «Кто я?». Внутри находятся повязки на голову и предметные карточки по теме «Транспорт» (материал подобран в соответствии с комплексно- тематическим планированием). Дети замечают дидактическую игру и предлагают поиграть в нее. Если активность детей недостаточно высока, учитель-логопед сам обращает внимание детей на игру и предлагает поиграть в нее. | |
Учитель-логопед: - Посмотрите, в коробке всего четыре повязки, а нас больше. К сожалению, персонажи достанутся не всем. Что же делать? | Предлагают свои варианты, например: - Надо разделиться на команды – одни будут описывать то, что нарисовано на карточке, а другие отгадывать. |
Педагоги надевают на голову выбранного участника повязку со специальным карманом и кладут туда карточку так, чтобы все кроме игрока видели изображенную на ней картинку. | |
Учитель-логопед: - Как правильно описать предмет, чтобы всем было понятно о ком или о чем идет речь? | Дети вспоминают алгоритм описания предметов. |
Во время игры педагоги следят за правильностью описания предметов и выкладывают отгаданные картинки на стол. | |
Игра «Четвертый лишний» | |
Педагог-психолог: - Посмотрите на карточки, которые вы отгадали. Какой предмет здесь лишний? Почему? - Назовите одним словом, остальные предметы. | - Лишний слон, потому что он животное. - Это все - транспорт. |
- Какие виды транспорта вы знаете? | - Водный, наземный, воздушный. |
Игра «Скажи наоборот» | |
Педагоги незаметно убирают карточки с изображением транспорта. | |
Учитель-логопед: - Транспорт исчез. Что произошло, вы догадаетесь, если скажете наоборот: самолет прилетел -…. поезд пришел - … корабль приплыл - … воздушный шар опустился - … пароход причалил - … | - Самолет улетел. - Поезд ушел. - Корабль уплыл. - Воздушный шар взлетел. - Пароход отчалил. |
Игра «Найди пару» | |
Учитель-логопед: - Надо вернуть наш транспорт. Каждому из вас мы дадим карточку. Не показывайте ее никому. Вам нужно запомнить название предмета на картинке, определить первый звук в слове, затем спрятать карточку и, называя первый звук, найти себе пару (услышать такой же звук). | Детям раздаются парные картинки с изображением транспорта. Они громко произносят первый звук в этих словах, таким образом, находят себе пару. |
Физкультурная минутка «Самолет» | |
Педагог-психолог: - Вы славно потрудились, разыскали непослушный транспорт. Дети, кто хочет отдохнуть и немного потанцевать? | Выполняют движения в соответствие с текстом песни. |
Игра «Расскажи мне сказку» Составление сказки (примерный ход). | |
Педагог-психолог: - Мы сегодня много говорили о транспорте, поэтому я предлагаю вместе придумать про него сказку. Выберем главного персонажа. - Хорошо, тогда давайте сочинять сказку, в которой главным героем будет разный транспорт. | - Самолет - Поезд - Корабль - Грузовой автомобиль … |
На протяжении всей игры учитель-логопед следит за тем, чтобы дети отвечали полными предложениями. | |
Педагог-психолог: - Представьте ребята, у них не получалось жить дружно. Мы попробуем сочинить такую сказку, чтобы в конце главные герои научились дружить. | |
Нарушение дружеских взаимоотношений и общения взято из диагностики детей группы. | |
Учитель-логопед: - Что может помочь в нашей работе? | - Сначала нужно выбрать сказочные карточки. Дети с помощью взрослых выбирают карточки с пиктограммами, например с изображениями: дома, масок, восклицательного знака, минуса, протянутой руки, плюса, фейерверка. |
В целях активизации речи детей используются кубики-подсказки, которые выставляются в соответствии с сюжетом. Каждой сказочной карточке-пиктограмме соответствует кубик, такого же цвета, на сторонах которого изображены возможные варианты развития событий. | |
Педагог-психолог: - С каких слов мы начнем сказку? - У нас карточка с изображением дома. Где может «жить» наш транспорт. | -Жили-были, однажды… - В городе, автопарке, гаражах, депо, порту и т.д. |
Педагог-психолог выставляет карточку с изображением масок. | |
- С каких слов мы начнем сказку? - Какие наши герои, дружные или нет? | - Герои нашей сказки все время ссорились и не дружили. |
Педагог-психолог показывает карточку с минусом. | |
Педагог-психолог: - Герои оказались в неприятной ситуации Как вы думаете, из-за чего они могли между собой ссориться? - Что они при этом чувствовали? - Изобразите мимикой чувства героев. | - Они ссорились из-за того, что один герой смеялся над другим. - Кто-то кого-то толкнул. - Герои не умели договариваться, не уступали друг другу… - Герои сказки было плохо, у них были отрицательные эмоции. - Они часто обижались, злились друг на друга. |
Учитель-логопед: - Посмотрим на следующую карточку, обозначающую помощь. Кто мог помочь героям? - Что могли им предложить? - Как отреагировали персонажи? - На следующей карточке плюс, значит, произошло что-то хорошее, чувства героев изменились в лучшую сторону. - Последняя карточка изображает фейерверк. Чем закончилась сказка? - Как бы вы назвали эту сказку? | - Человек, другой транспорт, волшебник. - Их пригласили на спортивные соревнования, попросили помочь и т.п. - Сначала откликнулись неохотно, но потом увлеклись общим делом. - Герои научились договариваться, стали сплоченными. Больше никто не обижался, все улыбались друг другу, - Потом был большой праздник! Дети предлагают свои варианты, выбирают лучший. |
Учитель-логопед читает сказку, которую сочинили дети. | |
Рефлексия. Завершение в кругу «Всем-всем, до свидания!» | |
Педагог-психолог и учитель-логопед предлагает встать в круг и поделиться своими впечатлениями. | |
Учитель-логопед: - Чем мы занимались сегодня? - Какая сказка у нас получилась? - Чему она учит? Педагог-психолог: - Все ли задания удалось выполнить, трудно было или легко? Если трудно, то, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию? - Теперь положим, друг другу руки на плечи, как настоящие друзья, немного похвалим себя и попрощаемся. | Ответы детей. - Добрая, мудрая. - Доброте, взаимопомощи, умению дружить, и ценить друзей, помогать и не ссориться. Ответы детей. -Раз, два, три, Мы сегодня молодцы! Всем-всем, до свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Расскажем сказку».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 117 Выборгского районаг. Санкт-Петербург План-конспект непосредственной образовательной деятель...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей с ЗПР «Зимняя сказка»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей с ЗПР «Зимняя сказка»...
Конспект подгрупповой интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект подгрупповой интегрированной ОД по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку» для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализации по мотивам сказки «Рукавичка» (старшая группа)
Цель: Формирование у детей интереса к театральной деятельности, обогащение эмоциональной сферы, развитие коммуникативных способностей.Задачи:Образовательные.- закреплять у детей знания наро...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами творческого рассказывания по сказке «Волк и семеро козлят»
Цель: побуждать детей к элементарному словесному творчеству.Задачи:Обучающие:- формировать умение самостоятельного рассказывания в играх -драматизациях по сюжету знакомых сказок;- учить придумывать но...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе: «Путешествие в сказку «Теремок»
Цель: Знакомство со сказкой «Теремок»...