Автоматизация звука [Ж]
учебно-методический материал по логопедии

Михайлова Светлана Леонидовна

Диддактический материал для логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s._konovalenko_avtomatizatsiya_zvuk_zh.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой материал

для автоматизации звука [Ж]

(слова, словосочетания, предложения,

чистоговорки, стихи, тексты)

Артикуляционная поза

-положение артикуляционного аппарата то же, что и при звуке Ш с небольшими особенностями:

- голосовые связки сомкнуты и вибрируют;

- язык чуть больше приподнят;

- воздушная струя слабее.

Подготовительные упражнения

«Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Конфета», «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим зубки», «Бублик», «Погреем ладошки».

1.а) Спой «песенку жука». Произноси звук Ж длительно на одном выдохе.

1.б) Повтори прямые слоги. жа-жо-жу-жи-же

1 в) Повтори слоги: (медленно  и длительно

ЖА-ЖА-ЖА        ЖА-ЖА-ЖО        ЖО-ЖА-ЖО-ЖА

ЖО-ЖО-ЖО        ЖО-ЖИ-ЖО        ЖИ-ЖИ-ЖО-ЖО

ЖИ-ЖИ-ЖИ        ЖИ-ЖУ-ЖУ        ЖУ-ЖА-ЖУ-ЖО

ЖУ-ЖУ-ЖУ        ЖУ-ЖА-ЖА        ЖЕ-ЖИ-ЖА-ЖУ

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ        ЖЕ-ЖЕ-ЖИ        ЖА-ЖО-ЖИ-ЖЕ

2. Повтори слова со звуком Ж в начале слова.

жаба        пижама        жук        ежи

жатва        уважать        жуткий        ужи

жасмин        бежать        жить        ножи

ужата        кожа        живот        этажи

ежата        кожаный        живой        ужин

медвежата        вожатый        животные        ухаживать

3.жда-ждо-жду-жды        ажда-ожда-ужда-ыжда        джа-джо-джу-джи

ждо-жду-жды-жда        ожда-ужда-ыжда-ажда        джо-джу-джи-джа

жду-жды-жда-ждо        ужда-ыжда-ажда-ожда        джу-джи-джа–джо

жды-жда-ждо-жду        ыжда-ажда-ожда-ужда        джи-джа-джо–джу

жма-жмо-жму–жмы        ажм-ожм-ужм-ыжм        мжа-мжо-мжу-мжи

жмо-жму-жмы-жма        ожм-ужм-ыжм-ажм        мжо-мжу-мжи-мжа

жму-жмы-жма-жмо        ужм-ыжм-ажм-ожм        мжу-мжи-мжа-мжо

жмы-жма-жмо-жму        ыжм-ажм-ожм-ужм        мжи-мжа-мжо–мжу

жна-жно-жну–жны        ажн-ожн-ужн–ыжн        нжа-нжо-нжу-нжи

жно-жну-жны-жна        ожн-ужн-ыжн-ажн        нжо-нжу-нжи-нжа

жну-жны-жна-жно        ужн-ыжн-ажн-жн        нжу-нжи-нжа-нжо

жны-жна-жно-жну        ыжн-ажн-ожн-ужн        нжи-нжа-нжо–нжу

4.ждать        однажды        важно        ножны

одежда        дважды        нежно        ножницы

надежда        каждый        отважный        жажда

невежда        дождик        надёжный        жужжать

между        можно        многоэтажный        жужжание

5. Чётко произносить предложения.

Женя на ужин ест ежевику.        В лесу живет ежиха с ежатами.

Женя ухаживает за животными.

6. Закрепляем произношение звука Ж в потешках, стихотворениях.

Выучить:        Дождик

Жук жужжит: «Жу, жу, жу!        Дождик, дождик, не дожди!

Я живу, не тужу.        Дождик, дождик, подожди!

Я на ветке сижу        Дай дойти до дому

И жужжу, жужжу, жужжу!»        Дедушке седому. Е. Благинина

Каждый жук жужжит о том,        Весь день жужжу,

Как же жутко быть жуком, -        Цветы бужу,

Каждый может обижать.        Жужжу, гужу

Как об этом не жужжать?        И мёд вожу.

Ёжику нужен жук на ужин.        Не живут ужи, где живут ежи.

Сто одежек - и все без застежек.        У ежа ежата, у ужа ужата.

Бедный ёжик ёжится -        Жадная жаба на свете живёт,

Всё ему не можется.        Жадность той жабе спать не даёт.

Посинеет кожица -        Даже жутко - не одна

Бедный ёжик ёжится.        Такая жадина она!

Всех я каждый день бужу.        Жужжит над ежевикой жук,

Хоть часов не завожу.        Из кожи на жуке кожух.

Жужжит над жимолостью жук –         Жук жужжит и встать не может:

Тяжёлый на жуке кожух.        Ждёт он, кто ему поможет?

7. Чётко произносить предложения.

Женя живёт в многоэтажном доме на шестом этаже.

У Жени много животных: ежиха с ежатами, два ужа и весёлый чижик в клетке.

8. Лексико-грамматические упражнения:

а) Подбор родственных слов:

кожа кожаный, кожица, кожевенный, кожный, кожемяка…

ёж- ежонок, ежата, ежиха, ежевика, ежовые, ёжиться…

уж – ужонок, ужиха, ужинный, ужата…

(морж – моржонок, моржиха, моржовый)*…

б) Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением:

снег – снежок        ёж – ёжик        утюг -         (пирог) –

стог -         нож -         пляж -         (творог) –

сапог -         дождь -         (рог) -         (порог) -

в) Счет прямой и обратный 110:ежонок, пиджак, ужонок…

г) Словообразование относительных прилагательных и подбор к ним существительных:

кожа – кожаный пиджак, кожаная одежда, кожаные сапоги

бумага – бумажный пакет и т.д.

пляж – пляжный костюм и т.д.

багаж – багажная квитанция и т.д.

д) Спряжение в настоящем времени:

жить        уважать вождя        бежать за бумажным змеем

ужинать        ждать дождя        жить в многоэтажном доме

жевать        побеждать        ухаживать за животными

д) Составление предложений из данных слов:

Куст, жук, жужжать, над –         Женя, ежонок, бежать, за -

Ежата, ежиха, с, лес, жить, в -         Уж, куст, лежать, ежевика, под -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....