Конспект занятия по теме: «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель:
- Расширение словаря по теме: «Овощи - фрукты».
- Образование существительных родительного падежа единственного числа от существительных именительного падежа единственного числа.
- Упражнение в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
- Образование относительных прилагательных
- Согласование существительных с числительными
- Учить составлять предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovoshchi-_frukty.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- Расширение словаря по теме: «Овощи - фрукты».
- Образование существительных родительного падежа единственного числа от существительных именительного падежа единственного числа.
- Упражнение в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
- Образование относительных прилагательных
- Согласование существительных с числительными
- Учить составлять предложения
Оборудование:
Предметные картинки с изображением фруктов и овощей, натуральные фрукты и овощи, схема, «чудесный мешочек».
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Сядет тот, кто назовет мне фрукт.
- Игра «Сад-огород». Дифференциация овощей и фруктов
Клава: Ребята, у нас с вами две картинки. Что нарисовано на одной картинке, Тимур? (Огород). Артем, а что - на другой? (Сад)
Клава: Я принесла в корзинке овощи и фрукты. Разложите их по тарелочкам: в одну - овощи, в другую – фрукты и расскажите почему.
Дети: Это помидор, он растет на грядке.
Клава: Молодцы, ребята.
- Дидактическая игра: «Какой, какая, какие?».
Употребление качественных прилагательных и согласование их с существительными.
Логопед: Ребята, овощи и фрукты такие разные. Давайте расскажем Клаве, какие они! (по схеме)
Дети: Это помидор. Он красный и круглый.
- Дидактическая игра: «Назови ласково».
Образование существи-тельных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, -ик-,
-чик-.
Клава: Ребята, я шла, шла и нашла маленькое дерево и маленькую грядку. Очень захотела с вами поиграть (раздаются картинки).
Смотрите у меня яблоко, а на деревце маленькое яблочко.
Клава: умнички!
- Дидактическая игра: «Посчитай-ка».
Согласование числительных с существительными.
Клава: Ребята, я так люблю ходить по магазинам. А вы?
Я купила вчера огурцы и яблоки, но не знаю сколько их. Посчитайте.
Тимур: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок…
Миша: Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов…
- Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты». Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Логопед: Клава, мы с ребятами очень любим играть с пальчиками.
Клава: Вы меня научите?
Дети: Да научим!
Логопед вместе с детьми выполняет пальчиковую гимнастику.
Мы капусту рубим, рубим (Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.)
Мы морковку трем, трем (Трем кулаком о кулак.)
Мы капусту солим, солим ( Движение пальцев, имитирующее посыпание
солью.)
Мы морковку трем, трем (Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)
- Дидактическая игра: «Отожмем сок». Образование относительных прилагательных.
Клава: Мне нравится пить по утрам сок. А вам?
Дети: Нам тоже нравится пить сок.
Клава: Мне нравится пить сок из яблок - яблочный. А вам?
Артем: Мне нравится пить сок из бананов – банановый.
Миша: Мне нравится пить сок из груш – грушевый сок.
Тимур: Мне нравится пить сок из винограда – виноградный сок.
Кирилл: Мне нравится пить сок из персика – персиковый сок.
Клава: Ребята, назовите, пожалуйста, овощные соки.
Дети:
Сок из моркови – морковный
Сок из свёклы – свекольный
Сок из лука – луковый
Сок из картофеля – картофельный
Сок из томата – томатный
- Дидактическая игра: «Чудесный мешочек». Закрепляем умение узнавать предмет по характерным признакам с помощью тактильного восприятия.
Логопед: Клава, ты с нами так хорошо играла. Мы с ребятами решила сделать тебе подарок (Дети отгадывают по ощущениям овощ или фрукт, называют его и дарят Клаве)
Артем: Я дарю Клаве помидор.
Тимур: Я дарю Клаве огурец.
Миша: Я дарю Клаве яблоко.
Коля: Я дарю Клаве грушу.
- Дидактическая игра: «У меня есть, у тебя нет». Образование родительного падежа существительных.
Логопед: Вы Клаве так много подарили интересного и вкусного.
У Клавы есть помидор, а у Тимура?
Тимур: У Клавы есть помидор, а у меня не помидора.
- Итог занятия
Логопед обсуждает с детьми пройденный материал на занятии.
Конспект занятия по теме:
«Падежные конструкции. Родительный падеж существительных»
Учитель- логопед
Андреева К.В.
г. Краснознаменск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных"
конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных", закрепление лексических тем "Растения, деревья, грибы, цветы"...
Конспект занятия на тему: употребление имён существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами по теме «Весна».
Данный конспект занятия направлен на активизацию словаря по теме "весна", упражнение в употреблении имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, упражнение в употреблении имён сущест...
занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе Тема: «Падежные конструкции»
Тема: Падежные конструкции. Творительный падеж множественного числа.Цели:1. Учить детей употреблять существительные в Творительном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголами....
Конспект занятия для старшей группы "Образование творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе с предлогом С."
Конспект занятия для старшей группы "Образование творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе с предлогом С."...
Презентация к логопедическому занятию " Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе."
Представлены игры, которые побуждают ребенка правильно формулировать и употреблять существительные в дательном падеже, развивают память....
Конспект НОД на тему "Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе." (2 занятие по теме)
В разработке подобраны игры и игровые задания для правильного употребления детьми существительных в творительном падеже единственного числа....
Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных
Учить детей правильно образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом....