ГОДОВОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (СТАРШАЯ ГРУППА)
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)
ГОДОВОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ направлено на комплексный подход решения задач развития речи. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом одной из главных задач является развитие связной монологической речи.
При разработке содержания каждого занятия учитываются постепенное усложнение программных задач, их значимость на данном этапе обучения, важность повторения определенного материала и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gr._perspektivnoe_planirovanie.docx | 128.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательная автономная некоммерческая организация ОАНО «Гармония»
ГОДОВОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Образовательная область «Речевое развитие»
СТАРШАЯ ГРУППА
Учитель-логопед Подвийняк Н.А.
№ занят. | Дата | Общая тема | Цели и задачи | Материалы и оборудование + Связь с общей темой | Автор и источник | Интеграция | ||
1 | «Здравствуй, детский сад» | Беседа «Правила поведения в детском саду» (как здороваться со взрослыми в детском саду, как здороваться с друзьями; если хочешь задать вопрос…; когда уходим обязательно прощаемся с друзьями и со взрослыми; не мешать друг другу, попросись в игру; спроси разрешения взять ; извинись если не хочешь или не можешь, нельзя обижать) -Активизация словаря: чистая, широкая, узкая, уютная, просторная… -Грамматический строй: обр-е мн.ч. сущ. , глаголов. -Фонем. слух: назови предмет на зад. звук -Формирование простых распространенных предложений и ССП. | Иллюстрации «Мой любимый детский сад» | Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» стр.24 У.М. Сидорова «Учим слова и предложения» стр.4 А.Печерская «Мой любимый детский сад» | Воспитание положительного отношения к посещению детского сада. чтение художественной литературы | |||
2 | Беседа «Почему важно, чтобы в группе был порядок» Связная речь и грамматич.строй: Рассматривание игрушек, рассказывание об игрушках и их сравнение по вопросам: -Как называется игрушка? - Какая игрушка по цвету, по величине, из каких частей и материала? -Как можно с ней играть? -Почему нравиться игрушка? Беседа об именах по вопросам: -Как вас называют родители дома? -Как ласково назвать друга? -Как называют маленького ребенка и взрослого человека? -Как назвать ласково игрушку? -а если игрушка не одна, а много?.. Фонем.воспр.: назови игрушку на задан. Звук, хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» | Карточки-последовательности отображающие режимные моменты ребенка посещающего Д/С. Картинки «Что не так» | А.Печорская «Мой любимый детский сад» У.М. Сидорова «Учим слова и предложения» | Закрепление правил хорошего поведения в группе. Уточнение особенностей совместных игр с другими детьми. чтение художественной литературы | ||||
3 | Золотая осень. | Закреплять знания о приметах осени. Обобщать представления, полученные на занятиях, прогулках, в повседневной жизни. Формировать бережное отношение к природе. Упражнять в согласовании существительных и количественных числительных (от 1 до 10). Упражнение «Придумай предложе-ние с заданным словом». Закреплять представление о пользе прогулок на природе. Развитие речевого дыхания: Осенние листочки. Развитие фонематического восприятия. Развитие монологической речи. Составление рассказа об осени по плану – схеме. Отгадывание загадок. | Иллюстрация "Осень в городе" Составление описательного рассказа по плану-схеме. | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» | Уточнение знаний, наблюдений. умение подбирать одежду по погоде обсуждение игр на свежем воздухе | |||
4 | Иллюстрация "Осень в лесу" Картинки для сравнений осени и лета. | Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | ||||||
5 | Во саду ли, в огороде. | Уточнение знаний. Расширение словаря глаголов (окапывать, рыхлить, вынимать, сушить, срезать, выдергивать, снимать…) и прилагательных (сочный, ароматный, свежий, крупный-мелкий…). Составление описательных рассказов по опорным таблицам. Формирование фонематического восприятия. Отгадывание загадок. Использование ум.-ласк. форм существительных. | Играй-ка Н.В. Нищеева: «Коза в орогоде», «Клоун». План-схемы: «Овощи», «Фрукты». Наглядные карточки с изображением овощей и фруктов. | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» | формирование целостности картины мира. Овладение новыми словами признаками и словами-действиями. отгадывание и загадывание загадок. | |||
6 | Как выращивают хлеб? | Воспитывать уважение к хлебу и труду людей, составляя рассказ по серии картинок «Как булка на стол пришла». Словообразование – учить образовывать прилагательные от существительных (рожь-ржаной), согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. Развитие ф. слуха и слоговой структуры. | Иллюстрации «Как булка на стол пришла». | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» | формирование целостности картины мира. Овладение новыми словами признаками и словами-действиями. формировать бережное отношение к труду людей.
| |||
7 | Лес. | Уточнение знаний о разных деревьях, их семенах и листьях. Учить составлять рассказ по сюжетной картине «В лесу», по плану, предложенному педагогом. Побуждать связно и последовательно излагать события. Упражнять в употреблении ССП, согласовании наречия «много» с существительными (Р.п.) Согласование количественных числительных с существительными(от 1 до 10) Закреплять представление о необходимости охраны природы. Закреплять знания о правилах поведения в лесу, взаимодействия с лесными обитателями и растениями. | Картинки с изображением деревьев, их листьев и семян (Игра на липучках) Листья, вырезанные из бумаги. | О.Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» | формирование целостности картины мира составление монологического рассказа описания. безопасность в лесу пальчиковая гимнастика | |||
8 | Грибы. Ягоды. | Обогащение, закрепление и активизация словаря по теме. Учить подбирать слова-признаки к словам-предметам, согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе. Развитие слухового восприятия и закрепление понятия «рифма» в процессе отгадывания загадок про грибы (Н.В.Нищева, стр.107) Развитие общей и мелкой моторики рук в процессе игры «За грибами» (Н.В.Нищева, стр.92). Словообразование: клубника-клубничный... Закреплять представление о пользе витаминов, содержащихся в ягодах. | Н.В.Нищеева "Играй-ка": "Корзинка грибов",«Повар». | О.Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | формирование целостности картины мира составление монологического рассказа описания. закрепление знаний об опасности собирать малознакомые грибы или ягоды без взрослых пальчиковая гимнастика | |||
ОКТЯБРЬ | ||||||||
1 | Дикие животные средней полосы России. | Обобщение и закрепление представлений о диких животных средней полосы России, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Закреплять знания о приспособлении животных к зимнему периоду. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на словесно-логическое мышление "что не так", "закончи предложение". Развитие мелкой моторики рук и общей моторики, координации речи с движением в процессе выполнения пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом» (Н.В. Нищева, стр.286) | Иллюстрации "Животные зимой и летом" Картинки с изображением жилищ диких животных и их самих. | Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и | формирование целостности картины мира бережное отношение к животным | |||
2 | Упражнять в подборе прилага- тельных к сущ.,согла-сование числит.и сущ. Назови жив на опр.звук Учить образовывать сложные прилаг. длинноухий.. Закрепление умений составлять рассказ-описание животного с использованием плана-схемы. Описание-загадка. | Карточки с изображением диких животных. Визуальный план рассказа-описания. | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» | |||||
3 | Домашние животные. | Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершениствование грамматического стьроя речи ( употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-). Развитие диалогической речи. Составление рассказа- сравнения «Собака – петух». Роль в жизни человека.
| Карточки с изображением животных «Семья» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» Визуальный план рассказа-описания. | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» | формирование целостности картины мира бережное отношение к животным | |||
4 | Комнатные растения. | Обобщение, систематизация знаний о комнатных растениях, способах размножения, уходе за ними. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Закрепление навыка пересказа в процессе пересказывания рассказа «Зеленые питомцы» (Н.В. Нищева, стр. 60) Развитие ф. слуха и слоговой структуры. | Карточки с изображением животных «Семья» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» Визуальный план рассказа-описания. | Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» | формирование целостности картины мира | |||
5 | Одежда. Ткани. | Закрепление представлений об одежде, ее назначении, деталях, материалах, из которых она изготовлена. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи ( согласование прилагательных с существительными в роде и числе; совершенствование навыков словообразования). Развитие монологической речи в процессе составления рассказа-описания предмета одежды (н-р «Моя рубашка»).
| Иллюстрации комнатных растений. Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Рассказывание о растении по плану-схеме. | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» | ||||
6 | Обувь. | Использование прилаг.: домашняя, резиновые, мокрые, чистые, теплые, легкая...Называние частей обуви. Развитие мелкой моторики рук и общей моторики, развитие чувства ритма в процессе выполнения пальчиковой гимнастики «У Матрешиной сестрицы»(Н.В. Нищева, стр. 136), «Новые кроссовки» (там же, стр. 141). Работа над слоговой структурой слова. | Иллюстрации: Тематический словарь в картинках. Мир человека. Одежда. Обувь. Головные уборы. | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | формирование целостности картины мира | |||
7 | Головные уборы. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование относительных прилагательных). Развитие диалогической речи в процессе игры «Что лишнее?» Обр-е мн.числа существительных. Развитие словесно-логического мышления "Закончи предложение", "Что не так". Развитие ф. слуха и слоговой структуры. | Иллюстрации: Тематический словарь в картинках. Мир человека. Одежда. Обувь. Головные уборы. | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» | формирование целостности картины мира | |||
8 | Что из чего и для чего (материалы и их свойства) | Закрепление и пополнение знаний и представлений о свойствах материалов. Пополнение и активизация словаря по теме. Употребление в речи предлогов. Совершенствование грамматического строя речи (согласование предметов и признаков, употребление их в уменьшительно-ласкательной форме), навыков словообразования. Использование загадок-описаний. Многозначные слова. | Предметы из разных материалов, форм, размеров. Иллюстрация Гном-Человек-Великан. Иллюстрации многозначных слов. | С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» | формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. | |||
НОЯБРЬ | ||||||||
1 | Животный мир жарких стран. | Закрепление представлений о диких животных жарких стран, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи ( употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-, -ик-, -чик-). Развитие монологической речи в процессе составления рассказа-описания с использованием схем. | Изображения животных жарких стран и их детенышей. | С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». | формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика уметь говорить и слушать окружающих. чтение художественной литературы, пересказ | |||
2 | Упражнять в пересказе прослушанного (сказка Р.Киплинга «Жил на свете слоненок»). Развитие общей моторики и мелкой моторики рук в процессе выполнения физминутки «Рвать цветы легко и просто…» или «Где обедал воробей…»(Н.В.Нищева,34).Развитие ф. слуха и слоговой структуры. | План-схема рассказа "Животные" | У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» | |||||
3 | Животный мир полярных районов Земли. | Закрепление представлений о животном мире полярных районов Земли, о внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (1.употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-. 2. Согласование наречия много с существительными. 3. Употребление предлогов под, из-под, из-за и др.) Пересказ прослушанного (Н.Сладков «Загадочные истории»). Развитие общей и мелкой моторики в процессе выполнения пальчиковой гимнастики. Развитие ф. слуха и слоговой структуры. | Изображения животных северных стран и их детенышей. | С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». | формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика уметь говорить и слушать окружающих. чтение художественной литературы, пересказ | |||
4 | План-схема рассказа "Животные". Картинки сравнения "Слон- белый медведь", "морж-обезьяна" | У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» | ||||||
5 | Наземный, подземный, водный, воздушный транспорт. | Расширение и закрепление представлений о транспорте. Классификация транспорта. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Уточнить представление о труде людей на транспорте. Закрепить знания о поведении в общественном транспорте Закрепить правила безопасного поведения на улице. Развитие монологической речи. Учить составлять рассказ-описание «Грузовик». Употребление в речи предлогов. Учить связно рассказывать сказку, соблюдая ее композицию, выразительно передавать диалоги персонажей (Сказка В.Сутеева «Кораблик»). Подводить к усвоению способов словообразования. Учить понимать смысл поговорок. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику в процессе проведения подвижных упражнений «Машины» (Н.В.Нищева, стр.343).Координация речи с движениями. Развитие ф. слуха и слоговой структуры. | Иллюстрации разных видов транспорта | О.Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий» .И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика | |||
6 | План-схема рассказа об автомобиле. | Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» | ||||||
7 | Посуда, столовые приборы, кухонная утварь. Этикет за столом. | Расширение и закрепление представлений о посуде и столовых приборах, их назначении, деталях и частях, материалах, из которых они сделаны. Закрепление понятий чайная, столовая, кухонная. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Развивать навыки словообразовния: образование прилагательных от существительных. Употребление в речи предлогов. | Мир в картинках «Посуда» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» | С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» | формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика уважение к истории и традициям русского народа | |||
8 | Развитие ф. слуха и слоговой структуры. Развитие монологической речи в процессе составления рассказа-описания какой-либо посуды или столового прибора. Совершенствование грамматического строя речи (использование имен существительных в косвенных падежах). Развитие диалогической речи в процессе составления рассказа-сравнения («Супница – заварочный чайник»). Развитие общей и мелкой моторики рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики «Машина каша»(Н.В.Нищева, 198). Координация речи с движениями. | Мир в картинках «Посуда» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» | Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» | |||||
ДЕКАБРЬ | ||||||||
1 | Зима | Признаки зимы. Упражнения на формирование ф.слуха и слоговой структуры слов. Составление рассказа по картинам "Зимний лес" Расширение словаря признаков и действий. Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика. Активизация вдоха и плавного направленного выдоха « Снежинки кружатся.» | Иллюстрация «Зимний лес» Составление рассказа по плану-схеме. | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика | |||
2 | Зимующие птицы. | Уточнять, пополнять и закреплять представление о зимующих птицах, их названиях, внешнем виде, образе жизни. Уточнение, пополнение и активизация словаря по теме Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование и употребление существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме). Составление загадки-описания. Развитие ф.слуха. Употребление в речи предлогов. | И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» Иллюстрации зимующих птиц | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» | формирование целостности картины мира воспитывать бережное отношение к живой прирое. уметь говорить и слушать окружающих. | |||
3 | Как мы устроены. | Уточнить предметный словарь по теме: «Части тела" . Органы осязания. Словообразование ед.ч. Общеречевые навыки -сила голоса. Пальчиковая гимнастика. Развитие ф.слуха и слоговой структуры. Использование упражнений крупной моторики. | Иллюстрация с изображением человека. Картинка "Гном-Человек-Великан." | О.Александрова «Окружающий мир для малышей. У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» Н.Н.Созонова "Фонетические рассказы и сказки" | формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика, общая | |||
4 | Наши эмоции. Развитие положительных эмоций в ходе занятия. Вызывание негативных и осуждающих слов в отношении совершаемых плохих поступков. Развитие ф.слуха и слоговой структуры. | Рисунки на каждого ребенка с изображение недорисованного лица. | И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | чтение художественной литературы пальчиковая гимнастика, общая | ||||
5 | Русские обычаи - взаимопомощь и сострадание. | Обобщение и закрепление знаний детей о традициях русского народа. Пополнение, закрепление и активизация словаря по теме. Совершенствование навыков словообразования, подбор, образование и использование родственных слов. Формирование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с предлогами потому что, оттого что. Развитие моторики мелких мышц рук и общей моторики в процессе выполнения пальчиковой гимнастики. Пословицы. Поговорки. Заклички. | Иллюстрации по теме. | Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» | формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика | |||
6 | Гостеприимство. | Иллюстрации по теме. | О.Александрова «Окружающий мир для малышей. | формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. Учавствовать в совместных играх. | ||||
7 | Новый год шагает по планете. | Уточнение знаний из личного опыта детей. Составление рассказов по сюжетной картине «Наряжаем елку», Иллюстрация "Маскарад на Новый год" Пальчиковая гимнастика. Развитие ф. восприятия и слоговой структуры слова. Упражнения "Дополни предложение", "Что не так","Доскажи словечко", "Подбери слово-действие". Чтение новогодних стихотворений и обсуждение. | Картинный материал "Наряжаем елку" | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» О.Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий» | формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. чтение художественной литературы | |||
8 | Иллюстрация "Маскарад на Новый год" | |||||||
ЯНВАРЬ | ||||||||
1 | Наш город. Москва- столица России. | Расширять представления детей о достопримечат. Москвы при составлении предложений. Учить обра зовывать сложные прилагат.-одноэтажный, двухэтажный.Закре пить употребление предлогов в,на,под, из-за,из-под. Закрепить умение описывать предметы и объекты по схемам. | Иллюстрации с достопримечательностями Москвы | Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» | формирование целостности картины мира. Расширение кругозора. воспитывать любовь к городу и бережное к нему отношение. | |||
2 | Совершенствование навыков словообразования: образование однокоренных слов. Составление рассказа из личного опыта «Что я видел в Москве». Учить составлять последовательный рассказ, описывая свои впечатления, чувства. Формировать чувство гордости за столицу своей Родины. Учить составлять последовательный рассказ-описание по сюжетной картинке, открытке. | У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» | формирование целостности картины мира. Расширение кругозора. уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика | |||||
3 | Телевидение. | Уточнение знаний о телевидении. Рассказ по картинкам об изобретении телевидения. Игра « Телевизор сломался»-договори звук. Развитие силы голоса-«Тихо-громко» Роль телевизора дома. Рассказывание по проблемной сюжетной картинке " У телевизора" Пальчиковые упражнения. | Картинный материал. | Конспект "Телевидение" | формирование целостности картины мира. Расширение кругозора. уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика | |||
4 | Люди труда. Профессии. | Уточнить названия основных профессий и предметов, необходимых для них при составлении предложений. Использование игры-схемы "Профессии" с употреблением падежных окончаний слов. | Игра-схема "Профессии" | Н.Ш. Макарова «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | формирование целостности картины мира Воспитывать уважение к труду взрослых. уметь говорить и слушать окружающих. | |||
5 | Развитие ф. слуха и слоговой структуры. Воспитание уважительного отношения к людям труда. Упражнять в составле-нии предл-ий с предло гами: в,под; добавлять пропущенный предлог. Ф.В.-придумай слово на заданный звук. Словарь: учить, чинить, водить, ухаживать, причесывать. | И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» | |||||
6 | Инструменты | Виды инструментов и связанная с ними деятельность человека. Упражнения "Что не так", "Дополни предложение", "Что лишнее", "Объясни словечко" Развитие ф. слуха и слоговой структуры слов. Рассказывание по сюжетным картинам. Пальчиковая гимнастика "Мне нужны такие вещи..." | И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» | Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. Воспитывать уважение к труду взрослых. | |||
ФЕВРАЛЬ | ||||||||
1 | Народные праздники на Руси. | Уточнение словаря по теме. Продолж. Учить дифференцировать тв. и мягк . звуки в словах. Расширять словарь антонимов. Составление предло жений с заданными словами. Развитие слухового внимания- «Найди заданное слово» при чтении потешек и закличек о масленице. Развитие речевого дыхания и силы голоса- игр а « Тихо- громко». | Иллюстрации по теме. | Конспект "Народные праздники на Руси" | формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика | |||
2 | Масленица. | Уточнение знаний о традиции русского народа праздновать «Масленицу». Совершенствование умений составления рассказа по сюжетной картине «Масленица». Развитие моторики мелких мышц рук и общей моторики в процессе выполнения пальчиковой гимнастики. Развитие фонематического восприятия. | Иллюстрация «Масленица» | Н.Ш. Макарова «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» | формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика | |||
3 | Что нам стоит дом построить. | Уточнение знаний о строительстве дома, его частей. Уточнение знаний о частях квартиры. Расширение и углубление представлений о бытовых приборах, их назначении. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Использование словообразований от сущ. (песок- песчаный, черепица- черепичная…) Развитие ф. слуха. Составление описательных рассказов по картинкам. | Мир в картинках. Дом. Плакат «Дом» | Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» словарь в картинках» Е.Косинова «Учимся правильно говорить» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» | формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. | |||
4 | Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами, образование и употребление относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными). Пальчиковая гимнастика. | И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» | С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» | формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика | ||||
5 | Уютный дом (квартира, мебель). | Уточнение знаний о предметах мебели. Различия. Название частей мебели. Игра "Что купить Незнайке" (многозначность слов). Словообразование. Упражнения на словесно-логическое мышление "Подбери признак, действие", "Что не так", "Исправь ошибку Незнайки", Игра-рассуждение "что общего и чем отличается". Развитие ф.слуха и слоговой структуры слов. Образование мн. числа существительных, образование падежных окончаний. | И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» | И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика уметь говорить и слушать окружающих. | |||
6 | Картинка "Наложенные изображения" | Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» Е.Косинова «Учимся правильно говорить» | ||||||
7 | Наша армия. Праздник пап. | Углублять знания детей о Российской армии, о профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину, мужестве солдат во время ВОВ, родах войск. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие диалогической речи в процессе беседы. Совершенствование связной речи в процессе пересказа рассказа о ВОВ. Побуждать давать оценку поступкам героев произведения. Воспитывать чувство благодарности к солдатам, отстоявшим свободу нашей Родины, патриотические чувства. Развитие тонкой и общей моторики, координация речи с движением в процессе выполнения пальчик. Гимнастики «Капитан» (Н.В.Нищева, стр.464, ст.гр.) . Упражнения "Доскажи словечко", "придумай предложение с заданным словом". Пересказ короткого рассказа. | Иллюстрации разных войск РФ, парада. | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» | формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика, общая | |||
8 | воспитывать гордость за свою страну и чувство патриотизма. | |||||||
МАРТ | ||||||||
1 | О любимых мамах и бабушках. | Активизация и актуализация словаря по теме. Закреплять представление о труде мамы на работе и дома. Развитие фонем. восприятия «Подарим маме слова на звук А, а бабушке- на О». Закреплять умение образовывать притяжат. при лаг.(мамина, сестричкина) | Картинный материал "Труд женщин" | С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» | формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика воспитывать чувства нежности и любви к маме и бабушке. | |||
2 | составлять связный, последовательный рассказ по картине «Подарок маме», придумывать начало и конец к изображенному содержанию. Воспитывать любовь и уважение к матери, бабушке, сестре при составлении рассказа «Как я маме помогаю» Активизация вдоха и плавного направленного выдоха- «Нюхаем цветы» | Иллюстрация «8 марта» | ||||||
3 | Вода. | Обобщение знаний о значении воды в жизни человека, растений и животных, о водоемах и их обитателях. Закреплять представление о правилах безопасного поведения на воде. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме. | И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» Схема "Вода в жизни человека" | .В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» | формирование целостности картины мира воспитывать бережное отношение к воде уметь говорить и слушать окружающих. | |||
4 | Закрепление знаний о пользе воды в жизни человека. Развитие ф. слуха и слоговой структуры. Водообмен в природе. | Схема "Круговорот воды в природе" | О.Александрова «Окружающий мир для малышей" | |||||
5 | К нам весна шагает быстрыми шагами. | Уточнение признаков наступившей весны. Составление рассказа по плану схеме "Весна". Развитие ф. слуха и слоговой структуры. Упражнения на словесно-логическое мышление "Что не так", "Доскажи словечко", "Исправь ошибку", Чем отличается зима-весна, весна-лето. Использование грамматических конструкций падежных форм, множественного числа, словообразования. Употребление в речи предлогов. Развитие ф. слуха и слоговой структуры | Картины «Весна в лесу», «Весна в городе» План- схема "Весна" | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» | формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. | |||
6 | Перелетные птицы. | Уточнить понятия: перелетные водоплавающие. Сравнить: Утка и грач "Что общего и чем отличается?" Мн.ч. – крыло- крылья, перо- перья. Развитие мыслит. операций: Почему птицы возвращаются весной? Составлять описание птицы по схеме. Пальчиковая гимнастика. | Картинный материал "Перелетные птицы" | Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» | формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика | |||
7 | Цветущая весна. Первоцветы. | Расширять глагольный словарь: оживает, журчит, набухают, расцветают. Составлять предложения с этими словами. Рассказывание по плану схеме "Растения луга". Упражнения "Доскажи словечко", "придумай предложение с заданным словом". Пальчиковая гимнастика | Картина "Весна в лесу" "Весенние изменения" | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика | |||
8 | И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» | И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» О.Александрова «Окружающий мир для малышей" | ||||||
АПРЕЛЬ | ||||||||
1 | Правила дорожного движения. | Уточнить знания о городе, дорогах, транспорте и переходах на дороге. Уточнить знания о светофоре. Развивать навыки звукового анализа и синтеза: « Где спрятался звук С? (светофор, автобус) Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными;). Упражнения «Закончи предложение», "; составление предложений по картинкам; закреплять умения составлять рассказ по сюжетной картинке). Город. Переходы для пешеходов. | И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» Картинки с изображением сигналов светофора, пешеходных переходов. | И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» Правила дорожного движения для детей в картинках. | формирование целостности картины мира быть внимательным на дороге и на улицах города | |||
2 | Картинный материал "Правила дорожного движения" Город. Переходы для пешеходов. | У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. быть внимательным на дороге. | |||||
3 | Покорение космоса. | Уточнение знаний о космосе и планетах. Упражнения "Составь предложение с заданным словом", " Развитие навыков речевого общения, связной речи (Рассматривание картины, н-р, «Космическая станция» и беседа по ней. Развитие ф. слуха и слоговой структуры слов. | И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». | формирование целостности картины мира воспитывать уважение к труду взрослых уметь говорить и слушать окружающих. | |||
4 | Подвиг космонавта Юрия Гагарина. Закрепление представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. | Картинный материал по теме. | С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | |||||
5 | Дымковская игрушка | Развитие фонемат. восприятия Выделение звука (Ш) в словах: барышня, лошадка, Иванушка. «Договори слово»- работа с потешками. Упражнения направленные на развитие грамматического строя речи (составление предложений с использованием падежных окончаний слов, употребление прошедшего времени глаголов) Чтение потешек и поговорок. | Картинный материал по теме Рисунок-обводилка "Дымковская игрушка" на каждого ребенка | Конспект занятия "Дымковская игрушка" | формирование целостности картины мира воспитывать уважение к художественной культуре русского народа уметь говорить и слушать окружающих. | |||
6 | ||||||||
7 | Веселый городец | Согласова-ние относит. прилаг. с сущ.-Деревян-ные,глиня-ные.: «Най-ди ошибку. Сравнение дымковс-кой и городецкой поделки. Грамматич. строй речи (словообразование множественного числа сущ.; употребление прошедшего времени глаголов) Чтение присказок и закличек. | Картинный материал по теме Лист с графическим заданием по лексической теме на каждого ребенка | Конспект занятия "Городецкая роспись" | формирование целостности картины мира воспитывать уважение к художественной культуре русского народа уметь говорить и слушать окружающих. | |||
8 | ||||||||
МАЙ | ||||||||
1 | Навстречу Дню победы. | Углублять знания детей о Российской армии, о профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину, мужестве солдат во время ВОВ, родах войск. Воспитывать чувство благодарности к солдатам, отстоявшим свободу нашей Родины, патриотические чувства. Рассказ о советском танкисте Андрее Ращупкине. Развитие звукового анализа и синтеза- определение места заданных звуков , их дифферен-циация. Активиз. – командир, герой, атака. | Картины с изображением героя Советского Союза танкиста Андрея Ивановича Ращупкина. | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | формирование целостности картины мира воспитывать чувство патриотизма и гордости за родину. | |||
2 | ||||||||
3 | Золотая Хохлома. | Уточнение знаний по теме. Расширение понятийного словаря и словаря глаголов. Согласование числит. один, два с сущ. один ковш, два ковша; одна доска, две доски. Деление слов на слоги. Словарь: волнистая, золотистая | Картинный материал по теме Лист с графическим заданием по лексической теме на каждого ребенка | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | формирование целостности картины мира воспитывать уважение к художественной культуре русского народа | |||
4 | Сине- голубая Гжель. | Уточнение знаний по теме. Расширение понятийного словаря и словаря глаголов. Развитие фонемат. восприятия Выделение места звука (Л) в словах. Дифференциация (Л-Ль). Сравнение Хохломского изделия и Гжельского | Картинный материал по теме Лист с графическим заданием по лексической теме на каждого ребенка | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | формирование целостности картины мира воспитывать уважение к художественной культуре русского народа | |||
5 | Закрепление знаний о народном творчестве: Гжель, хохлома, городец, дымковская игрушка. | Закрепление знаний о народном художественном искусстве. Упражнения "Что не так", "Доскажи словечко", "Составь предложение с заданным словом" Развитие ф. слуха и слоговой структуры слова. | Картинный материал по теме Лист с графическим заданием по лексической теме на каждого ребенка | Конспект занятия по лексической теме. | формирование целостности картины мира воспитывать уважение к художественной культуре русского народа | |||
6 | Лето. | Уточнение знаний о лете из жизненного опыта. Повторение месяцев года. Развитие ф. слуха и слоговой структуры слов. Упражнения "Закончи предложение", "Что не так", "Исправь ошибку", "Скажи наоборот" Отгадывание загадок. Составление рассказа по картине "Лето на даче" Пальчиковая гимнастика | Картина "Лето на даче" | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика | |||
7 | Насекомые, пауки. | Уточнение знаний о насекомых и пауках. Различия между видами. Называние частей насекомого " Пчела". Польза и вред насекомых для человека. Веселые рифмы. Игра « Кто с кем?» Паук с паучатами. «Скажи наоборот»-ручеек уз-кий, а река. Глаг.словарь что мы делаем летом Развитие ф. слуха и слоговой структуры. Развитие физиологического дыхания : Ба-бочки летают В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».-чтение и ответы на вопросы. | Картинный материал "Насекомые" | С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» | формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. | |||
8 | Растения (цветы, кусты, деревья, травы). | Уточнения знаний о растениях, их строении и отличиях. Роль растений в жизни животных и человека. Рассказывание по картине "Этажи леса" Упражнения на развитие ф. слуха и слоговой структуры слов. Сравнение цветка и дерева. Работа над согласованием существительных и числительных. | Картина "Этажи леса" Картинный материал с изображением строения цветка и дерева. | Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» | формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. | |||
Список литературы:
1. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий»
2. Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»
3. С.В.Бойкова «Занятия с логопедом».
4. С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников»
5. У.М.Сидорова «Учим слова и предложения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ОБЖ
по программе Р. Стёркиной, Н. Авдеевой, О. Князевой...
Проектирование календарно-тематического плана в старшей группе в соответствии с ФГТ на год
календарно-тематическое планирование в старшей группе в соответствии с ФГТ на год...
Календарно-тематический план в старшей группе "Мир природы"
План на 2 недели с тематикой "Мир природы"...
Календарный-тематический план в старшей группе
планирование...
Календарно - тематический план в старшей группе ноябрь
Календарно - тематический план в старшей группе на ноябрь месяц по ФГОС....
Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календарный-тематический план подготовительная группа...
Календарное-тематическое октябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календароно-теметическое планирование...