Игры на развитие чувства темпа
картотека по логопедии

Темп — это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включа­ются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего отрабатывают­ся два темпа движений — медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.

У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражне­ниях на построения и перестроения: движения змейкой, цепоч­кой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_chuvstva_tempa_ritma_metra.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие чувства темпа

Темп — это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего отрабатываются два темпа движений — медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.

У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражнениях на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка.

Игра  1. «Шаги и хлопки». Стоя в кругу, дети на каждую четверть такта делают шаг на месте, на каждую восьмую хлопают в ладоши, затем соединяют оба движения.

Игра 2. «Лягушки и цапли». Под медленную музыку дети передвигаются по кругу присядом, под быструю — двигаются легким бегом с движением рук вверх-вниз.

Игры  с элементами танцев. Упражнения способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Строятся на элементах классического танца (используются принятые в ней позиции рук и ног) и русского народного танца (каблучный шаг, тройной притоп, «веревочка», «ковырялочка»).

Игра 3. «Балет». Все стоят по кругу в парах. Движения выполняют на 4 музыкальные фразы. 1-я музыкальная фраза: стоя на месте, поднимают руку над головой и опускают плавно, следя за ее движением глазами (2 раза).

2-я фраза: одна рука на поясе, ногу отставляют в сторону (2 раза).

3-я фраза: делают 4 шага вперед, одна рука за спиной.

4-я фраза: кружатся на месте в паре с правой ноги, держась за руки.

Игра 4. «Русский танец». Все стоят по кругу в парах.

Первая: делают 4 шага вперед каблучным шагом, 4 шага назад простым шагом.

Вторая: выполняют 2 раза «ковырялочку».

Третья: делают 4 шага с притопом в сторону, 4 шага с притопом, возвращаясь на место.

Четвертая: выполняют 3 «молоточка», 1 тройной притоп.

Игра 5.(Муз.сопровождение  Г.Гладков, «Песенка про зарядку».)

Дети стоят в шахматном порядке. И. п. — ноги на ширине плеч» руки на поясе. Поднимайтесь поскорей, (Подняться на носки, руки вверх.)

Рассчитайтесь по порядку. (Опуститься, руки на пояс.)

Приглашаем всех зверей (Руки в стороны и на пояс.)

На веселую зарядку! (2 приседания.)

Упражненье началось: (Наклоны головой вправо-влево.)

Ноги вместе, руки врозь. (Ноги вместе прыжком, руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре — (Поочередное поднимание колен.)

Ноги выше, руки шире! (Поднимание колен, руки в стороны.)

Кто придумать бы помог,

(Наклон вниз, руки вниз.)

Если нет ни рук, ни ног!

(И.п.)

Что поставить шире?

(Прыжком ноги в стороны.)

Как к вопросу подойти? (Наклоны в стороны.)

Ноги выше! Это три

(Поочередные махи ногами вперед.)

Или все четыре?

(Поочередные махи ногами.)

Всем занять свои места!

(Повороты головой вправо-влево.)

Рассчитайтесь по порядку.

(2 приседания.)

Есть зарядка для хвоста. (Покачивание бедрами.)

И для хобота — зарядка. (Покачивание правой рукой, имитирующее движение хобота.)

Пусть удавий длинный хвост (Плавные движения правой рукой за спиной.)

Выгибается, как мост.

(Плавные движения правой рукой, перед собой.)

Раз, два, три, четыре —

(Наклоны вправо-влево.)

Хобот выше, уши — шире. (Взмах правой рукой вверх, руки в стороны.)

Далее повторяются движения, сопровождающие припев.

Игры на развитие чувства ритма

Музыкально-ритмические игры. Использование таких игр позволяет тренировать у детей различные группы мышц и развивать координацию движений. Музыкальное сопровождение способствует  выразительности исполнения, большей пластичности, мягкости! движений. Задание создать определенный образ развивает фантазию и слуховое внимание детей.

1. Игра  «Пильщики». (Муз. О. С. Боромыковой1.)

Запилила пила, зажужжала, как пчела.

Отпилила кусок, наскочила на сучок,

Лопнула и стала. Начинай сначала. Дети стоят парами, лицом друг к другу. Правые руки соединены. Одна нога выставлена вперед.

I        — 8 такты — двигают руками вперед-назад, имитируя пилку дров.
9—10 такты — опускают броском руки вниз.

11 — 12 такты — (меняются местами друг с другом на бегу.)

        2.Игра  «Угостим зверей».

Мы делили апельсин.

(Имитируется движение ножом.)

Много нас, а он один.

(Разводятся руки в стороны; затем показывается один палец.)

Эта долька — для ежа,

(Ладони вместе, «замок».)

Эта долька — для чижа,

(Ладони вместе, «птичка».)

Эта долька — для утят,

(Ладони в кулачки, большие пальцы подняты.)

Эта долька — для котят. (Ладони раскрыты, пальчики округлены.)

Эта долька — для бобра, (Кисть правой руки накрывает кулак левой руки.)

А для волка — кожура. (Руки прячутся за спину.)

        3.Игра с листочками. (Муз. сопровождение — И.Штраус, вальс «Сказки Венского леса».)

И. п. — основная стойка.

1-я музыкальная фраза: руки в стороны, вверх, вперед, вниз,  4 раза.

2-я фраза: руки в стороны, за спину, 2 раза.

3-я фраза: приседание, руки перед грудью; подъем, поднимание рук вверх, 2 раза.

4-я фраза: кружение на месте вправо, затем влево.

        4. Игра с лентами. (Муз. сопровождение — И. Штраус, вальс «Сказки Венского леса».)

1-я музыкальная фраза: и. п. — основная стойка. Поднимание и опускание рук через стороны, на счет 1,2 — вверх, на счет 3, 4 — вниз.

2-я фраза: и. п. — стоя, руки в стороны. На счет 1,2 — приседание, отведение рук за спину; на счет 3, 4 — и. п.

3-я фраза: и. п. — основная стойка. На счет 1, 2 — поворот в сторону, закручивание рук вокруг туловища; на счет 3, 4 — и. п.

4-я фраза: и. п. — основная стойка. На счет 1,2 — наклон вперед, отведение прямой ноги назад, руки в стороны; на счет 3, 4 — и. п.

        5.Игра «Лети лепесток». Проводится под музыкальное, а затем под речевое сопровождение. (Муз. сопровождение в размере 2/4 ритмичного, бодрого характера.)

Лети, лети, лепесток, (Поочередное сгибание и разгибание пальчиков.)

Через запад на восток, (Те же движения.)

Через север, через юг, (Чередование положений кулак — ладонь.)

Возвращайся, сделав круг. (Вращение кистями.)

Лишь коснешься ты земли, (Поочередное поглаживание кистей.)

Быть по-моему вели! (4 хлопка.)

Игры на развитие чувства метра

                Игра  «Послушай и повтори звук «у».
Надо произнести сердито и громко один раз («воет волк»), тихо и медленно 2 раза («воет вьюга»), сериями по два раза низким голосом («филин ухает»), медленно, долго, низким голосом («поезд едет»).

                Игра  «Эхо». Сначала дети отгадывают загадку:

Живет без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо.) Затем логопед произносит звук а то громко, то тихо, то длительно, то кратко, то усиливая, то ослабляя звучание. Детям следует точно так же его повторить.

Игра «Бадминтон». Дети стоят, образуя круг, ноги на ширине плеч, одна рука на поясе, другая — на уровне лица, ладонью вперед. Имитируя удар по волану, дети произносят ряд обратных слогов с усилением на конце: ап-ап-ап-ап, оп-оп-оп-оп и т.п..

Игра «Настольный теннис». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, левая рука на поясе. Отбивая правой рукой воображаемый мячик, летящий через сетку, дети произносят слоги со стечением согласных: пта-пто-пту-пты, пто-пту-пты-пта и т.д.

Игра  «Повтори, как я» (одно из междометий — оно выделено — произносится громче других): эх, ох, ух, ах; эх, ох, ух, ах, эх, ох, ух, ах; эх, ох, ух, ах.

Игра  «Три волны» — вдох, на выдохе произносится звук э  тихо, громче, громко с движениями рук, имитирующими плавательный жест.

                Игра «В лес пойдем». Дети делятся на две команды. Одна говорит:

Мы в лес пойдем, грибов найдем. Ребят мы громко позовем: ау-ау-ау! Никто не отзывается, лишь эхо откликается. Другая группа повторяет: «ау-ау-ау!»

Упражнение повторяется 3 — 4 раза: «ау» произносится громко, тише, тихо, шепотом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития дыхания, темпа и ритма речи.

Игры предназначены для детей дошкольного возраста, направлены на развитие темпа и ритма речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на разви...

Игры на развитие чувства музыкального темпа

Игры на развитие чувства музыкального темпа...

Мастер- класс для педагогов ДОУ: "Развитие чувства темпа и ритма средствами логоритмики у дошкольников с ОВЗ"

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий, решающих задачи музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных задач, является в наше время актуальным....

Игры на развитие голоса, темпа речи.

Игры на развитие голоса, темпа речи. ...

Игры для развития дыхания, темпа и ритма речи.

Игры предназначены для детей дошкольного возраста, направлены на развитие темпа и ритма речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю...

Игры на развитие чувства темпа

игры на развитие чувства темпа...

Картотека упражнений на развитие чувства темпа и ритма речи

Картотека упражнений на развитие чувства темпа и ритма речи...