ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей

с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. Наиболее распространенным для детей старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения.

Важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Для повышения результативности работы по коррекции звукопроизношения, чтобы процесс и увлекал детей, и давал положительный результат необходимо внедрять новые технологии.

Биоэнергопластика - новый, эффективный, перспективный и интересный метод коррекционной логопедической работы. Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают положительное влияние и на физическое и психическое состояние человека.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ». «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В.М. Бехтерев . «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок» В.А.Сухомлинский . Подготовила учитель-логопед МДОУ ЦРР №59 Осипова Марина Николаевна г . Орехово-Зуево

Слайд 2

Актуальность применения элементов биоэнергопластики в логопедической работе В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. Наиболее распространенным для детей старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. В ажнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Для повышения результативности работы по коррекции звукопроизношения, чтобы процесс и увлекал детей, и давал положительный результат необходимо внедрять новые технологии. Учёными (М. М. Кольцова, А.Н Пфафендрот , Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и др.) доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка. Поэтому новым и интересным направлением работы является биоэнергопластика . В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко .

Слайд 3

По мнению А. В. Ястребовой «...движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов ».

Слайд 4

Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают положительное влияние и на физическое и психическое состояние человека. Термин « биоэнергопластика » состоит из двух слов- биоэнергия и пластика. По мнению Ирины Курис , биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. био - человек , как биологический объект; энергия - сила , необходимая для выполнения определенных действий ; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Слайд 5

Элементы биоэнергопластики , которые используются в логопедической работе — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки . В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон.

Слайд 6

Бушляковой Ритой Григорьевной было разработано примерное планирование проведения артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики , которое успешно апробируется в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Артикуляционную гимнастику автор предлагает проводить эмоционально, в игровой форме. Для этого можно использовать куклу-перчатку, можно на ведущей руке ребёнка нарисовать глазки и ротик воображаемого человечка. Данный приём способствует эмоциональному подъёму и повышению интереса к выполнению гимнастики с элементами биоэнергопластики .

Слайд 7

Ценность и преимущества применяемой технологии: положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве значительное облегчение постановки и введения звуков в речь  кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья вариативность, творческий подход (использование стихов, сказок, оформление перчаточных кукол ) выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей - педагогов , родителей

Слайд 8

С целью внедрения элементов биоэнергопластики в практику работы с детьми логопедической группы был разработан Проект .

Слайд 9

Артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой отражены в специальной картотеке. По этой картотеке занимаются с детьми учитель-логопед и воспитатели группы.

Слайд 10

ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ 1 этап — диагностический. Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков. Ребенок повторяет артикуляционные упражнения за логопедом, рука не включается. 2 этап— подготовительный. Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике. Педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Рука ребенка не включается. 3 этап — основной. Включается ведущая рука ребенка, затем другая рука. Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук в перчатках- игрушках имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата . Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. 4 этап — заключительный. Когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук в перчатках.

Слайд 11

2 этап— подготовительный. Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике. Педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Рука ребенка не включается.

Слайд 12

3 этап — основной. Включается ведущая рука ребенка, затем другая рука. Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук имитирует , повторяет движение артикуляционного аппарата.

Слайд 13

Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения с использованием обеих рук в перчатках - игрушках.

Слайд 14

На следующем этапе педагог рассказывает сказку и совместно с детьми выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук без зрительной опоры – без зеркала.

Слайд 15

Дети очень любят сказки. Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки — еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками путешествия в сказку.

Слайд 16

Выводы: Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Поэтому и процесс введения звуков в речь проходит интереснее, быстрее. Биоэнергопластика помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес, работоспособность ребёнка. Биоэнергопластика — новый, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы.

Слайд 18

Список литературы: Йога– данс или биоэнергопластика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bioenergoplastika.ru// – 2009 . Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой . СанктПетербург : Детство-пресс, 2011 Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М., 2000 Картотека Глазыриной О.А. (https :// infourok.ru/user/gutnik-elena-petrovna)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в коррекции речевых нарушений при реализации ФГТ

Использование технологии ТРИЗ – РТВ в работе с дошкольниками с нарушениями речи...

Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Использование элементов сказкотерапии в коррекции речевого недоразвития

Использование элементов сказкотерапии в коррекции речевого недоразвития...

Мастер - класс "Биоэнергопластика в коррекции речевых нарушений"

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Ещё Сухомлинский сказал: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче реч...