Игры на развитие чувства темпа
картотека по логопедии
Темп — это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего отрабатываются два темпа движений — медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.
У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражнениях на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_chuvstva_tempa_ritma_metra.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие чувства темпа
Темп — это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего отрабатываются два темпа движений — медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.
У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражнениях на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка.
Игра 1. «Шаги и хлопки». Стоя в кругу, дети на каждую четверть такта делают шаг на месте, на каждую восьмую хлопают в ладоши, затем соединяют оба движения.
Игра 2. «Лягушки и цапли». Под медленную музыку дети передвигаются по кругу присядом, под быструю — двигаются легким бегом с движением рук вверх-вниз.
Игры с элементами танцев. Упражнения способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Строятся на элементах классического танца (используются принятые в ней позиции рук и ног) и русского народного танца (каблучный шаг, тройной притоп, «веревочка», «ковырялочка»).
Игра 3. «Балет». Все стоят по кругу в парах. Движения выполняют на 4 музыкальные фразы. 1-я музыкальная фраза: стоя на месте, поднимают руку над головой и опускают плавно, следя за ее движением глазами (2 раза).
2-я фраза: одна рука на поясе, ногу отставляют в сторону (2 раза).
3-я фраза: делают 4 шага вперед, одна рука за спиной.
4-я фраза: кружатся на месте в паре с правой ноги, держась за руки.
Игра 4. «Русский танец». Все стоят по кругу в парах.
Первая: делают 4 шага вперед каблучным шагом, 4 шага назад простым шагом.
Вторая: выполняют 2 раза «ковырялочку».
Третья: делают 4 шага с притопом в сторону, 4 шага с притопом, возвращаясь на место.
Четвертая: выполняют 3 «молоточка», 1 тройной притоп.
Игра 5.(Муз.сопровождение Г.Гладков, «Песенка про зарядку».)
Дети стоят в шахматном порядке. И. п. — ноги на ширине плеч» руки на поясе. Поднимайтесь поскорей, (Подняться на носки, руки вверх.)
Рассчитайтесь по порядку. (Опуститься, руки на пояс.)
Приглашаем всех зверей (Руки в стороны и на пояс.)
На веселую зарядку! (2 приседания.)
Упражненье началось: (Наклоны головой вправо-влево.)
Ноги вместе, руки врозь. (Ноги вместе прыжком, руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре — (Поочередное поднимание колен.)
Ноги выше, руки шире! (Поднимание колен, руки в стороны.)
Кто придумать бы помог,
(Наклон вниз, руки вниз.)
Если нет ни рук, ни ног!
(И.п.)
Что поставить шире?
(Прыжком ноги в стороны.)
Как к вопросу подойти? (Наклоны в стороны.)
Ноги выше! Это три
(Поочередные махи ногами вперед.)
Или все четыре?
(Поочередные махи ногами.)
Всем занять свои места!
(Повороты головой вправо-влево.)
Рассчитайтесь по порядку.
(2 приседания.)
Есть зарядка для хвоста. (Покачивание бедрами.)
И для хобота — зарядка. (Покачивание правой рукой, имитирующее движение хобота.)
Пусть удавий длинный хвост (Плавные движения правой рукой за спиной.)
Выгибается, как мост.
(Плавные движения правой рукой, перед собой.)
Раз, два, три, четыре —
(Наклоны вправо-влево.)
Хобот выше, уши — шире. (Взмах правой рукой вверх, руки в стороны.)
Далее повторяются движения, сопровождающие припев.
Игры на развитие чувства ритма
Музыкально-ритмические игры. Использование таких игр позволяет тренировать у детей различные группы мышц и развивать координацию движений. Музыкальное сопровождение способствует выразительности исполнения, большей пластичности, мягкости! движений. Задание создать определенный образ развивает фантазию и слуховое внимание детей.
1. Игра «Пильщики». (Муз. О. С. Боромыковой1.)
Запилила пила, зажужжала, как пчела.
Отпилила кусок, наскочила на сучок,
Лопнула и стала. Начинай сначала. Дети стоят парами, лицом друг к другу. Правые руки соединены. Одна нога выставлена вперед.
I — 8 такты — двигают руками вперед-назад, имитируя пилку дров.
9—10 такты — опускают броском руки вниз.
11 — 12 такты — (меняются местами друг с другом на бегу.)
2.Игра «Угостим зверей».
Мы делили апельсин.
(Имитируется движение ножом.)
Много нас, а он один.
(Разводятся руки в стороны; затем показывается один палец.)
Эта долька — для ежа,
(Ладони вместе, «замок».)
Эта долька — для чижа,
(Ладони вместе, «птичка».)
Эта долька — для утят,
(Ладони в кулачки, большие пальцы подняты.)
Эта долька — для котят. (Ладони раскрыты, пальчики округлены.)
Эта долька — для бобра, (Кисть правой руки накрывает кулак левой руки.)
А для волка — кожура. (Руки прячутся за спину.)
3.Игра с листочками. (Муз. сопровождение — И.Штраус, вальс «Сказки Венского леса».)
И. п. — основная стойка.
1-я музыкальная фраза: руки в стороны, вверх, вперед, вниз, 4 раза.
2-я фраза: руки в стороны, за спину, 2 раза.
3-я фраза: приседание, руки перед грудью; подъем, поднимание рук вверх, 2 раза.
4-я фраза: кружение на месте вправо, затем влево.
4. Игра с лентами. (Муз. сопровождение — И. Штраус, вальс «Сказки Венского леса».)
1-я музыкальная фраза: и. п. — основная стойка. Поднимание и опускание рук через стороны, на счет 1,2 — вверх, на счет 3, 4 — вниз.
2-я фраза: и. п. — стоя, руки в стороны. На счет 1,2 — приседание, отведение рук за спину; на счет 3, 4 — и. п.
3-я фраза: и. п. — основная стойка. На счет 1, 2 — поворот в сторону, закручивание рук вокруг туловища; на счет 3, 4 — и. п.
4-я фраза: и. п. — основная стойка. На счет 1,2 — наклон вперед, отведение прямой ноги назад, руки в стороны; на счет 3, 4 — и. п.
5.Игра «Лети лепесток». Проводится под музыкальное, а затем под речевое сопровождение. (Муз. сопровождение в размере 2/4 ритмичного, бодрого характера.)
Лети, лети, лепесток, (Поочередное сгибание и разгибание пальчиков.)
Через запад на восток, (Те же движения.)
Через север, через юг, (Чередование положений кулак — ладонь.)
Возвращайся, сделав круг. (Вращение кистями.)
Лишь коснешься ты земли, (Поочередное поглаживание кистей.)
Быть по-моему вели! (4 хлопка.)
Игры на развитие чувства метра
Игра «Послушай и повтори звук «у».
Надо произнести сердито и громко один раз («воет волк»), тихо и медленно 2 раза («воет вьюга»), сериями по два раза низким голосом («филин ухает»), медленно, долго, низким голосом («поезд едет»).
Игра «Эхо». Сначала дети отгадывают загадку:
Живет без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо.) Затем логопед произносит звук а то громко, то тихо, то длительно, то кратко, то усиливая, то ослабляя звучание. Детям следует точно так же его повторить.
Игра «Бадминтон». Дети стоят, образуя круг, ноги на ширине плеч, одна рука на поясе, другая — на уровне лица, ладонью вперед. Имитируя удар по волану, дети произносят ряд обратных слогов с усилением на конце: ап-ап-ап-ап, оп-оп-оп-оп и т.п..
Игра «Настольный теннис». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, левая рука на поясе. Отбивая правой рукой воображаемый мячик, летящий через сетку, дети произносят слоги со стечением согласных: пта-пто-пту-пты, пто-пту-пты-пта и т.д.
Игра «Повтори, как я» (одно из междометий — оно выделено — произносится громче других): эх, ох, ух, ах; эх, ох, ух, ах, эх, ох, ух, ах; эх, ох, ух, ах.
Игра «Три волны» — вдох, на выдохе произносится звук э тихо, громче, громко с движениями рук, имитирующими плавательный жест.
Игра «В лес пойдем». Дети делятся на две команды. Одна говорит:
Мы в лес пойдем, грибов найдем. Ребят мы громко позовем: ау-ау-ау! Никто не отзывается, лишь эхо откликается. Другая группа повторяет: «ау-ау-ау!»
Упражнение повторяется 3 — 4 раза: «ау» произносится громко, тише, тихо, шепотом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития дыхания, темпа и ритма речи.
Игры предназначены для детей дошкольного возраста, направлены на развитие темпа и ритма речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на разви...
Игры на развитие чувства музыкального темпа
Игры на развитие чувства музыкального темпа...
Мастер- класс для педагогов ДОУ: "Развитие чувства темпа и ритма средствами логоритмики у дошкольников с ОВЗ"
Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий, решающих задачи музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных задач, является в наше время актуальным....
Игры на развитие голоса, темпа речи.
Игры на развитие голоса, темпа речи. ...
Игры для развития дыхания, темпа и ритма речи.
Игры предназначены для детей дошкольного возраста, направлены на развитие темпа и ритма речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю...
Игры на развитие чувства темпа
игры на развитие чувства темпа...
Картотека упражнений на развитие чувства темпа и ритма речи
Картотека упражнений на развитие чувства темпа и ритма речи...