Автоматизация звука [З]
учебно-методический материал по логопедии

Михайлова Светлана Леонидовна

Дидактический материал для логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s._konovalenko_avtomatizatsiya_zvuka_z.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой материал

для автоматизации звука [З]

(слова, словосочетания, предложения,

чистоговорки, стихи, тексты)

Артикуляционная поза: См. звук С

- с незначительным подъемом спинки языка,

- голосовые связки сомкнуты и вибрируют (в отличие от С),

- выдох менее напряжен.

Звук З – согласный, звонкий, свистящий, твёрдый

При произнесении звука З положение губ, зубов, языка то же, что и при звуке С, только спинка языка незначительно поднята, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, поэтому звук звонкий, выдох с меньшим напряжением, чем призвуке С.

1. Спой «песенку комара».

Произнеси звук 3 длительно на одном выдохе: з-з-з...

1.а. Прямые слоги и слоговые ряды: ЗА, 30, ЗУ, ЗЫ

за - зо - зу – зы                зу - зы - за - зо

зо - зу - зы – за                зы - за - зо - зу

2. Слова с прямыми слогами:

Зайка        завеса        коза        берёза*        зонт        зубы        тазы

запах        забег        егоза        фазан        зов        зуд        козы

запад        закат        ваза        мозаика        зона        зудеть        вазы

закат        заново        мимоза        показать        зоб        зубатка        музыка

замок        заказ        база        сказать        бизон        азы        называть

завод        задумать        доза        незабудки        газон        узы        позывные

забава        завеса        поза        обуза        вазон        язык        зыбь

загадка        затея        заноза        назад        возок                наказывать

застава        захват        медуза        пауза        мазок                изысканный

3. Слоги со стечением согласных:

зба - збо - збу - збы        зда - здо - зду - зды        вза - взо - взу - взы

зва - зво - зву - звы        зма - змо - зму – змы        гза - гзо - гзу - гзы

зга - зго - згу - згы        зна - зно - зну - зны        дза - дзо - дзу - дзы

4. Слова со стечением согласных:

звать        здание        изба        вызвать        сквозной        звание

знак        азбука        название        сквозняк        звон        знать

езда        назвать        обозный        звонок        знамя        узда

позвонить        навозный        звонить        знакомый        гнездо        познакомить

поздно        звонкий        зной        воздух        узнать        опоздать

звук        знойный        воздушный        создание        опоздание        звукозапись

изнывать        воззвание        издание        позволять*        знание        звезда

5. Чёткое проговаривание (произнесение) фраз с отработанными словами:

У Зои незабудки.        На газоне незабудки.

Зоя ставит мимозу в вазу.        Зайка зовет Зою.

Фазан ходит по газону.        Незнайка стоит возле здания ТЮЗа.

Светит незнакомая звезда.        Звенит звонок и зовёт Знайку и Незнайку на занятие.

6. Чистоговорки, потешки и скороговорки:

Зоя - зайкина хозяйка,        Вот знакомая затея -

Спит в тазу у Зои зайка.        Запускать на нитке змея.

        За-за-за - у Зои коза,        Загляните на минутку -

        Зо-зо-зо - у Зои зонт,        Не забудьте незабудки.

        Зу-зу-зу - Зоя под зонтом пасет козу,        Незабудки, незабудки,

        Зы-зы-зы - у Зои нет ни зонта, ни козы.        Не забудьте незабудки!*

За-за-за - Зоин зайка - егоза,        Где мой зайка? Где мой зайка?

Зо-зо-зо - зовут зайку егозой,        Ты поди-ка да узнай-ка.

Зу-зу-зу - Зоя любит егозу,        Видно, зайка мой зазнайка.

Зы-зы-зы - нет забот у егозы*.        Но забыть не смог хозяйку.

Возьми, Зоя, сайку,        Зайка не спит - Зою зовет,

Угости зазнайку,        Зайке коза спать не дает.

Угости зазнайку,        Возьмите козу, замкните козу -

Зайку и Незнайку.        И заинька мой заснет в тазу.

Звенит звонок, звенит звонок -        За-за-за – едет Зоя – егоза.

По камням катится возок.        За-за-за – Зоя едет в зоосад.

Забавный катится возок,        Зу-зу-зу – видим Зою - егозу,

А над возком звенит звонок.        Зу-зу-зу – и зайки видят егозу,

Зайка-зазнайка в гостях у Незнайки.

7. Закрепляем произношение звука [З] в текстах.

Небольшие прозаические адаптированные тексты для заучивания:

У Зои коза. Зоя пасёт козу. Вот зайка. Зайка сидит под кустом. Зоя видит зайку. А зайка не видит Зою. За кустом сидит фазан. На закате, когда спадёт дневной зной, Зоя гонит козу домой. Звенит звонок. Звонок зовёт Зою на занятия.

8. Лексико-грамматические упражнения.

а) Словообразование прилагательных:

запад – западный        зуб – зубной        Незнайка – Незнайкин

зайка – зайкин        забава – забавный        закон – законный

звон – звонкий        мазут – мазутный        закат – закатный

завод – заводской        музыка – музыкальный*        коза – козий (козлиный)*

б) Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным значением:

зайка - заинька        зонт – зонтик        зуб- -зубик

Зоя – Зоенька        завод – заводик        медуза – медузка

Лиза* – Лизонька*        воз – возок        таз - тазик

в) Образование именительного и родительного падежа мн. числа существительных:

воз - возы – много возов        ваза – вазы – много ваз

таз – тазы - много тазов        медуза – медузы – много медуз

обоз – обозы – много обозов        заноза – занозы – много заноз

зонт – зонты – много зонтов        коза – козы – много коз

г) Составление предложений из данных слов:

Мимоза, Зоя, в, ставить, ваза -         Язык, Зоя, Незнайка, показывает –

Зоя, зайка, заинька, называет -        Газон, по, фазан, ходить –

Зонт, Зоя, газон, на, забывает -         Куст, сидеть, под, зайка –

Зайка , Зоя, зовёт -         Змей, Лиза, запускать, нитка, на* -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....