Профилактика дисграфии.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Лучковская Ксения Георгиевна

Косультация для родителей по профилактики дисграфии в старшем дошкольном возрасте. Подобраны действенные и интересные для детей задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilakt_disgrafii.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика  дисграфии у дошкольников.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его плохой обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов – нарушение формирования высших психических функций, задействованных в устной и письменной речи.

       Профилактика дисграфии у дошкольников потребует значительно меньше времени и усилий, чем ее коррекция после поступления в школу.

Характеристика нарушения Дисграфия основывается на:

  • недоразвитии  - способностей различать и сопоставлять предметы,
  • ориентироваться в пространстве
  •  проводить анализ и синтез.

 В результате ребенок подменяет буквы или пишет их неправильно.  Таким образом, причина дисграфического расстройства – нарушение зрительного гнозиса или его несформированность. Русские буквы содержат общий набор элементов, включающий палочки, крючки и круги, а также несколько особенных. Комбинация этих элементов формирует различные буквенные символы.

Если сложности с письмом и чтением своевременно не выявлены, а родители не могут или не хотят помочь ребенку, это вызывает трудности с дальнейшим школьным обучением и приводит к эмоциональным переживаниям. У детей появляется немотивированная агрессия (вербальная или физическая), они не хотят делать уроки или выполняют задания только под угрозой наказания. Состояние аффекта – результат скрываемой тревожности и снижения самооценки. Такие изменения характера могут стать необратимыми. Вот почему предупреждение дисграфии стоит начинать не после поступления в школу, а в дошкольном возрасте до начала обучения грамоте.

Правила профилактики дисграфии:

Главное условие успешности превентивных занятий – ранее выявление симптоматики нарушения речи. Коррекционная работа организовывается в зависимости от механизма и причин расстройства. В 3-4 года малыша обязательно проверяют на способность различать фонемы на слух. Если возникают сложности, следует работать над развитием навыков дифференциации звуков. Важно завершить коррекцию до начала обучения письму. С дошкольниками отрабатывают правильную артикуляцию сложных фонем, предупреждая подмену звуков другими из схожих фонетических групп, формируют образное восприятие чужой речи. Если малыш пропускает слоги или меняет их местами, это свидетельствует о предпосылках развития дислексии и дисграфии в более старшем возрасте.

Для развития ориентации в пространстве, а также способностей выразить словами пространственные отношения, малышей учат использовать предлоги, а также понимать их смысловое значение (вверх, вниз, слева, справа, за или перед (чем-то)). Упражнения для профилактики дисграфии у дошкольников  направлены на достижение конкретной задачи.

Для повышения внимательности, умения концентрироваться:

- просят малыша назвать, что нарисовано на картинке;

- разделить карточки по группам – «мебель», «домашние животные», «одежда»;

- найти предмет нужной геометрической формы; выбрать ряды с одинаковыми фигурами;

- найти одинаковые предметы на черно-белых и цветных изображениях;

- угадать контур чего изображен на картинке;

- найти силуэт к каждому изображению;

- на время отыскать 5, 6 или 10 отличий на картинках;

- назвать предметы, нарисованные друг на друге;

- выбрать лишнее изображение в ряду (оно не соответствует остальным по форме, размеру, групповой принадлежности);

- отыскать одинаковые изображения, расположенные в разных частях картинки;

- отгадать, что хотели изобразить на незаконченной картинке;

найти ошибки на рисунке; отыскать «спрятанные» изображения;

- сопоставить форму изображения с геометрической фигурой; соединить части одной картинки или фотографии  (пазлы, разрезанное изображение);

- узнать, что нарисовано по деталям;

- ответить, какая картинка или предмет исчезли;

- правильно найти выход из лабиринта.

Улучшить зрительное восприятие и запоминание помогают такие упражнения:

- посмотреть, как расположены игрушки и по памяти выстроить их так же;

-посмотрев несколько секунд на нарисованные геометрические фигуры, изобразить их, не подглядывая, сохранив порядок и цвет;

- найти картинке пару; запомнить порядок расположения картинок и повторить его;

- найти отличия в двух похожих изображениях;

- запомнить фигуру, сложенную из счетных палочек или спичек и восстановить ее по памяти (на запоминание выделяется 10-15 секунд).

 Для развития образного мышления, пространственного восприятия, умения ориентироваться на местности детей просят:

- показать и правильно назвать верхние части тела человека на картинке, затем свои: вначале ребенок делает это, смотрясь в зеркало, затем без подсказок;

- показать и назвать, что находится выше (или ниже) указанной вещи;

- вспомнить, назвать и продемонстрировать, что можно сделать верхними (а затем нижними) частями тела: повороты, наклоны, махи, вращения, приседания, наклоны;

- указать (сначала на зеркальном отражении или на другом ребенке, затем самостоятельно) и сказать названия частей тела, которые находятся сзади (спереди, слева или справа);

- выполнять заданные логопедом или воспитателем движения только в одном направлении (вперед, назад, влево, вправо): наклоны головы или туловища, прыжки на одной или двух ногах, ходьба; продемонстрировать и проговорить названия частей тела, расположенных с левой (правой) стороны;

- дотянуться левой рукой до носка правой ноги, правой рукой до мочки левого уха;

- назвать все предметы, расположенные впереди от того места, где стоит ребенок;

- не изменяя своего положения, называть, что находится ниже всего (выше всего, дальше или ближе всего);

- без ошибок выполнять задания на движения: шаг вправо, два шага вперед, три – назад и четыре вправо;

- нарисовать на бумаге или на доске геометрические фигуры с определенным расположением: в центре ромб, справа от него круг, в правом нижнем углу – квадрат, в левом нижнем – овал, справа от овала – треугольник;

- карандашом прочертить линию, соединив два рисунка;

- прописать крючки, овалы, палочки до конца строки, согласно данному образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.

Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"

Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....