Игры на развитие чувства темпа
картотека по логопедии

Темп — это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включа­ются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего отрабатывают­ся два темпа движений — медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.

У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражне­ниях на построения и перестроения: движения змейкой, цепоч­кой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_chuvstva_tempa_ritma_metra.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие чувства темпа

Темп — это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего отрабатываются два темпа движений — медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.

У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражнениях на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка.

Игра  1. «Шаги и хлопки». Стоя в кругу, дети на каждую четверть такта делают шаг на месте, на каждую восьмую хлопают в ладоши, затем соединяют оба движения.

Игра 2. «Лягушки и цапли». Под медленную музыку дети передвигаются по кругу присядом, под быструю — двигаются легким бегом с движением рук вверх-вниз.

Игры  с элементами танцев. Упражнения способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Строятся на элементах классического танца (используются принятые в ней позиции рук и ног) и русского народного танца (каблучный шаг, тройной притоп, «веревочка», «ковырялочка»).

Игра 3. «Балет». Все стоят по кругу в парах. Движения выполняют на 4 музыкальные фразы. 1-я музыкальная фраза: стоя на месте, поднимают руку над головой и опускают плавно, следя за ее движением глазами (2 раза).

2-я фраза: одна рука на поясе, ногу отставляют в сторону (2 раза).

3-я фраза: делают 4 шага вперед, одна рука за спиной.

4-я фраза: кружатся на месте в паре с правой ноги, держась за руки.

Игра 4. «Русский танец». Все стоят по кругу в парах.

Первая: делают 4 шага вперед каблучным шагом, 4 шага назад простым шагом.

Вторая: выполняют 2 раза «ковырялочку».

Третья: делают 4 шага с притопом в сторону, 4 шага с притопом, возвращаясь на место.

Четвертая: выполняют 3 «молоточка», 1 тройной притоп.

Игра 5.(Муз.сопровождение  Г.Гладков, «Песенка про зарядку».)

Дети стоят в шахматном порядке. И. п. — ноги на ширине плеч» руки на поясе. Поднимайтесь поскорей, (Подняться на носки, руки вверх.)

Рассчитайтесь по порядку. (Опуститься, руки на пояс.)

Приглашаем всех зверей (Руки в стороны и на пояс.)

На веселую зарядку! (2 приседания.)

Упражненье началось: (Наклоны головой вправо-влево.)

Ноги вместе, руки врозь. (Ноги вместе прыжком, руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре — (Поочередное поднимание колен.)

Ноги выше, руки шире! (Поднимание колен, руки в стороны.)

Кто придумать бы помог,

(Наклон вниз, руки вниз.)

Если нет ни рук, ни ног!

(И.п.)

Что поставить шире?

(Прыжком ноги в стороны.)

Как к вопросу подойти? (Наклоны в стороны.)

Ноги выше! Это три

(Поочередные махи ногами вперед.)

Или все четыре?

(Поочередные махи ногами.)

Всем занять свои места!

(Повороты головой вправо-влево.)

Рассчитайтесь по порядку.

(2 приседания.)

Есть зарядка для хвоста. (Покачивание бедрами.)

И для хобота — зарядка. (Покачивание правой рукой, имитирующее движение хобота.)

Пусть удавий длинный хвост (Плавные движения правой рукой за спиной.)

Выгибается, как мост.

(Плавные движения правой рукой, перед собой.)

Раз, два, три, четыре —

(Наклоны вправо-влево.)

Хобот выше, уши — шире. (Взмах правой рукой вверх, руки в стороны.)

Далее повторяются движения, сопровождающие припев.

Игры на развитие чувства ритма

Музыкально-ритмические игры. Использование таких игр позволяет тренировать у детей различные группы мышц и развивать координацию движений. Музыкальное сопровождение способствует  выразительности исполнения, большей пластичности, мягкости! движений. Задание создать определенный образ развивает фантазию и слуховое внимание детей.

1. Игра  «Пильщики». (Муз. О. С. Боромыковой1.)

Запилила пила, зажужжала, как пчела.

Отпилила кусок, наскочила на сучок,

Лопнула и стала. Начинай сначала. Дети стоят парами, лицом друг к другу. Правые руки соединены. Одна нога выставлена вперед.

I        — 8 такты — двигают руками вперед-назад, имитируя пилку дров.
9—10 такты — опускают броском руки вниз.

11 — 12 такты — (меняются местами друг с другом на бегу.)

        2.Игра  «Угостим зверей».

Мы делили апельсин.

(Имитируется движение ножом.)

Много нас, а он один.

(Разводятся руки в стороны; затем показывается один палец.)

Эта долька — для ежа,

(Ладони вместе, «замок».)

Эта долька — для чижа,

(Ладони вместе, «птичка».)

Эта долька — для утят,

(Ладони в кулачки, большие пальцы подняты.)

Эта долька — для котят. (Ладони раскрыты, пальчики округлены.)

Эта долька — для бобра, (Кисть правой руки накрывает кулак левой руки.)

А для волка — кожура. (Руки прячутся за спину.)

        3.Игра с листочками. (Муз. сопровождение — И.Штраус, вальс «Сказки Венского леса».)

И. п. — основная стойка.

1-я музыкальная фраза: руки в стороны, вверх, вперед, вниз,  4 раза.

2-я фраза: руки в стороны, за спину, 2 раза.

3-я фраза: приседание, руки перед грудью; подъем, поднимание рук вверх, 2 раза.

4-я фраза: кружение на месте вправо, затем влево.

        4. Игра с лентами. (Муз. сопровождение — И. Штраус, вальс «Сказки Венского леса».)

1-я музыкальная фраза: и. п. — основная стойка. Поднимание и опускание рук через стороны, на счет 1,2 — вверх, на счет 3, 4 — вниз.

2-я фраза: и. п. — стоя, руки в стороны. На счет 1,2 — приседание, отведение рук за спину; на счет 3, 4 — и. п.

3-я фраза: и. п. — основная стойка. На счет 1, 2 — поворот в сторону, закручивание рук вокруг туловища; на счет 3, 4 — и. п.

4-я фраза: и. п. — основная стойка. На счет 1,2 — наклон вперед, отведение прямой ноги назад, руки в стороны; на счет 3, 4 — и. п.

        5.Игра «Лети лепесток». Проводится под музыкальное, а затем под речевое сопровождение. (Муз. сопровождение в размере 2/4 ритмичного, бодрого характера.)

Лети, лети, лепесток, (Поочередное сгибание и разгибание пальчиков.)

Через запад на восток, (Те же движения.)

Через север, через юг, (Чередование положений кулак — ладонь.)

Возвращайся, сделав круг. (Вращение кистями.)

Лишь коснешься ты земли, (Поочередное поглаживание кистей.)

Быть по-моему вели! (4 хлопка.)

Игры на развитие чувства метра

                Игра  «Послушай и повтори звук «у».
Надо произнести сердито и громко один раз («воет волк»), тихо и медленно 2 раза («воет вьюга»), сериями по два раза низким голосом («филин ухает»), медленно, долго, низким голосом («поезд едет»).

                Игра  «Эхо». Сначала дети отгадывают загадку:

Живет без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо.) Затем логопед произносит звук а то громко, то тихо, то длительно, то кратко, то усиливая, то ослабляя звучание. Детям следует точно так же его повторить.

Игра «Бадминтон». Дети стоят, образуя круг, ноги на ширине плеч, одна рука на поясе, другая — на уровне лица, ладонью вперед. Имитируя удар по волану, дети произносят ряд обратных слогов с усилением на конце: ап-ап-ап-ап, оп-оп-оп-оп и т.п..

Игра «Настольный теннис». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, левая рука на поясе. Отбивая правой рукой воображаемый мячик, летящий через сетку, дети произносят слоги со стечением согласных: пта-пто-пту-пты, пто-пту-пты-пта и т.д.

Игра  «Повтори, как я» (одно из междометий — оно выделено — произносится громче других): эх, ох, ух, ах; эх, ох, ух, ах, эх, ох, ух, ах; эх, ох, ух, ах.

Игра  «Три волны» — вдох, на выдохе произносится звук э  тихо, громче, громко с движениями рук, имитирующими плавательный жест.

                Игра «В лес пойдем». Дети делятся на две команды. Одна говорит:

Мы в лес пойдем, грибов найдем. Ребят мы громко позовем: ау-ау-ау! Никто не отзывается, лишь эхо откликается. Другая группа повторяет: «ау-ау-ау!»

Упражнение повторяется 3 — 4 раза: «ау» произносится громко, тише, тихо, шепотом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития дыхания, темпа и ритма речи.

Игры предназначены для детей дошкольного возраста, направлены на развитие темпа и ритма речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на разви...

Игры на развитие чувства музыкального темпа

Игры на развитие чувства музыкального темпа...

Мастер- класс для педагогов ДОУ: "Развитие чувства темпа и ритма средствами логоритмики у дошкольников с ОВЗ"

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий, решающих задачи музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных задач, является в наше время актуальным....

Игры на развитие голоса, темпа речи.

Игры на развитие голоса, темпа речи. ...

Игры на развитие чувства темпа

игры на развитие чувства темпа...

Картотека упражнений на развитие чувства темпа и ритма речи

Картотека упражнений на развитие чувства темпа и ритма речи...

1 РАЗВИТИЕ ЧУВСТВО ТЕМПА И РИТМА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

1 РАЗВИТИЕ ЧУВСТВО ТЕМПА И РИТМА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...