Формирование звуковой культуры речи у дошкольников «Играем со звуками»
консультация по логопедии
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников «Играем со звуками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников «Играем со звуками»
Распределение педагогов на три группы.
Каждый педагог берёт одну картинку, и определяет место звука [л] в начале, конце или середине), занимает место за столом с соответствующей схеме.
Мы все правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата.
Работа по развитию основных движений органов артикуляции проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Для того чтобы артикуляционная гимнастика давала хороший результат,
необходимо запомнить следующие правила:
- Проводить артикуляционную гимнастику необходимо в форме игры, без принуждения.
- Упражнения должны выполняться каждый день.
- Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься перед зеркалом.
- Время занятия-3-5 минут.
- Фиксировать внимание на неудачах ребенка нельзя (у него не всегда с первого раза будет получаться выполнять то или иное упражнение).
Артикуляционная сказка - гимнастика Король Язык
В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Рот», жил – был король, которого звали Язык. Это государство защищали сильные ворота «Губы», а за воротами стояла стража короля – «Зубы». Когда в государство приезжали гости, торговцы, купцы, скоморохи вначале открывались сильные ворота «Губы», а затем стража короля «Зубы» впускала их. Выходил король Язык и приветствовал своих гостей (упражнение «Лопаточка»: удержание 15 сек.). А когда гости уезжали, Язык уходил в свои владения, стража «Зубы» создавала собой плотный белый забор и закрывались мощные ворота «Губы» (динамическое упражнение: обнажили десны, открыли рот, высунули язык и обратно. Повторить 3 – 4 раза).
Каждое утро король Язык сначала подходил к каждому из своих стражников, разговаривал с ними про службу (упражнение «Чистим зубки»: повторить 3-4 раза), а затем король занимался бегом, оббегал свои владения (круговые движения языком во рту – повторить 5 раз).
И, вот, в одно прекрасное солнечное утро король Язык, сделав утреннюю пробежку, решил посмотреть, что твориться за пределами его владений. Он сел на своего коня «Нёбо» и поскакал (упражнение «Лошадка»: выполнить 15 цоканий языком).
Скача по лесу, он увидел большую поляну, на которой росло много грибов, и пошел их собирать, напевая песенку:
«Один грибок, два грибка, три грибка (выполнение упражнения «Грибок» 3 раза по 15 секунд удержания в статике)
Ещё немножко (показать пальцами немножко) будет полное лукошко (упражнение «Чашечка»: удержание 15 секунд)».(Повторить 3 раза).
Собрав грибы, король сел на своего ретивого коня и поскакал обратно в замок (упражнение «Лошадка» выполнить 15 цоканий языком). Приехав в замок, король был в таком хорошем настроении, что решил закатить пир на весь мир, и пригласил шутов, скоморохов для ещё большего веселья.
Приехали его гости, большие ворота и стража запустили их (упражнение: открывание и закрывание рта: выполнить 3-4 раза). И тут началось веселье: музыканты играли на дудках (упражнение «Трубочка» с добавлением голоса: 10 – 15 секунд), король со своими гостями танцевал и пел (упражнение «Болтушка»: выполнить 3 раза), а его подданные зазывали гостей на пир песней:
«Один, два, три, четыре (хлопки),
Открывай ворота шире (открывание рта).
Заходи народ на пир (показать руками зазывание)!
Выходи король – кумир (Упражнение «Лопаточка»: удержание 15 секунд)!
Наступил вечер, гости разъехались, а уставший король Язык лег спать и захрапел: «Хр-р-р-р».
Следующая сказка "У бабушки и дедушки"(презентация)
Также используется стихотворное сопровождение артикуляционной гимнастики
(картинки гимнастики)
«Качели»
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
«Часики»
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»
«Лопаточка»
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
Заборчик»
Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.
"Вкусное варенье "
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
«Лошадка»
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
«Грибок»
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
Перед тем как вы приступите к выполнению следующего задания хотелось бы немного рассказать о положении органов артикуляции при произнесении звуков
Задание для воспитателей :(Картинка с гимнастикой + схема звуков)
- подобрать правильно артикуляционные е упражнения для звуков.(артикуляционные упражнения на столах)
1 стол – звук [с]
2 стол – звук [ш]
3 стол – звук [р]
Логопед проверяет результаты.
Также Физминутка может использоваться, как часть занятия по развитию речи. (закрепить название животных, растений, птиц и т. д.)По математике – закрепить счёт
Звуковой культуре речи – автоматизация, дифференциация звуков, введение в свободную речь.
Игра «Большой Ух» Различение звуков в произношении.
1.И.п. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук [б],
Хлопнуть в ладоши над головой а остальные слова руки к плечам. (барабан, корова, забор, ворона, булка, машина, дракон, белка, кабан, стол, комод…)
2.И. п. – основная стойка. На слово со звуком [з] наклон вперёд, со звуком [c] наклон назад (зайка, сайка, насос, зонт, коза, сосулька, забор, собака, сорока, заноза …)
3.Сядет на место тот , кто назовёт слово со звуком [ш] ( в начале, середине, конце слова)
Физминутка в стихотворной форме например для закрепления произношения звука [х]
«Хомка»
Хомка, Хомка хомячок (Показывают толстые щёки хомяка)
Полосатенький бачок. ( Указательными пальцами проводят по бокам у себя)
Хомка раненько встаёт, (Потягивание, руки вверх)
Щёчки моет, лапки трёт. (Имитируют движения)
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку (Шагают по кругу)
Раз, два, три, четыре, пять (Поднимают и опускают руки к плечам)
Хомка сильным хочет стать. (Подпрыгивают вверх)
Посложнее задание на развитие фонематической функции на занятиях например по математике.
Я расскажу вам сказку. Когда услышите слово со звуком [р], положите фишку перед собой.
У мальчика Ромы именины. Он пригласил в гости друзей Раю, Леонида, Катю.
Рома украсил комнату разноцветными надувными шарами. На столе стояло угощение: торт, фрукты, конфеты, грушевый сок. «Прошу к столу». – сказал Рома. А потом все играли в разные игры.
Педагог. Сколько слов со звуком [р] вы услышали? (считают фишки)
Ответы ….
Педагог. Какие?
Какое слово было самое короткое?
Сколько в нём звуков?
Составьте задачи с одним из этих слов.
Игротека.
На каждый стол раздается по 1 игре. ( С описанием игры) команды готовятся 5 мин) затем по очереди показывают свои игры.
Д\И «Собери слова-друзья»
Цель: Научить детей выделять начальный (в середине, конце) в слове.
Оборудование: Взрослый раскладывает на стол картинки, называет их, затем даёт инструкцию ребёнку, что он должен объединить картинки в несколько команд-друзей по начальному звуку.
Например;
[л] – Лось, лошадь, лук, луна, лампа и т. д.
[к] – Кот, конь, конфета, кукла и т. д.
Игра «У кого больше слов?»
Цель: научить детей находить по картинке или придумывать слова с заданным звуком.
Оборудование:предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук; мяч
Взрослый называет детям звук и показывает картинки со словами, в которых есть этот звук.
Затем картинки убираются, а дети должны назвать как можно больше слов по памяти, передавая мяч соседу.
Игра "Съедобное, несъедобное"
Правила: Дети стоят по кругу, взрослый по очереди кидает мячик , необходимо называть следующие слова : со звуком [ж]съдобные, слова со звуком[ш]несъедобные(мяч не ловить)
Мониторинг по группам. Оцените насколько полезным был представленный материал. Как относитесь к групповой форме организации работы? Какая помощь нужна?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи. Тема: "Речевые и неречевые звуки. Органы артикуляции"
Конспект НОД для детей 5-6 лет с задержкой психического развития....
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактической игры
В статье рассматривается формирование звуковой культуры речи как основы благоприятных социальных контактов и общения, которая позволяет воспитать полноценную личность ребенка. В статье приводится ряд ...
ИКТ- игры по формированию звуковой культуры речи старших дошкольников
Игры для интерактивной доски: "Помоги Маше", "Слова-путешественники"...
Сценарий семинара-практикума для родителей средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»
Познакомить родителей с организацией работы по формированию звуковой культуры речи у детей в группе.Вовлекать родителей в процесс развития звуковой культуры речи у детей.Познакомить родителей с некото...
Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»
Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»...
Статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"
Научная статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"....
Занятие по формированию звуковой культуры речи в средней группе. Тема: Звук «Н» (закрепление).
Предложенный материал поможет молодым специалистам (учителям-логопедам) при подготовки к занятию по развитию звуковой культуры речи в средней группе....