пальчиковая гимнастика
учебно-методическое пособие по логопедии (средняя, старшая группа)

Наталья Васильевна Попова

Движения пальцев рук способствуют не только развитию мелкой моторики, но и развитию межполушарных связей коры головного мозга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Движение рук, в особенности пальцев, стимулируют кору головного мозга. Оказывают большое воздействие на мышечную составляющую речи, активизируя её. Для того, чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь и способствует устранению дефектов речи.

             Если у ребёнка высокий уровень развития мелкой моторики, то у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется.  Чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста нужно начинать развивать его руки: пальцы и кисти.

            Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем дети, чьи руки мало знакомы с пальчиковыми  играми. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут от пальцев рук. Подобная тренировка в игровой форме позволяет ускорить созревание речевых областей коры  больших полушарий.

           Таким образом, игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальцы рук.)

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

 (Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

Засолка капусты

Мы капусту рубим,

(Движения прямыми кистями вверх-вниз.)

Мы морковку трем,

 (Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим,

(Имитировать посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем.

 (Сжимать и разжимать пальцы.)        

Семья

Этот пальчик - дедушка (массаж большого пальца)

Этот пальчик - бабушка (массаж указательного пальца)

Этот пальчик - папочка (массаж среднего пальца)

Этот пальчик - мамочка (массаж безымянного пальца)

Этот пальчик - я (массаж мизинца)

Вот и вся моя семья. (сгибание и разгибание пальцев кисти)

Дождик капает

Дождик капает,

Дождик капает.

Кап -кап-кап.

Кап-кап-кап.

 (Пальчики обеих рук постукивают по столу.)

Кого встретили в лесу?

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

("Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук)

Там живет лиса.

(Рукой показать хвост за спиной)

Там живет олень.

(Пальцы рук разведены в стороны)         

Там живет барсук.

(Кулачки прижать к подбородку)

Там живет медведь.

(Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя)

Пальчиковая гимнастика не всегда сопровождается рифмами. Дети 3-4 лет с интересом рассказывают сказку о маленьком гномике, который отправился в лес:

o Топ – топ (указательный и средний палец топают по столу, изображая ножки)

o А навстречу ему два ежика: шлёп – шлёп (руки шлепают по столу ладошками вниз)

o Вдруг один ежик услыхал гномика, испугался, свернулся в клубочек (сжимаем кулачок правой руки)

o Потом ежик колючки расправил, перестал бояться (пальчики – колючки спокойно ложатся на стол ладонью вниз)

o Другой ежик испугался, сжался в комочек (другая рука сжимается в кулак)

 Дальше асимметричные движения рук (левая в кулачок – правая растопыривает пальцы, и наоборот).

Считаем пальчики

o Раз, два, три, четыре, пять (в такт словам поочередно, начиная с мизинчика, загибаем пальчики на правой руке)

o Будем пальчики считать (теперь поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого, на этой же руке)

o Всех собрали (сжимаем ладошку в кулак)

o Посчитали (разжимаем ладошку, а пальчики держим растопыренными)

o Оказалось ровно пять (указательным пальцем левой руки поочередно дотрагиваемся до кончиков пальцев правой).

o После этого меняем руки и выполняем все упражнения сначала, но уже левой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...