Конспект занятия по теме: «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Андреева Ксения Валерьевна

Цель:

  1. Расширение словаря по теме: «Овощи - фрукты».
  2. Образование существительных родительного падежа единственного числа от существительных именительного падежа единственного числа.
  3. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  4. Образование относительных прилагательных
  5. Согласование существительных с числительными
  6. Учить составлять предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi-_frukty.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  1. Расширение словаря по теме: «Овощи - фрукты».
  2. Образование существительных родительного падежа единственного числа от существительных именительного падежа единственного числа.
  3. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  4. Образование относительных прилагательных
  5. Согласование существительных с числительными
  6. Учить составлять предложения

Оборудование:

Предметные картинки с изображением фруктов и овощей, натуральные фрукты и овощи, схема, «чудесный мешочек».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Сядет тот, кто назовет мне фрукт.

  1.  Игра «Сад-огород». Дифференциация овощей и фруктов

Клава: Ребята, у нас с вами две картинки. Что нарисовано на одной картинке, Тимур? (Огород). Артем, а что - на другой? (Сад)

Клава: Я принесла в корзинке овощи и фрукты. Разложите их по тарелочкам: в одну - овощи, в другую – фрукты и расскажите почему.

Дети: Это помидор, он растет на  грядке.

Клава: Молодцы, ребята.

  1. Дидактическая игра: «Какой, какая, какие?». 

Употребление качественных прилагательных и согласование их с существительными.

Логопед:  Ребята, овощи и фрукты такие разные. Давайте расскажем Клаве, какие они! (по схеме)

Дети: Это помидор. Он красный и круглый.

  1. Дидактическая игра: «Назови ласково». 

Образование существи-тельных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, -ик-,

-чик-.

Клава: Ребята, я шла, шла и нашла маленькое дерево и маленькую грядку. Очень захотела с вами поиграть (раздаются картинки).

Смотрите у меня яблоко, а на деревце маленькое яблочко.

Клава: умнички!

  1. Дидактическая игра: «Посчитай-ка». 

Согласование числительных с существительными.

Клава: Ребята, я так люблю ходить по магазинам. А вы?

Я купила вчера огурцы и яблоки, но не знаю сколько их. Посчитайте.

Тимур: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок…

Миша: Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов…

  1. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты». Развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Логопед: Клава, мы с ребятами очень любим играть с пальчиками.

Клава: Вы меня научите?

Дети: Да научим!

Логопед вместе с детьми выполняет пальчиковую гимнастику.

Мы капусту рубим, рубим           (Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.)

Мы морковку трем, трем            (Трем кулаком о кулак.)

Мы капусту солим, солим           ( Движение пальцев, имитирующее посыпание

                                                                         солью.)

Мы морковку трем, трем        (Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

  1. Дидактическая игра: «Отожмем сок». Образование относительных прилагательных.

Клава: Мне нравится пить по утрам сок. А вам?

Дети: Нам тоже  нравится пить сок.

Клава: Мне нравится пить сок из яблок - яблочный. А вам?

Артем: Мне нравится пить сок из бананов – банановый.

Миша: Мне нравится пить сок из груш – грушевый сок.

Тимур: Мне нравится пить сок из винограда – виноградный сок.

Кирилл: Мне нравится пить сок из персика – персиковый сок.

Клава: Ребята,  назовите,  пожалуйста, овощные соки.

Дети:

Сок из моркови – морковный

Сок из свёклы – свекольный

Сок из лука – луковый

Сок из картофеля – картофельный

Сок из томата – томатный

  1. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек». Закрепляем умение узнавать предмет по характерным признакам с помощью тактильного восприятия.

Логопед: Клава, ты с нами так хорошо играла. Мы с ребятами решила сделать тебе подарок (Дети отгадывают по ощущениям овощ или фрукт, называют его и дарят Клаве)

Артем: Я дарю Клаве помидор.

Тимур: Я дарю Клаве огурец.

Миша: Я дарю Клаве яблоко.

Коля: Я дарю Клаве грушу.

  1. Дидактическая игра: «У меня есть, у тебя нет».  Образование родительного падежа существительных.

Логопед: Вы Клаве так много подарили интересного и вкусного.

У Клавы есть помидор, а у Тимура?

Тимур: У Клавы есть помидор, а у меня не помидора.

  1. Итог занятия

Логопед обсуждает с детьми пройденный материал на занятии.

Конспект занятия по теме:

«Падежные конструкции. Родительный падеж существительных»

Учитель- логопед

Андреева К.В.

г. Краснознаменск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных"

конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных", закрепление лексических тем "Растения, деревья, грибы, цветы"...

Конспект занятия на тему: употребление имён существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами по теме «Весна».

Данный конспект занятия направлен на активизацию словаря по теме "весна", упражнение в употреблении имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, упражнение в употреблении имён сущест...

занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе Тема: «Падежные конструкции»

Тема: Падежные конструкции. Творительный падеж множественного числа.Цели:1.   Учить детей употреблять существительные в Творительном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголами....

Конспект занятия для старшей группы "Образование творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе с предлогом С."

Конспект занятия для старшей группы "Образование творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе с предлогом С."...

Презентация к логопедическому занятию " Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе."

Представлены игры, которые побуждают ребенка  правильно формулировать и употреблять существительные в дательном падеже, развивают память....

Конспект НОД на тему "Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе." (2 занятие по теме)

В разработке подобраны игры и игровые задания для правильного употребления детьми  существительных в творительном падеже единственного числа....

Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных

Учить детей  правильно образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом....