Мастер-класс для педагогов, родителей, воспитателей "Секреты учителя - логопеда по постановке и автоматизации звуков"
консультация по логопедии
Мастер-класс для педагогов, родителей, воспитателей "Секреты учителя - логопеда по постановке и автоматизации звуков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley._sekrety_logopeda.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для родителей: «Секреты учителя-логопеда,
в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».
Учитель – логопед: Иванова Светлана Венадьевна
Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.
Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
«Без речи нет ни сознания, ни самосознания».
Л.С. Выготский
Девиз: «Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,
сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!»
Оборудование:
- Индивидуальные зеркала
- Ватные диски.
- Ватные палочки.
- Напальчник.
- Коктельные трубочки.
- Стаканчики с крышкой,
- Постановочные логопедические зонды.
- Ротовая полость «РАТАТУШКА».
- Театр язычка.
- Воздушные шары.
- Бабочка из папирусной бумаги.
- Вертушка.
- Пластмассовые губы для развития воздушной струи.
- Массажный мяч с шипами «Ёжик».
- «Су-джок».
- Шар с резинками.
- Прищепки.
- «Слонёнок - Элефон» - для развития фонематического слуха.
Программа:
1. Обобщение педагогического опыта по теме.
2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков.
3. Рефлексия опыта:
Б) что взял полезного (интересного).
В) чем запомнился мастер-класс.
Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.
Задачи:
- Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:
- развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
- профилактика речевых нарушений.
Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из основных тем комплекса мастер – классов, это «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков».
Как же объяснить доступным языком родителям, что такое речь?
(Строим дом)
А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков:
Работа по развитию артикуляционного аппарата
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
Работа над общей и мелкой моторикой
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Развитие правильного речевого дыхания
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания.
Развитие фонематического слуха
Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Проведённая совместная работа с воспитателями и родителями, показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия.
Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент детей с дефектами речи к поступлению в школу, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.
Итак, главный орган артикуляционного аппарата – ЯЗЫК!
Практическая часть
А теперь, я предлагаю вам побывать на таких логопедических занятиях и поучаствовать в них вместе со мной, а провести их мне поможет моя помощница, знакомьтесь – Ротовая полость, РаТаТуШкА.
Практическую часть своего мастер – класса, я всегда начинаю с таких слов:
«Радоваться даже маленьким достижениям,
стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"
1 этап в постановке звуков – АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеда долго сохраняют прекрасный овал лица. В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить, и выполнять действие с помощью наших помощников: у меня ротовая полость, у участников – Театр Язычка.
- Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.
- Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ --------ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.
- Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
- Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».
- Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта.
- Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
- Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
- Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
- Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.
А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!
Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!
Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит из – за укороченной подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.
2 этап – РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Упражнения для речевого дыхания
- Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
- Сдуть бабочку с кончика носа.
- Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.
- Надуем шарик, не раздувая щеки.
- Вертушка, губы.
3 этап - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
- Массажный мяч.
- Шар с резинками.
- Прищепки.
- Су-джок терапия.
4 этап – РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Услышишь – хлопни
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).
Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
***
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Игра «Телеграф»
Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.
И закончить свой мастер – класс мне бы хотелось красивым стихотворением, которое характеризует меня, как учителя – логопеда.
5 этап - ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]
Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик».
(показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).
Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах.
«Ребро – кулак – ладонь – хлопок»
Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе.
1. ребро – кулак – ладонь – хлопок;
2. р – р – р – р;
ра – ра – ра – ра;
ро – ро – ро – ро;
ру – ру – ру – ру;
ры – ры – ры – ры.
3.ра – ро – ру – ры
Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.
И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда:
Терпение и творчество,
Упорство и победа -
Вот главные этапы
В работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити
Должны заговорить,
И от тебя зависит -
Быть им или не быть.
Душа болит за каждого.
Всем хочется помочь.
Не раз вопрос: «Что делать?»
Преследовал всю ночь.
Идешь порою с сумками,
А язычок «грибком»,
Или «лошадкой» цокает,
Иль губы «хоботком».
Вдруг затрещишь «моторчиком»
Раз несколько подряд
И ловишь настороженный
Идущих мимо взгляд.
Так день за днем –
То вниз, то вверх
Летает язычок,
Работать так настойчиво
Из вас не каждый б смог.
И… появились звуки
А вслед возможно слоги,
А там уже слова пошли
По правильной дороге.
При самой первой встрече
Мы часто слышим: «Датте»,
А на прощанье четкое:
«Здоровья вам и счастья!»
И я без ложной скромности
Признаться не стыжусь,
Что я своей профессией
Действительно горжусь!
На этом мой мастер – класс окончен,
большое спасибо всем за помощь и внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»
главная цель этого мастер класса - познакомить родителей с разнообразными методами и приемами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда»
Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с ...
Мастер - класс как одна из форм взаимодействия учителя-логопеда с семьей дошкольника с ОВЗ
В статье описан логопедический мастер-класс "От "Агу" до монолога" для родителей детей с ОВЗ....
Мастер - класс: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя -логопеда"
Мастер - класс«Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках...
Отзыв о проведении мастер-класса для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков»
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков». 10 декабря 2018 года в детском саду воспитателем Яшновой Л.Ю. был провед...
Мастер-класс «Применение «Интеллект-карт» в деятельности учителя-логопеда» (2019 год)
Дети с ТНР имеют специфические нарушения развития речевых навыков, а также особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации.Перспективным направлением совершенствования работы с воспитан...
Мастер-класс: "Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"
На мастер-классе представлена система упражнений с нейрокоррекционным воздействием, которые включаются в структуру логопедического занятия для коррекции нарушений речевых и психических процессов...