Занятие по формированию фонетической стороны речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Малахова Людмила Григорьевна

Занятие по формированию фонетической стороны речи. Тема: Гласные и согласные звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_formirovaniyu_foneticheskoy_storony_rechi.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию фонетической стороны речи.

Подготовила: учитель-логопед Малахова Людмила Григорьевна,

МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА»

Тема: Гласные и согласные звуки.

Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках.

Задачи: развивать умение различать гласные и согласные звуки; формировать навыки фонетического анализа и  синтеза; упражнять в словообразовании путем изменения гласного звука в слове; развивать фонематические процессы, слуховое внимание, память, моторику, дыхание и голос; воспитывать самоконтроль за речью и аккуратность в работе.

Оборудование: предметные картинки, фишки красного и синего цвета, зеркала, рабочие тетради, ручки синего и красного цвета.

Ход работы.

I. Организационный момент.

Игра «Назови лишний звук в ряду».

А, у, з, ы;  к, м, о, н;     р, о, у, а … и т.д.

II. Упражнения на развитие:

- мелкой моторики «Опята»

На пеньке живет семья,

Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки.

Мама, папа, братья, я.

Ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают.

Дом у нас один, а крыша

Две руки вместе ладонями вверх.

Есть у каждого своя.

«Крыша» из ладошек.

- артикуляционной моторики:

 комплекс - «Веселый язычок»;

- дыхания и голоса:

а)

                       выдох                                                   шумный выдох

стоя                                            пауза

                       вдох  

б)  ИИИИ      АУИ      АУИ      АУИ       АУИ

III. Объявление темы.

- Как называются звуки, которые произносятся свободно без преграды? (гласные) 

- Как называются звуки, произносимые с преградой?

Дети произносят гласные и согласные звуки перед зеркалами.

- Сегодня мы будем различать гласные и согласные звуки.

- Какой фишкой обозначаются гласные звуки? (красной) Согласные? (синей)

IV. Дидактические игры и упражнения.

  1. Игра «Красное – синее».

Логопед произносит гласный звук, дети повторяют его, выкладывая на столе красную фишку. При произнесении согласного звука – синюю фишку.

  1. Игра «Найди место».

Дети на доске ставят картинки по синим и красным кружком по одному звуку в названии картинки (гласный – согласный).

  1. Игра «Угадай первый звук, назови слово».

Логопед произносит слова, опуская первый звук. Дети угадывают звук и называют слово:

…пельсин, …апка, …едведь, …тюг, …аяц и т.д.

  1. Игра «Договори слово».

Логопед произносит слова, недоговаривая последний звук. Дети называют звук и произносят слово целиком.

Физминутка «По ягоды»

Мы шли, шли, шли,

Маршируют, руки на поясе.

Бруснику нашли.

Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот.

Раз, два, три, четыре, пять,

Маршируют.

Мы идем искать опять.

Наклоны вперед, руки касаются носков.

V. Дидактические игры на формирование фонетического анализа и синтеза.

1. Игра «Собери слово».

К, о, т (кот);     о, с, а (оса);     м, и, р (мир);     р, ы, б, а (рыба) …

2.Игра «Разложи слово на звуки».

Мак (м, а, к);    шар (ш, а, р);    осы (о, с,ы);   стол (с, т, о, л) и т.д.

  1. Игра «Получи новое слово».

Дети изменяют гласный звук в слове, называют получившееся новое:

Дом – дым, сок – сук, кот – кит, лак – лук, стол – стул и т.д.

  1. Игра «Узнай слово».

Дети узнают и произносят слово  по опорным звукам и опорным картинкам:

З  н  т (зонт);   а  б  у  с(автобус);   о  л  и  к (ослик) и т.д.

VI. Работа в тетрадях.

Фонетический диктант.

Логопед произносит:

- звуки гласные и согласные, дети «рисуют» в тетрадях красный или синий кружок:  о  о  о  о …;

- слова: жук, усы – дети «пишут» схему этих слов:  ооо     ооо

VII. Итог работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе « ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И] »

Занятие для детей 5-6 лет с ОНР. На данном занятии дети закрепляют понятие "гласный звук", учатся определять гласный звук в  начале слова, закрепляют графические образы букв А,У,И....

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизация и дифференциация звуков [л], [л`].

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи направлено на автаматизацию звуков "Л" и "ЛЬ" в игровой форме....

Календарно-тематическое планирование фронтальных (групповых) занятий по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи с детьми с ОНР (первый год обучения) в старшей логопедической группе

Календарно-тематическое планированиефронтальных (групповых) занятийпо формированию фонетической стороны речи,лексико-грамматических категорий,развитию связной речис детьми с ОНР (первый год обуч...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Логопедическое занятие по формированию фонетической стороны речи посредством двигательного игротренинга «Глупый маленький мышонок»

Цель занятия: автоматизация звука Ш. В занятиии используются игры и упражнения с применением коррекционных мячей-фитболов. Применение  фитболов способствует психомоторному, речевому, эмоционально...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи Тема: Знакомство со звуками [р], [рь]

Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [р], [рь] в слогах, словах.Задачи:закрепить умение делить слово на слоги, определять место звука в слове;закрепить навык образования сло...