Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализации по мотивам сказки «Рукавичка» (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 

Цель: Формирование у детей интереса к театральной деятельности, обогащение эмоциональной сферы, развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

Образовательные.
- закреплять у детей знания народных сказок, их героев
- учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;
- активизировать речевую деятельность детей;
- побуждать эмоционально, воспринимать сказку;

-  способствовать созданию у детей эмоционального настроя.

Развивающие:

 - развивать связную речь;

- совершенствовать  навыки монологической и диалогической речи детей.

- развивать образное мышление, актёрские способности;
- развивать мимическую активность;
- побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;
- способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу;
- развивать мелкую моторику
 - развивать речевую активность детей, память, умение вступать в диалог. Развивать выразительную речь, внимание, вызвать интерес к театру.

Воспитательные:

 -воспитывать коммуникативные качества: партнёрские отношения между детьми;воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
- воспитывать уверенность в себе, творчество; желание помочь другим
и радоваться за выполненную работу,
- воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать животным.

Предварительная работа:
Чтение сказки «Рукавичка», беседа о героях сказки. Рассматривание иллюстраций животных: мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь,
 оформление декораций, подготовка атрибутов;

Материал:
Домик-рукавичка, декорации леса, костюмы, цветные изображения персонажей сказки, волшебная палочка, корзинка,  нарисованная рукавичка, посылка, елка, волшебный сундучок, шапочки маски для детей (собака,  мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь). Раздаточный материал: краски, трафарет рукавички на каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rns_rukovichka_chistovik.docx800.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №115 «Белочка» комбинированного вида г. Орска»

Конспект образовательной деятельности
по развитию речи с элементами

театрализации по мотивам

сказки «Рукавичка»

(старшая группа)

https://i.pinimg.com/originals/98/3b/d1/983bd164c7e61e3f2f906db7d22565a2.jpg

Подготовил воспитатель:

Калужина И.В

Конспект образовательной деятельности
по развитию речи с элементами
театрализации по мотивам  сказки «Рукавичка»

Цель: Формирование у детей интереса к театральной деятельности, обогащение эмоциональной сферы, развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

Образовательные.
- закреплять у детей знания народных сказок, их героев
- учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;
- активизировать речевую деятельность детей;
- побуждать эмоционально, воспринимать сказку;

-  способствовать созданию у детей эмоционального настроя.

Развивающие:

 - развивать связную речь;

- совершенствовать  навыки монологической и диалогической речи детей.

- развивать образное мышление, актёрские способности;
- развивать мимическую активность;
- побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;
- способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу;
- развивать мелкую моторику
- развивать речевую активность детей, память, умение вступать в диалог. Развивать выразительную речь, внимание, вызвать интерес к театру.

Воспитательные:

 -воспитывать коммуникативные качества: партнёрские отношения между детьми;воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
- воспитывать уверенность в себе, творчество; желание помочь другим
и радоваться за выполненную работу,
- воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать животным.

Предварительная работа:
Чтение сказки «Рукавичка», беседа о героях сказки. Рассматривание иллюстраций животных: мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь,
 оформление декораций, подготовка атрибутов;

Материал: 
Домик-рукавичка, декорации леса, костюмы, цветные изображения
 персонажей сказки, волшебная палочка, корзинка,  нарисованная рукавичка, посылка, елка, волшебный сундучок, шапочки маски для детей (собака,  мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь). Раздаточный материал: краски, трафарет рукавички на каждого ребенка.

Ход занятия:

Дети входят в зал. Встают в полукруг перед гостями.

Воспитатель

Мы сегодня не одни!

Гости в группу к нам пришли

Чтобы вежливыми быть        

Нужно здравствуй говорить

Давайте ребята поздороваемся с нашими гостями!

«Здравствуйте» (вместе с воспитателем встают в круг)

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца  

(Дети вместе с воспитателем присаживаются на стульчики.)

Воспитатель:  Ребята, сегодня я пришла на работу и нашла посылочку,  давайте посмотрим, что в посылочке.

Дети: Волшебная палочка

Воспитатель:  Правильно, волшебная палочка, значит сегодня, будет волшебство.

Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

- Какое сейчас время года? (Осень.),  назовите признаки осени

- Солнце светит редко, греет плохо, солнечных  дней стало меньше.

- На небе темные тучи, небо хмурое.

- Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.  Деревья стоят голые.

- Птицы  улетают в теплые края, животные  осенью готовятся к зиме

- Погода  осенью холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.

- Люди  надевают теплую одежду, потому что на улице прохладно и сыро.

Воспитатель: Сегодня я Вам предлагаю необычное путешествие, в страну, где происходят чудеса и превращения, где начинают говорить звери, а куда отгадайте сами.

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт.

Заходи в волшебный дом,

Чудеса увидишь в нем!

  Что это за дом?  Дети:  Лес

Воспитатель: Правильно, молодцы! Сегодня мы отправимся с вами волшебный  лес, а пока…. Закрывайте глаза, я взмахиваю волшебной палочкой и говорю волшебные слова: Раз, два, три, волшебная палочка нас в  лес перенеси.

    Воспитатель:  Давайте поздороваемся с лесом (Здравствуй, лес! – дети говорят  с    приветственной интонацией, меняя силу голоса, громко, тише.)

Дети:  Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Все открой, не утаи,

Ты не видишь, мы свои.

    Воспитатель:  Давайте возьмемся за руки и пойдем за мной, тихо ступая,

     чтобы     не   потревожить лесных жителей! (идут змейкой, встали в   кружок).

Воспитатель:

По извилистой тропинке мы пришли в осенний лес   Идут спокойным шагом

Сколько тут вокруг чудес:                Останавливаются лицом в круг

Справа – березка в наряде стоит,     Показ рукой вправо, влево

Слева –  елка на нас глядит.

Вот зайчишка прибежал,                Прыгают

От лисы он убежал.

Серый волк по лесу рыщет,           Изображают волка

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас.             Приседают

Не найдет теперь он нас.

Мы попали с вами в лес.                Встают

Полный сказочных чудес.

Дыхательная гимнастика

«Вдыхаем аромат леса»

Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.

Воспитатель - Ой, а чья это рукавичка под елкой лежит? Ребята, это не ваша рукавичка, никто ее не  потерял?

Дети: Нет, это не наша рукавичка.

Воспитатель:   Какой теплый домик для пальчиков! Покажите, сколько пальчиков у вас? Как много, и все помещаются в маленькую рукавичку.

Воспитатель: когда мы надеваем рукавичку?

Дети:  когда на улице холодно.

Дидактическая игра, «Какая рукавичка»
Педагог помогает детям с помощью наводящих вопросов подобрать слова - прилагательные к существительному «рукавичка».
- Рукавичка имеет цвет снега, значит она... Какая? (белая).

Рукавичку связали на спицах, значит она... Какая? (вязанная).

Рукавичку связали из шерсти, значит, она... Какая? (шерстяная).

В этой рукавичке пальчикам не холодно, значит она... Какая? (теплая). Рукавичка маленькая, значит она. Какая? (детская).

Воспитатель:- Кто же эту рукавичку потерял? Может кто-то из сказки? (воспитатель  подводит детей к ответу, что это дедушка потерял из сказки "Рукавичка").

Дети: Это дедушка потерял из русской народной  сказки "Рукавичка.

Воспитатель:  Чтобы ему вернуть, надо сказку показать.

Согласны? (Ответы детей).

-Только вот костюмов нет. В этом нам поможет волшебная палочка. Сейчас я взмахну, скажу волшебные слова:

 -Раз, два, три, волшебная палочка короб с костюмами принеси! (Под ёлкой стоит короб, укрытый осенними листьями).

- Смотрите, под ёлкой что-то стоит. (Воспитатель  берёт короб, открывает, дети одевают маски)

Воспитатель: Ребята давайте сказку позовем.

Дети: Сказка, сказочка приди,
Детям радость принеси!   

По извилистым тропинкам

Идет сказка невидимкой.

Эта сказка-невеличка.
Про зверей и рукавичку
.

Драматизация  сказки «Рукавичка»

Воспитатель: Вот так лес! Полон лес и загадок и чудес!
Красота в лесу, какая –
Всем на удивленье!
Значит, сказка к нам пришла.

В этом нет сомненья.

Дед: (идет по осеннему лесу и поет).

 Наступили холода на дворе почти зима.

По дороге я иду песню громкую пою.

Я смотрю – осенний лес полный сказочных чудес

 Лишь виднеются следы хитрой рыженькой лисы.

(Дед останавливается около елки)

Нынче в город я ходил,
Всем гостинцев накупил:
Нашей внучке Настеньке —
Сарафанчик красненький,
Дочке - шелковый платок,
Бабке - сдобный кренделек,
Кренделек и сайку,
Себе - балалайку.
 (Дед перебирает покупки. Когда он вынимает кренделёк, Жучка пытается его схватить. Дед отмахивается от неё рукавицей. Рукавичка падает и остаётся лежать под кустом. Дед уходит. За ним убегает Жучка)

Воспитатель:  Пока он по лесу шагал,

рукавичку потерял.

Мышка по лесу бежала, рукавичку увидала.  (Бежит мышка, с удивлением останавливается перед рукавичкой)

Мышка -  Я бегу по лесу темному.

Мышка я совсем бездомная.

Ах, какой хороший дом, будет очень тепло в нём.

Воспитатель:  Раз-два-три-четыре-пять пошла лягушка погулять.

Увидала рукавичку, заскакала по привычке.

Лягушка.  Ква-ква-ква,
Пожелтела вся трава,
Зябнут лапки и живот...
В рукавичке кто живет?
Мышь.            Я мышка - норушка. А ты кто?
Лягушка.        А я лягушка - квакушка. Пусти и меня в рукавичку.
Мышь.  А что ты умеешь делать?

Лягушка. Сказки рассказывать

Мышь.        Заходи, (лягушка заходит за рукавичку)
Обе.           В рукавичке мы вдвоем.  Очень весело живем!
Воспитатель:  Прыгал зайчик вдоль опушки,
У него замерзли ушки.
(Из-за ёлочек выбегает зайчик) 

Заяц.  Весь от холода дрожу.

И куда теперь мне деться,
Где несчастному согреться?
 (Зайчик подбегает к рукавичке.)
Кто внутри – зверек иль птичка?

Есть кто в этой рукавичке?

Мышь.   Я  Мышка – норушка и лягушка - квакушка. А ты кто?
Заяц.    А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня.
Мышь: А что ты умеешь делать?

Зайчик: Хворост носить, да печку топить!

Мышь:     Да иди! Мы теперь уже втроем,
В рукавичке живем!

Воспитатель:  По кусточкам, по лесам.
Ходит рыжая лиса.
 Ищет норку где-нибудь,
Приютиться и уснуть.

Лиса:  (бежит по лесу)

Я бездомная лисица,

 Песни петь я мастерица.

Я по лесу все хожу,

 Но норы не нахожу.

Зябнут лапки, зябнет нос,

 в рукавичке кто живет?

Мышь:   Я – мышка норушка.
Лягушка:  А я лягушка - квакушка.
Заяц:      А я зайчик - побегайчик. А ты кто?
Лиса:     А я    Лисичка-сестричка,
                Пустите меня в рукавичку!

Мышь:  А что ты умеешь делать?

Лисичка: Песни петь

Мышь:   Да уж иди! В рукавичке вчетвером.
                Очень весело живем!

Воспитатель - А вот и волчок - серый бочок

На луну он ночью выл,

И от холода простыл. (Волк воет)

Громко серый волк чихает-

Зуб на зуб не попадает. (Волк чихает и стучит зубами)

Рукавичку увидал, прямо к ней он подбежал.

Волк, (бежит по лесу).

 Холодно мне волку в лесочке

 И стоят все голые кусточки.

сильно голодаю, тихонько подвываю. у-у-у

(Подбегает волк к рукавичке).

Листья осыпаются

Звери ждут зимы.

Мне нужна уютная, теплая нора.

Чей  же это домик?

 Кто же в ней живет? Из рукавички выглядывает Мышка

Все.   Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка. А ты кто?
Волк.      А я волчок - серый бочок. Вы меня пустите жить,
Вас я буду сторожить!
Мышь:   Ну, что с тобой делать! Иди!     В рукавичке впятером

              Очень дружно заживем (Из-за деревьев справа появляется Кабан)

Воспитатель: откуда ни возьмись – бредет кабан.

 Кабан – клыкан:
Хрю! Совсем замерз бочок,
Мерзнут хвост и пятачок!
Рукавичка эта кстати! (
Из рукавички выглядывает Мышка).
Мышка:  Места здесь тебе не хватит!
Кабан – клыкан:  Влезу я уж как-нибудь!
Лисичка: Тесно здесь! Ну, просто жуть!
(
Лисичка снова прячется в рукавичку).

Мышь: А что ты умеешь делать?

Кабан: Буду воду вам носить, всех водицею поить.

Мышка: - Ну, что ж с тобой поделаешь, залезай!

(Мышка и Кабан прячутся в рукавичку)

Воспитатель: (выходит Медведь)
Мерзнет Мишка косолапый.
Мерзнет нос, и мерзнут лапы.
(Мишка потирает нос.)
Мишка:
Нету у меня берлоги!
Что тут, посреди дороги?
Рукавичка подойдет!
Кто, скажите, в ней живет?
(Из рукавички выглядывает Мышка.)

Все.     Я мышка-норушка. А я лягушка-квакушка. А я зайчик-побегайчик. А я лисичка-сестричка. А я волчок серый бочок. А  я  Кабан – клыкан. А ты кто?

Медведь. Я медведь косолапый

                  Очень я люблю  реветь.

                  Пустите меня в рукавичку.

Лягушка. Ой, как тесно тут у нас

           Места нет, медведь, для вас!

Медведь. Да ладно уж, пустите, (примирительно):
Мышь: А что ты умеешь делать?

Медведь: Я вам мёда принесу и, конечно, угощу!

(Медведь прячется в рукавичку.)

Мышка:    Кто бы слышал, кто бы видел:
                    В рукавичке  всемером,
                    В тесноте, да не в обиде,
                    Очень весело живем!

Воспитатель:
Тут хватился дед пропажи –
Псу велел назад бежать,
Рукавичку отыскать!
 Из-за деревьев справа появляется Собака и  Дед)

 Дед.  Ой, погодка холодна,
     Ветер так и режет!
     Рукавичка здесь одна,
    А другая где же
? Эх, Жучка, мы с тобой рукавичку потеряли! Пойдём искать.

Жучка:
Гав-гав-гав! Так вот она!
За версту она видна!
Эй вы, звери там иль птицы,
Быстро брысь из рукавицы!
Если в ней кого застану,
Очень громко лаять стану.
Все  - Ой, страшно

Воспитатель:

Звери очень испугались,
В рассыпную разбежались,
Схоронились кто куда,
И лишились навсегда
Рукавички новой
Теплой и пуховой  (
Из  рукавички по очереди выскакивают звери и садятся на стульчики. Выходит  Дед направляется к Жучке, которая несет рукавичку).

Дед. Жучка, что ты лаешь ? кого ты пугаешь?

Ой, погодка холодна. (Видит рукавичку)

Рукавичка! Вот она! (Надевает рукавички и радостный идет домой. Рядом бежит Жучка.)

Мы сегодня с Жучкой из города идем,

Мы сегодня с Жучкой гостинцы несем.

Всем у нас гостинцы есть! Рукавички обе здесь!

(Все звери все герои встают за рукавичку, собака выходит вперед

Собака:

Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на жильё (звери все вместе). 

(Все герои выполняют поклон. Звучат аплодисменты).

Воспитатель:  Вот и сказке конец, а кто смотрел – тот молодец!

Вы артисты костюмы  снимайте и в ребяток превращайтесь. 

(Дети снимают маски)

Воспитатель: Вот и вернули мы дедушке рукавичку. Молодцы! Но наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу давайте попрощаемся с лесом.

До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес! (
Помахивание рукой. Поворот вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)
По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали,
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
(Прыжки. Широко разводим руки в стороны. Ходьба)

Воспитатель: Закрывайте глазки:   Раз, два, три, волшебная палочка нас из леса в группу перенеси

Воспитатель: Ребята вам понравилась замечательная сказка о дружных животных.

- А теперь давайте вспомним  с чего началась сказка «Рукавичка».

-  Сколько зверей вместила рукавичка?

- Кто  первый пришел к рукавичке? (мышка-норушка)

- Кто  потом заметил рукавичку? (лягушка-квакушка)

-Кто потом бежал по лесу? (зайчик-побегайчик)

- Потом  кто попросился к зверям? (лисичка-сестричка)

- Потом пришел… (волчок-серый бочок)

- И мимо пробегал … (кабан-клыкан)

- И тут мимо проходил… (мишка-косолапый)

- Чем закончилась сказка «Рукавичка»

Дети: Дед увидел, что потерял рукавичку и пошел ее искать. Собачка помогла деду найти рукавичку.  Звери испугались и убежали.

Проблемная ситуация

Воспитатель:    Ребята, значит, наши зверята  остались без домика?  Что же делать? (Рассуждения детей).

 Давайте поможем им, нарисуем для зверей домики-рукавички, что бы им не холодно было. У меня есть вот такие рукавички, но они белые, не красивые. Животным они не понравятся. Мы можем украсить рукавички красивыми узорами, прежде чем мы начнем рисовать, покажите, мне свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Это звери»

У зверей четыре лапы,  (поднимаем и опускаем 4 пальца на ручках)

Когти могут поцарапать,  (пальцы двигаются как коготки)

Не лицо у них, а морда, (соединить пальчики двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальчики, опуская их)

Хвост, усы, а носик мокрый. (волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)

И, конечно, ушки (растираем ладошками свои ушки)

Только на макушке, (массажируем две точки темени)

Воспитатель: Посмотрите на картинки, что на них изображено? (Рукавички).

(показ трех нарисованных по-разному рукавичек)

Что можно нарисовать на рукавичке? ( Прямые и волнистые линии, колечки, круги, квадраты, точки, узоры).

Воспитатель: А давайте мы с вами теперь попробуем расписать рукавички с помощью красок и подарить зверятам. Садитесь на свои места, да приготовьтесь к работе. (Дети садятся на свои рабочие места и принимаются за работу).

Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные получились рукавички. Как здорово, просто отлично вы потрудились!

Воспитатель: Какие рукавички получились? 

Дети: они получились яркие, красивые, нарядные.

по окончании работы дети прикрепляют  свои рукавички на доску)

Воспитатель:   Молодцы, ребята!

Как вы думаете, зверятам, понравятся наши рукавички? (ответы детей)

Подведение итогов.

1.Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).

2.Где мы с вами сегодня ребята побывали, какую сказку показали? (ответы)

3. Героям, какой сказки вы сегодня помогали? Что вам запомнилось?

(Воспитатель предупреждает, что ответы должны быть полными).

Пришло время расставаться

И с героями прощаться,

Но не будем унывать,

Сказку будем в гости ждать.

Все артистами сегодня побывали,

Сказку «Рукавичку» гостям  показали,

Все старались, были молодцы

Похлопаем, друг другу от души.

Воспитатель: И пора нам прощаться с нашими гостями!
Дети: (делают низкий поклон). До свидания!

C:\Users\User\Desktop\и.в\20210205_174728.jpg

C:\Users\User\Desktop\и.в\20210205_174106.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации с детьми второй младшей группы «Сказочные рукавички»

Конспект предназначен для того, чтобы учить детей громко и чётко произносить слова, сочетая речь с движениями пальцев рук, воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарный зап...

Конспект НОД по развитию речи с использованием театрализации по мотивам сказки "Заячья избушка"

Програмное содержание:1. Развивать содержательность, связность речи.2. Активизировать словарь детей, побуждать к использованию слов – описаний.3. Упражнять в звукопроизношении, работать над дикцией.4....

Конспект занятия по развитию речи с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказкам» В старшей группе.

Воспитатель: Тише, тише, не шумите,Сказку нашу не вспугните.В сказку с вами мы, пойдем,Сказку с вами мы найдем.– Я приглашаю отправиться вас в сказочное путешествие. А полетим мы на «ковре...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации по мотивам украинской народной сказки "Рукавичка".

Занятие рассчитано на детей средней группы, проходит полностью в игровой форме....

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации " Путешествие по сказке "Теремок"

Целью данного занятия является развивитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи -   диалогической ф...

Занятие по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет

  Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отво...