Автоматизация звука [З']
учебно-методический материал по логопедии
Дидактический материал для логопедов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s._konovalenko_avtomatizatsiya_zvuka_z.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой материал
для автоматизации звука [З’]
(слова, словосочетания, предложения,
чистоговорки, стихи, тексты)
Артикуляционная поза: См. звук 3 с дополнительным подъемом и выгибанием спинки языка по направлению к твердому небу. Язык напряжен и кончик сильнее упирается в нижние резцы.
Постановка
а) преимущественно по подражанию со слуховым и тактильно-вибрационным контролем после завершения автоматизации 3 (твердого),
б) в трудных случаях - с механической помощью от за-за-за, нажимая на кончик языка шпателем и постепенно отодвигая язык в глубь рта:
за-за-заз'а-з'а-з'а зо-зо-зозё-зё-зё
зу-зу-зузю-зю-зю зы-зы-зызи-зи-зи
1. Спой «песенку комарика». Произнеси звук Зъ с улыбкой, длительно, на одном выдохе: зь-зь-зь...
1а. Прямые слоги и слоговые ряды: ЗЯ, ЗЁ, ЗЮ, ЗИ, ЗЕ.
зя-зё-зю-зи зю-зи-зя-зё зи-зе-зё-зю-зя
зё-зю-зи-зя зи-зя-зё-зю
2. Слова с прямыми слогами:
Зина магазин зевать зябь зяблик*
зима вазелин* бензин газета зябнуть
зимний газель* нельзя* бузина музей
Кузя зелень* козёл* зимовать низина
подземный хозяин земля* озёра* зимовье
Тузик везёт хозяйка земляника* зёрна*
зимы дивизия позёмка козявка землянка*
резина* зимник возить изюм возят
зелёный* корзина* озимые зенит зипун
3. Слоги и слоговые ряды со стечением согласных:
ЗНЯ, ЗНЕ, ЗНЮ, ЗНИ АЗНЬ, ОЗНЬ, УЗНЬ, ИЗНЬ
зня - знё - зню - зни азнь - ознь - узнь - ызнь
знё - зню - зни - зня ознь - узнь - ызнь - азнь
зню - зни - зня - знё узнь - ызнь - азнь - ознь
зни- зня - знё - зню ызнь - азнь - ознь - узнь
(то же с мягкими согласными Б', В Г, Д, М, Л)
4.Слова со стечением согласных:
Змея, звено, звенеть, звезда, звякать, здесь, везде, взять, лезвие*, звездопад, звездолёт*, гвозди, гвоздика, возня, болезни*, возьми, Кузьма, созвездие, звёздный, казнь, козни.
5. Фразы с отработанными словами:
Зина запускает змея. Тузик зябнет зимой.
Зимой зябнет нос. Озимые зимуют под снегом.
Кузьма везёт гвозди. Зина, возьми букет гвоздик.
Медведи спят зимой. Степь заметает зимняя позёмка.
6.Повтори чистоговорки, потешки и скороговорки:
Зябнет нос, идет зима. Забавной обезьяне
В зимней сказке сад, дома. Зина и Зоя дали бананы,
Все поземкой занесет: Зеленые бананы -
Землю, степи и завод.* Забавной обезьяне.*
В зеленом, зеленом, зеленом лесу Зя-зя-зя - Кузя осенью озяб,
Зеленый листок земляники несу. Зе-зе-зе - Кузя едет на козе,
Зеленая ветка под елью не спит, Зи-зи-зи - Кузя, обезьян вези,
Зеленая музыка где-то звенит, Зе-зе-зе - Кузя обезьян везет.
Зелененький зайка в зеленой листве
Поет он зеленую песенку мне.*
Зимняя позёмка по степи метёт.
Зина, Кузя, Зоя взяли снегоход.
Сели и несутся, не сбавляя ход –
А во след метель им песенки поёт.
7. Послушай рассказы. Назови слова со звуком 3’. Перескажи рассказы.
Небольшие адаптированные тексты для заучивания:
ЗИМА
Наступает зимний день. Зина и Сима, взяв санки, выбегают в зимний сад. За ними - собака Тузик. Зина возит Симу на санках. Потом - Сима Зину. Тузик бегает и издает звонко: «Ав, ав!» Зима. Метет поземка. Но дети не зябнут.
ГАЗЕТА
Возле магазина газетный киоск. В газетном киоске много всяких газет. Зина и Зоя подходят к газетному киоску. Они видят газеты: «Известия», «Звезда». А вот и детские издания: «Затейник», «Незнайка», «Зеленый попугай». Зина и Зоя покупают детскую газету «Зеленый попугай». В ней многие известные детские писатели описывают не только зеленых попугаев, но и забавных обезьян, ядовитых змей и пугливых газелей.*
8. Лексико-грамматические упражнения.
а) Подбор родственных слов:
зима – зимник, зимний, озимые, зимовать, зимой, зимовье, зимовка…
земля – землянка, земляной, земляника,земельный…*
змея – змей, змейка, змеиный, змеевик…
б) Словообразование относительных прилагательных и подбор к ним существительных:
зима – зимний (день) музей – музейный (экспонат)
газета – газетный (киоск) змея – змеиный (яд)
звезда – звёздный (путь) болезнь – болезненный (вид)
магазин – магазинная (цена) обезьяна – обезьяний (питомник)
земля – земляная (жаба)* бензин – бензиновый (бак)
озимь – озимые (поля)* хозяин – хозяйский (взгляд)
в) Образование именительного и родительного падежа мн. числа существительных:
зима – зимы – много зим музей – музеи – много музеев
земля – земли – много земель* газета – газеты – много газет
обезьяна- обезьяны – много обезьян магазин – магазины – много магазинов
звезда – звезды – много звёзд фантазия – фантазии – много фантазий
змея – змеи – много змей гимназия – гимназии – много гимназий
д) Составление предложений из данных слов:
Обезьяны, зимой, зябнуть - Хлеба, зимовать, озимые, снег, под* -
Зина, зябнуть, у, зимой, нос - Лиза, музей, пойти, суббота, в, в* -
Кузя, Зина, везти, санки, на - Небо, светить, в звёзды -
Лимузин, обезьяна, зелёный, в, ездить* -
Кузя, газеты, издательство, магазин, из, возить, в* -
Кузя, газеты, киоск, газетный, в, возить -
Зимой, сапоги, Кузя, зимние, надевать –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....