Мастер-класс Презентация "Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"
презентация к уроку по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Вершинина Наталья Ивановна

Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям проявить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них.

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей ,развития речи, улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка.  В современном обществе  резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания.. Но чрезмерное увлечение интеллектуальным развитием связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей.Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у меня, как у воспитателя дошкольного учреждения, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих развитию речи дошкольников. Поиски меня привели к волшебному, здоровье сберегающему методу педагогической арт-терапии-сказкотерапии.  Суть его состоит в том, что через  сказку  арт-терапия   помогает ребёнку не только  понять собственные чувства и переживания,но и суметь их выразить.  Этот метод раскрывает творческий потенциал дошкольника  и помогает  познать свой внутренний мир. Сказкотерапия — метод, удивительным образом подходящий для работы с детьми.

   Сказкотерапия -  метод, открывающий воображение, позволяющий ребёнку выразить те или иные эмоции. Сказки для сказкотерапии подбираю  разные: народные, авторские,  коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми

    Сказки для сказкотерапии подбираю  разные: народные, авторские,  коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми.   Сказкотерапия -  метод практической психологии, открывающий воображение, позволяющий ребёнку выразить те или иные эмоции. Сказки для сказкотерапии подбираю  разные: народные, авторские,  коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников Подготовила :воспитатель МКДОУ «Калачеевский детский сад № 2» Вершинина Наталья Ивановна

Слайд 2

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. Сухомлинский Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства

Слайд 3

Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей .

Слайд 4

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Так что же такое сказкотерапия ? Первое, что приходит в голову — лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение? Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. Когда мы говорим о том, что сказкотерапия — это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Слайд 5

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Слайд 6

Приемы, применяемые в речевой сказкотерапии Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры. Благодаря этому методу у ребенка появляется множество полезных навыков, в число которых входят самостоятельность, активность, творчество, эмоциональность.

Слайд 7

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

Слайд 8

Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач: Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии. Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей. Обучение преодолению страхов и трудностей. Развитие способности к грамотному выражению эмоций. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом .

Слайд 9

Что такое сказкотерапия ? Это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Сказкотерапия –это метод повышения детской самооценки, увеличения словарного запаса детей , развитие речи , воображения и мышления.

Слайд 10

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.» В .А.Сухомлинский Сказкотерапия способствует автоматизации и дифференциации звуков в связной речи детей дошкольников. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Все это с успехом можно отрабатывать в процессе рассказывания и драматизации сказок, так как в них очень часто используются приговорки, заклички , песенки – повторы. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз.

Слайд 11

Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии , важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопление их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.

Слайд 12

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающих, создает метафоры .

Слайд 13

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Слайд 14

. Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников Подготовила :воспитатель МКДОУ «Калачеевский детский сад № 2» Вершинина Наталья Ивановна

Слайд 2

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. Сухомлинский Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства

Слайд 3

Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей .

Слайд 4

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Так что же такое сказкотерапия ? Первое, что приходит в голову — лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение? Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. Когда мы говорим о том, что сказкотерапия — это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Слайд 5

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Слайд 6

Приемы, применяемые в речевой сказкотерапии Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры. Благодаря этому методу у ребенка появляется множество полезных навыков, в число которых входят самостоятельность, активность, творчество, эмоциональность.

Слайд 7

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

Слайд 8

Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач: Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии. Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей. Обучение преодолению страхов и трудностей. Развитие способности к грамотному выражению эмоций. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом .

Слайд 9

Что такое сказкотерапия ? Это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Сказкотерапия –это метод повышения детской самооценки, увеличения словарного запаса детей , развитие речи , воображения и мышления.

Слайд 10

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.» В .А.Сухомлинский Сказкотерапия способствует автоматизации и дифференциации звуков в связной речи детей дошкольников. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Все это с успехом можно отрабатывать в процессе рассказывания и драматизации сказок, так как в них очень часто используются приговорки, заклички , песенки – повторы. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз.

Слайд 11

Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии , важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопление их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.

Слайд 12

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающих, создает метафоры .

Слайд 13

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Слайд 14

. Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Синквейн как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР"

Мастер-класс "Синквейн как эффективое средство коррекции речи дошкольников с ОНР"...

Мастер – класс «Синквейн как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР»

инновационная технология развития речи «Синквейн», и ее значение  в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, грамматическом оформлении фразы, развитии асс...

Мастер - класс "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"

В помощь воспитателям детских садов  "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"...

Мастер-класс " Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников"

Выступление педагога- психолога на родительском собрании  в форме мастер- класса " Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников"...

Мастер-класс «Театрализованные игры как средство развития речи дошкольников»

Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной игры в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей....

Мастер – класс «Синквейн как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР»

статья о о практическом внедрении технологии синквейна в коррекционно-педагогический процесс....