Формирование звуковой культуры речи у дошкольников «Играем со звуками»
консультация по логопедии

Косило Надежда Викторовна

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников «Играем со звуками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников «Играем со звуками»

Распределение педагогов на три группы.

Каждый педагог берёт одну картинку, и определяет место звука [л] в начале, конце или середине), занимает место за столом с соответствующей схеме.

Мы все  правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности  органов артикуляционного аппарата.

Работа по развитию основных движений органов артикуляции  проводится в форме артикуляционной гимнастики.

 Целью артикуляционной гимнастики является  выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Для того чтобы артикуляционная гимнастика давала хороший результат,

необходимо запомнить следующие правила:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо в форме игры, без принуждения.
  2. Упражнения должны выполняться каждый день.
  3. Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься перед зеркалом.
  4. Время занятия-3-5 минут.
  5. Фиксировать внимание на неудачах ребенка нельзя (у него не всегда с первого раза будет получаться выполнять то или иное упражнение).

Артикуляционная сказка - гимнастика Король Язык

В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Рот», жил – был король, которого звали Язык. Это государство защищали сильные ворота «Губы», а за воротами стояла стража короля – «Зубы». Когда в государство приезжали гости, торговцы, купцы, скоморохи вначале открывались сильные ворота «Губы», а затем стража короля «Зубы» впускала их. Выходил король Язык и приветствовал своих гостей (упражнение «Лопаточка»: удержание 15 сек.). А когда гости уезжали, Язык уходил в свои владения, стража «Зубы» создавала собой плотный белый забор и закрывались мощные ворота «Губы» (динамическое упражнение: обнажили десны, открыли рот, высунули язык и обратно. Повторить 3 – 4 раза).

Каждое утро король Язык сначала подходил к каждому из своих стражников, разговаривал с ними про службу (упражнение «Чистим зубки»: повторить 3-4 раза), а затем король занимался бегом, оббегал свои владения (круговые движения языком во рту – повторить 5 раз).

И, вот, в одно прекрасное солнечное утро король Язык, сделав утреннюю пробежку, решил посмотреть, что твориться за пределами его владений. Он сел на своего коня «Нёбо» и поскакал (упражнение «Лошадка»: выполнить 15 цоканий языком).

Скача по лесу, он увидел большую поляну, на которой росло много грибов, и пошел их собирать, напевая песенку:

«Один грибок, два грибка, три грибка (выполнение упражнения «Грибок» 3 раза по 15 секунд удержания в статике)

Ещё немножко (показать пальцами немножко) будет полное лукошко (упражнение «Чашечка»: удержание 15 секунд)».(Повторить 3 раза).

Собрав грибы, король сел на своего ретивого коня и поскакал обратно в замок (упражнение «Лошадка» выполнить 15 цоканий языком). Приехав в замок, король был в таком хорошем настроении, что решил закатить пир на весь мир, и пригласил шутов, скоморохов для ещё большего веселья.

Приехали его гости, большие ворота и стража запустили их (упражнение: открывание и закрывание рта: выполнить 3-4 раза). И тут началось веселье: музыканты играли на дудках (упражнение «Трубочка» с добавлением голоса: 10 – 15 секунд), король со своими гостями танцевал и пел (упражнение «Болтушка»: выполнить 3 раза), а его подданные зазывали гостей на пир песней:
«Один, два, три, четыре (хлопки),
Открывай ворота шире (открывание рта).
Заходи народ на пир (показать руками зазывание)!
Выходи король – кумир (Упражнение «Лопаточка»: удержание 15 секунд)!
Наступил вечер, гости разъехались, а уставший король Язык лег спать и захрапел: «Хр-р-р-р».

Следующая сказка  "У бабушки и дедушки"(презентация)

Также используется  стихотворное сопровождение артикуляционной гимнастики

(картинки гимнастики)

 «Качели»

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

«Часики»

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»

«Лопаточка»

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

Заборчик»

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

"Вкусное варенье "

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

«Лошадка»

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

«Грибок»

На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!

Перед тем как вы  приступите к выполнению следующего задания хотелось бы немного рассказать о положении органов артикуляции при произнесении звуков

Задание для воспитателей :(Картинка с гимнастикой + схема звуков)

- подобрать правильно артикуляционные е упражнения для звуков.(артикуляционные упражнения на столах)

1 стол – звук [с]

2 стол – звук [ш]

3 стол – звук [р]

Логопед проверяет результаты.

Также Физминутка может использоваться, как часть занятия по развитию речи. (закрепить название животных, растений, птиц и т. д.)По математике – закрепить счёт

Звуковой культуре речи – автоматизация, дифференциация звуков, введение в свободную речь.

Игра «Большой Ух» Различение звуков в произношении.

1.И.п. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук [б],

Хлопнуть в ладоши над головой а остальные слова руки к плечам. (барабан, корова, забор,  ворона, булка, машина, дракон, белка, кабан, стол, комод…)

2.И. п. – основная стойка. На слово со звуком [з] наклон вперёд, со звуком [c] наклон назад (зайка, сайка, насос, зонт, коза, сосулька, забор, собака, сорока, заноза …)

3.Сядет на место тот , кто назовёт слово со звуком [ш] ( в начале, середине, конце слова)

Физминутка в стихотворной форме например для закрепления произношения звука [х]

«Хомка»

Хомка, Хомка хомячок (Показывают толстые щёки хомяка)

Полосатенький бачок. ( Указательными пальцами проводят по бокам у себя)

Хомка раненько встаёт, (Потягивание, руки вверх)

Щёчки моет, лапки трёт. (Имитируют движения)

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку (Шагают по кругу)

Раз, два, три, четыре, пять (Поднимают и опускают руки к плечам)

Хомка сильным хочет стать. (Подпрыгивают вверх)

Посложнее задание на развитие фонематической функции на занятиях например по математике.

Я расскажу вам сказку. Когда услышите слово со звуком [р], положите фишку перед собой.

У мальчика Ромы именины. Он пригласил в гости друзей Раю, Леонида, Катю.

Рома украсил комнату разноцветными надувными шарами. На столе стояло угощение: торт, фрукты, конфеты, грушевый сок. «Прошу к столу». – сказал Рома. А потом все играли в разные игры.

Педагог. Сколько слов со звуком [р] вы услышали? (считают фишки)

Ответы ….

Педагог. Какие?

Какое слово было самое короткое?

Сколько в нём звуков?

Составьте задачи с одним из этих слов.

 Игротека.

На каждый стол раздается по 1 игре. ( С описанием игры) команды готовятся 5 мин) затем по очереди показывают свои игры.

Д\И «Собери слова-друзья»

Цель: Научить детей выделять начальный (в середине, конце) в слове.

Оборудование: Взрослый раскладывает на стол картинки, называет их, затем даёт инструкцию ребёнку, что он должен объединить  картинки в несколько команд-друзей по начальному звуку.

Например;

[л] – Лось, лошадь, лук, луна, лампа и т. д.

[к] – Кот, конь, конфета, кукла и т. д.

Игра «У кого больше слов?»

Цель: научить детей находить по картинке или придумывать слова с заданным звуком.

Оборудование:предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук; мяч

Взрослый называет детям звук и показывает картинки со словами, в которых есть этот звук.

Затем картинки убираются, а дети должны назвать как можно больше слов по памяти, передавая мяч соседу.

Игра "Съедобное, несъедобное"

Правила: Дети стоят по кругу, взрослый по очереди кидает мячик , необходимо называть следующие слова : со звуком [ж]съдобные, слова со звуком[ш]несъедобные(мяч не ловить)

Мониторинг по группам. Оцените насколько полезным был представленный материал. Как относитесь к групповой форме организации работы? Какая помощь нужна?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактической игры

В статье рассматривается формирование звуковой культуры речи как основы благоприятных социальных контактов и общения, которая позволяет воспитать полноценную личность ребенка. В статье приводится ряд ...

ИКТ- игры по формированию звуковой культуры речи старших дошкольников

Игры для интерактивной доски: "Помоги Маше", "Слова-путешественники"...

Сценарий семинара-практикума для родителей средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»

Познакомить родителей с организацией работы по формированию звуковой культуры речи у детей в группе.Вовлекать родителей в процесс развития звуковой культуры речи у детей.Познакомить родителей с некото...

Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»

Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»...

Статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"

Научная статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"....

Занятие по формированию звуковой культуры речи в средней группе. Тема: Звук «Н» (закрепление).

Предложенный материал поможет молодым специалистам (учителям-логопедам) при подготовки к занятию по развитию звуковой культуры речи в средней группе....