Автоматизация звука [С]
учебно-методический материал по логопедии
Дидактический материал для логопедов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s._konovalenko_avtomatizatsiya_zvuka_s.docx | 38.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой материал
для автоматизации звука [С]
(слова, словосочетания, предложения,
чистоговорки, стихи, тексты)
Артикуляционная поза:
- губы растянуты в улыбку,
- зубы заборчиком со щелью,
- кончик языка за нижними зубами,
- воздушная струя холодная, направленная с силой вниз посередине языка – свист длительный.
Артикуляционная гимнастика.
Выполнять артикуляционную гимнастику: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Почистим нижние зубы», «Трубочка», «Конфета», «Заморозим пальчики (подбородок)»
"Песенка насоса"
Насос накачивает шины и поёт: "С - С - С ..."
1. Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, посередине языка идёт холодный воздух.
1.а) Прямые слоги и слоговые ряды с ними: СА,СО, СЫ, СУ
Повтори слоги: (медленно и длительно)
са - со - су - сы су - сы - са - со
со - су - сы – са сы - са - со - су (по 3 раза каждый слог)
Слоговые песенки
1.б) са-са-са са-со-су са-са-со су-са-со со-са-со-са
со-со-со со-сы-су со-сы-со со-са-сы сы-сы-со-со
сы-сы-сы са-су-со сы-су-су сы-су-са су-са-су-со
су-су-су су-сы-са су-са-са су-сы-со се-сы-са-су
сэ-сэ-сэ сы-су-со сэ-сэ-сы са-сы-со са-со-сы-сэ
2. Чётко произносить слова с прямыми слогами
2.а) сад сын сок сопка сук суббота
сани сыпать сода сохнуть судно суфле
сапоги сыт совы Соня сутки сухой
самокат сынок сом соты сумка сукно
самоход сыпь сон сотня суп судак
Чётко произносить слова со звуком [С] в середине слова:
2.б) оса гусак усы гусыня песок посуда
касса усатый бусы косынка носок пасут
посадка осадок осы насыпь поясок опоссум
коса осанка весы косы квасок косуха
3. Обратные слоги и слоговые ряды с ними: АС, ОС, УС, ЫС, ИС
ас - ос - ус – ыс ус - ыс - ас - ос
ос - ус - ыс – ас ыс - ас - ос - ус
Слоговые песенки
3.а) Ас-ас-ас ар-ос-ас ыс-ус-ос-ас
Ос-ос-ос ос-ис-ос ес-ис-юс-яс
Ус-ус-ус ос-ас-ос ас-ос-ус-ыс
Ис-ис-ис ус-ас-ус ас-яс-ос-ес
Эс-эс-эс ис-ас-ис ыс-ис-яс-ас
4. Чётко произносить слова со звуком [С] в конце слова (слова с обратными слогами):
бас квас нос вкус мыс лес* овёс
вас погас поднос укус кумыс навес навес
нас ананас покос фокус бис минус пёс
пас компас космос кактус повис фикус утёс
5. Слоговые ряды со стечением согласных:
5.а) ста - сто - сту - сты аст - ост - уст – ыст атс - отс - утс - ытс
сто - сту - сты - ста ост - уст - ыст – аст отс - утс - ытс - атс
сту - сты - ста - сто уст - ыст - аст – ост утс - ытс - атс - отс
сты - ста - сто - сту ыст - аст - ост – уст ытс - атс - отс - утс
5.б)ска - ско - ску - скы аск - оск - уск - ыск акс - окс - укс - ыкс
ско - ску - скы - ска оск - уск - ыск - аск окс - укс - ыкс - акс
ску - скы - ска - ско уск - ыск - аск - оск окс - укс - ыкс - акс
скы - ска - ско - ску ыск - аск - оск – уск ыкс - акс - окс - укс
5.в)спа - спо - спу - спы асп - осп - усп – ысп апс - опс - упс - ыпс
спо - спу - спы - спа осп - усп - ысп - асп опс - упс - ыпс - апс
спу - спы - спа – спо усп - ысп - асп - осп упс - ыпс - апс - опс
спы - спа - спо - спу ысп - асп - осп - усп ыпс - апс - опс - упс
5.г)сма-смо-сму-смы асм-осм-усм-ысм амс-омс-умс-ымс
смо-сму-смы-сма осм-усм-ысм-асм омс-умс-ымс-амс
сму-смы-сма-смо усм-ысм-асм-осм умс-ымс-амс-омс
смы-сма-смо-сму ысм-асм-осм-усм ымс-амс-омс-умс
5.д)сна-сно-сну-сны асн-осн-усн-ысн анс-онс-унс-ынс
сно-сну-сны-сна осн-усн-ысн-асн онс-унс-ынс-анс
сну-сны-сна-сно усн-ысн-асн-осн унс-ынс-анс-онс
сны-сна-сно-сну ысн-асн-осн-усн ынс-анс-онс-унс
(то же с согласными К, П, М, Н)
6. Чётко произносить слова со стечением согласных:
6.а)стая стой ступня стыд снова
стадо стойка студень стык сноп
станок стон стукнуть стынуть спутник
стакан стук ступеньки стыковка ступать
стадион ступа студент стыдно спать
ставни ступать студеный стыдить спокойный
скамейка скелет* скобка свадьба сматывать
скакать скит скок свобода смахнуть
скатка скифы скот сваха смокинг
скакун скука скованный сватать смыть
скалка* скупой скотовод свой смутно
стынуть
6.б)баста доставка место хвастун тесно основа
хваста подставка густо пестун опасно оспа
капуста остановить пусто поступать вкусный успех
мангуста остановка густой поступок опасный успеть
невеста устать пустой восток тесный успокоить
каска киска тиски тоска подписка куски
маска миска носки дска выписка пески
6.в)даст мост аист куст диск воск
наст пост пианист дуст писк выпуск
гимнаст тост баянист август поиск допуск
гимнастка хвост хоккеист бюст натиск отпуск
паста достать тесто пастух вкусно уснуть
7. Чёткое проговаривание (произнесение) фраз с отработанными словами:
В саду стоит скамейка. На скамейке Соня.
У Сони сумка. В сумке у Сони посуда.
У Сани самокат. Самокат стоит в саду под сосной и т. д.
8. Чистоговорки, потешки и скороговорки на С. Четко произносить. (автоматизация звука [с] в чистоговорках).
Са-са-са - Соня идет в сад, Ас-ас-ас - покупаем ананас,
Са-са-са - в саду оса, Ас-ас-ас - какой вкусный ананас!
Со-со-со - оса пьет сок, Ос-ос-ос - в детском саду много ос,
Су-су-су - Соня видит осу, Ас-ас-ас - съедят осы ананас,
Сы-сы-сы - у осы усы, Ус-ус-ус - у ананаса дивный вкус,
Сы-сы-сы - в саду нет осы. Ис-ис-ис - ананасы ест Денис.
Киска, киска, где твоя миска? В саду темно, все спят давно.
Ест киска суп из миски: Одна сова не спит -
Сыта киска, пуста миска. На суку сидит.
*** ***
На кокосы, на кокосы Мы видим на суку совят,
Налетели мы, как осы, Совята вместе там сидят.
А кокосы высоко, Когда не спят, они едят,
Высоко и далеко.* Когда едят, они не спят.
*** ***
Сани, сани едут сами, Ста-ста-ста, ста-ста-ста -
Едут в степи и леса, Стоит Соня у моста.
Едут сани в небеса.* Видит у моста кусты,
Над кустами – аисты.
9. Закрепляем произношение звука [С] в текстах.
Небольшие прозаические адаптированные тексты для заучивания:
Соня и Саня в саду. Там много кустов и высокая сосна. На высокой сосне сухой сук. Под сосной стоит скамейка. На скамейке стоят Соня и Саня. Они снимают с высокой сосны сухой сук. Под скамейкой спит собака. На обед у Сони и Сани суп с мясом, капуста с соусом, соевое суфле и ананасовый сок. Вкусный обед у Сони и Сани.
10.. Лексико-грамматические упражнения.
а) Подбор родственных слов:
сад – садик, садовник, садовый, садовод, посадить, посадка…
лес – лесок, лесной, лесник, лесовик, подлесок…*
б) Образование относительных прилагательных:
лес - лесной* посуда – посудный капуста – капустный
сад - садовый мясо- мясной уксус – уксусный
автобус – автобусный сон - сонный сосна – сосновый
кокос – кокосовый ананас – ананасовый соя – соевый
касса – кассовый усы – усатый вкус – вкусный
в) Образование существительных, обозначающих лиц по их занятиям:
фокус – фокусник пианино – пианист хоккеист – хоккеистка
хоккей - хоккеист лес – лесник* пианист – пианистка
танк – танкист гимнастика – гимнаст гимнаст – гимнастка
баян – баянист сад – садовник баянист – баянистка
г) Образование именительного и родительного падежа мн. числа существительных:
мост – мосты – много мостов фикус - фикусы – много фикусов
куст – кусты – много кустов автобус – автобусы – много автобусов
аист – аисты - много аистов поднос – подносы – много подносов
хвост – хвосты – много хвостов стакан – стаканы – много стаканов
лист – листья – много листьев скамейка – скамейки – много скамеек
миска – миски – много мисок доска – доски - много досок
носок – носки – много носков сова – совы - много сов
каска – каски – много касок сын – сыновья - много сыновей
касса – кассы – много касс оса – осы - много ос
д) Составление предложений из слов:
Соня, мост, стоять, на - Соня, сумка, ананас, в, у –
Саня, ступеньки, стоять, на - Соня, сумка, скамейка, на ставить –
Саня, Соня, нести, и, сумку - Саня, сок, пить, ананасовый –
Саня, Соня, стадо, пасти, и- Саня, суп, мясо, с ,есть –
11.Подбор последнего слога к данному началу слов по образцу:
Капуста кусок поясок тесто вкусный
Неве… пе… ба… ме… опа…
Па… но… ква… гу…- те…
Мангу… ви… туе… пу… отве…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....