Автоматизация звука [З']
учебно-методический материал по логопедии

Михайлова Светлана Леонидовна

Дидактический материал для логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s._konovalenko_avtomatizatsiya_zvuka_z.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой материал

для автоматизации звука [З’]

(слова, словосочетания, предложения,

чистоговорки, стихи, тексты)

Артикуляционная поза: См. звук 3 с дополнительным подъемом и выгибанием спинки языка по направлению к твердому небу. Язык напряжен и кончик сильнее упирается в нижние резцы.

Постановка

а) преимущественно по подражанию со слуховым и тактильно-вибрационным контролем после завершения автоматизации 3 (твердого),

б) в трудных случаях - с механической помощью от за-за-за, нажимая на кончик языка шпателем и постепенно отодвигая язык в глубь рта:

за-за-заз'а-з'а-з'а        зо-зо-зозё-зё-зё

зу-зу-зузю-зю-зю        зы-зы-зызи-зи-зи

1. Спой «песенку комарика». Произнеси звук Зъ с улыбкой, длительно, на одном выдохе: зь-зь-зь...

1а. Прямые слоги и слоговые ряды: ЗЯ, ЗЁ, ЗЮ, ЗИ, ЗЕ.

зя-зё-зю-зи        зю-зи-зя-зё        зи-зе-зё-зю-зя

зё-зю-зи-зя        зи-зя-зё-зю

2. Слова с прямыми слогами:

Зина        магазин        зевать        зябь        зяблик*

зима        вазелин*        бензин        газета        зябнуть

зимний        газель*        нельзя*        бузина        музей

Кузя        зелень*        козёл*        зимовать        низина

подземный        хозяин        земля*        озёра*        зимовье

Тузик        везёт        хозяйка        земляника*        зёрна*

зимы        дивизия        позёмка        козявка        землянка*

резина*        зимник        возить        изюм        возят

зелёный*        корзина*        озимые        зенит        зипун

3. Слоги и слоговые ряды со стечением согласных:

ЗНЯ, ЗНЕ, ЗНЮ, ЗНИ        АЗНЬ, ОЗНЬ, УЗНЬ, ИЗНЬ

зня - знё - зню - зни        азнь - ознь - узнь - ызнь

знё - зню - зни - зня        ознь - узнь - ызнь - азнь

зню - зни - зня - знё        узнь - ызнь - азнь - ознь

зни- зня - знё - зню        ызнь - азнь - ознь - узнь

(то же с мягкими согласными Б', В Г, Д, М, Л)

4.Слова со стечением согласных:

Змея, звено, звенеть, звезда, звякать, здесь, везде, взять, лезвие*, звездопад, звездолёт*, гвозди, гвоздика, возня, болезни*, возьми, Кузьма, созвездие, звёздный, казнь, козни.

5. Фразы с отработанными словами:

Зина запускает змея.        Тузик зябнет зимой.

Зимой зябнет нос.        Озимые зимуют под снегом.

Кузьма везёт гвозди.        Зина, возьми букет гвоздик.

Медведи спят зимой.        Степь заметает зимняя позёмка.

6.Повтори чистоговорки, потешки и скороговорки:

Зябнет нос, идет зима.        Забавной обезьяне

В зимней сказке сад, дома.        Зина и Зоя дали бананы,

Все поземкой занесет:        Зеленые бананы -

Землю, степи и завод.*        Забавной обезьяне.*

В зеленом, зеленом, зеленом лесу        Зя-зя-зя - Кузя осенью озяб,

Зеленый листок земляники несу.        Зе-зе-зе - Кузя едет на козе,

Зеленая ветка под елью не спит,        Зи-зи-зи - Кузя, обезьян вези,

Зеленая музыка где-то звенит,        Зе-зе-зе - Кузя обезьян везет.

Зелененький зайка в зеленой листве

Поет он зеленую песенку мне.*

Зимняя позёмка по степи метёт.

Зина, Кузя, Зоя взяли снегоход.

Сели и несутся, не сбавляя ход –

А во след метель им песенки поёт.

7. Послушай рассказы. Назови слова со звуком 3’. Перескажи рассказы.

Небольшие адаптированные тексты для заучивания:

ЗИМА

Наступает зимний день. Зина и Сима, взяв санки, выбегают в зимний сад. За ними - собака Тузик. Зина возит Симу на санках. Потом - Сима Зину. Тузик бегает и издает звонко: «Ав, ав!» Зима. Метет поземка. Но дети не зябнут.

ГАЗЕТА

Возле магазина газетный киоск. В газетном киоске много всяких газет. Зина и Зоя подходят к газетному киоску. Они видят газеты: «Известия», «Звезда». А вот и детские издания: «Затейник», «Незнайка», «Зеленый попугай». Зина и Зоя покупают детскую газету «Зеленый попугай». В ней многие известные детские писатели описывают не только зеленых попугаев, но и забавных обезьян, ядовитых змей и пугливых газелей.*

8. Лексико-грамматические упражнения.

а) Подбор родственных слов:

зима – зимник, зимний, озимые, зимовать, зимой, зимовье, зимовка…

земля – землянка, земляной, земляника,земельный…*

змея – змей, змейка, змеиный, змеевик…

б) Словообразование относительных прилагательных и подбор к ним существительных:

зима – зимний (день)        музей – музейный (экспонат)

газета – газетный (киоск)        змея – змеиный (яд)

звезда – звёздный (путь)        болезнь – болезненный (вид)

магазин – магазинная (цена)        обезьяна – обезьяний (питомник)

земля – земляная (жаба)*        бензин – бензиновый (бак)

озимь – озимые (поля)*        хозяин – хозяйский (взгляд)

в) Образование именительного и родительного падежа мн. числа существительных:

зима – зимы – много зим        музей – музеи – много музеев

земля – земли – много земель*        газета – газеты – много газет

обезьяна- обезьяны – много обезьян        магазин – магазины – много магазинов

звезда – звезды – много звёзд        фантазия – фантазии – много фантазий

змея – змеи – много змей        гимназия – гимназии – много гимназий

д) Составление предложений из данных слов:

Обезьяны, зимой, зябнуть -        Хлеба, зимовать, озимые, снег, под* -

Зина, зябнуть, у, зимой, нос -         Лиза, музей, пойти, суббота, в, в* -

Кузя, Зина, везти, санки, на -        Небо, светить, в звёзды -

Лимузин, обезьяна, зелёный, в, ездить* -

Кузя, газеты, издательство, магазин, из, возить, в* -

Кузя, газеты, киоск, газетный, в, возить -

Зимой, сапоги, Кузя, зимние, надевать –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....