Учебно-методический материал по алалии
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Учебно-методический материал по алалии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно-методический материал по алалии | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
В интернете много литературы по Алалии. Большинство из неё устаревшая, когда считалось что алалия не лечится, либо лечится долго и с низкой результативностью. Это подборка литературы о том, как лечить Алалию результативно.
Книги по теории моторной Алалии
Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия.
Это основной учебник по коррекции моторной алалии.(Один из основателей языковой концепции).
2. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией.
Полезно: во-первых, задания при прохождении первых 3х этапов коррекционной работы. (переход из ОНР-1 на ОНР-2). Во-вторых, соотнесение работы по звукам с уровнем развития речи ребенка.
3. О.Е. Грибова «Что делать, если ваш ребенок не говорит?».
Полезно: как сформировать первые слова у ребенка с моторной алалией, начиная с 1,5 лет.
В дальнейшем литература используется и при моторной и при сенсорной алалии.
4. М. Кольцова. Ребенок учится говорить.
Полезно: на чем можно построить коррекционную работу с ребенком с алалией, начиная с 2х лет (предмет и рисунок).
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. 2011г.
задания и упражнения по коррекции моторной и сенсорной алалии, с ОНР-1. Полезно все, кроме звукоподражаний на первом этапе работы.(Одни из основателей языковой концепции).
6. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие.
Учебник №3, полезно при коррекции алалии, начиная с ОНР-2.
7. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений \ под ред. Л.С. Волковой, 5-е изд., перераб.и доп. 2006г.
В учебнике – организация логопедической работы с детьми с ОНР.
Книги по теории нейропсихологии, развитию мозга.
1. Т.Г. Визель. Основы нейропсихологии. 2009г.
Представление об органическом происхождении алалии в коре головного мозга, а не только в центре Брока, как это считалось раньше. Научное обоснование нового подхода, иных методов в логопедической коррекционной работе с алалией. (Одна из основателей языковой концепции).
2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. 2000г.
У детей с моторной алалией 3-4 лет уровень интеллектуального развития соответствует физиологическому возрасту. А уровень речевого развития находится намного ниже. Для того чтобы коррекционная работа была успешной, необходимо ориентироваться на его «речевой возраст», чтобы на самом деле понимать ребенка и знать, что от него можно требовать.
3. Норман Дойдж. Пластичность мозга. 2010г.
Многим ставят диагноз «алалия» в 5-6 лет, когда практически все считают, что она уже не излечима. Это неверно – наш мозг обладает большими возможностями, о которых пишет автор этой книги.
4. Масару Ибука. После трёх уже поздно.
Автор рассказывает об огромных возможностях детского мозга до 3х лет. Именно поэтому раннее начало коррекционной работы (с 2х лет) дает максимально хороший и быстрый результат.
Примерные пособия
Здесь представлены примеры практических материалов, пособий, картинок, упражнений, с помощью которых проводится коррекционная работа по алалии. Общий объем таких пособий должен быть в несколько раз больше, исходя из особенностей работы по языковой концепции.
1. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольника.
2. Безрукова О.Л. Слова родного языка.2005г., Грамматика русской речи. 2011г.
3. Шалаева Г.П. Русскй язык.первый учебник вашего маыша. 2002г.
4. Баранников И.В. Асадуллин А.Ш.Картинный словарь русского языка. 1993г.
5. Скворцова И. Логопедические игры. 2014г.
Дополнительная литература.
1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. 2003.
В отличие от других речевых нарушений, где артикуляционная и пальчиковая гимнастика положительно влияют на исправление речи, при алалии большую эффективность имеет, представленная здесь, гимнастика на развитие межполушарных связей.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
Многие родители детей с алалией испытывают трудности в воспитании, мотивации ребенка. Практические советы данного автора могут помочь во многих случаях.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Для неговорящих детей с алалией нежелательно посещение детского сада до момента исправления речи (возникновение речевого негативизма, невозможность освоить программу из-за речевых проблем). Но весь образовательный процесс детского сада (за исключением речевой коррекционной работы) могут дать родители, воспользовавшись этой программой.
Статью подготовила и составила Сергеева Вероника Анатольевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал для работы с родителями подготовительной к школе группы на учебный год.
План работы с родителями на учебный год...
Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.
ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...
Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".
Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....
Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – дидактические пособия, раздаточный материал)
В данном материале содержится предметно-развивающая среда и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – д...
II Критерий. Организация предметно - развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно - методический комплекс, технический средства обучения, ИКТ, нагляжно - дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)
Паспорт группы размещен на сайте nsportal.ru https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/04/15/pasport-gruppy-teremok...
Выступление в районном конкурсе "Лучший учебно-методический материал". Методические пособие "Увлекательная математика"
Методическое пособие для развития детей в познавательной области (математика)...
II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)
II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, разд...