«Логоритмические упражнения в развитии двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»
консультация по логопедии (младшая группа)

мастер-класс для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Логоритмические упражнения в развитии двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: ознакомление родителей по использованию  

логоритмических упражнений для речевого развития детей.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами на занятиях с использованием логоритмики;

- показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

Участники: родители

Материал: презентация; буклеты, видеоматериал, фотографии.

План мастер-класса: 

  1. Вступительная часть.
  2. Теоритическая часть (презентация).
  3. Практическая часть.
  4. Рефлексия.

 

Ход

Актуальность:

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Согласно ФГОС ДО содержание программы в образовательной области по речевому развитию предполагает развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Цель образовательной политики в сфере дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

Логоритмика – это один из видов здоровьесберегающих технологий и одна из форм логопедической работы. Занятие логоритмикой – это сочетание пения, движения и речи. Именно такая взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие.

Чем лично меня заинтересовала логоритмика? Во-первых, это моя основная специальность – учитель-логопед. Во-вторых, это близко детской природе (игра, движение, песня, танец). В-третьих, она позволяет комплексно решить ряд задач из различных образовательных областей, т. е. интеграция, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.

Как показала личная практика, логоритмические занятия способствуют развитию всех психических процессов, дети легче овладевают навыком чтения и письма, т. к. развита мелкая моторика пальцев, мышцы речедвигательного аппарата.

Вспоминая слова К. Д. Ушинского, что ребенок мыслит образами, звуками, предлагаю вам из опыта работы некоторые комплексы и упражнения, которые помогут вашим детям справиться с незначительными нарушениями речи в условиях семьи.

Практическая часть:

По мнению известного швейцарского педагога, основателя ритмической гимнастики Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. В основе человеческого восприятии и организации лежат различные ритмические структуры. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Работая с детьми, мы замечаем, что некоторые из них переставляют или заменяют в словах слоги. Ребенок может путать слова в стихотворении и с трудом его запоминает. Сложности разные, а причина одна – неразвитое или нарушенное чувство ритма.

Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика. Сегодня под  логоритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движения, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой

А что делать, если хочется взять упражнения из логоритмики, но нет музыкальных инструментов? Нам помогут логоритмические упражнения, которые можно проводить без музыкального сопровождения.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для родителей, не владеющих музыкальными инструментами.

Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах деятельности, на улице и домаК стихотворному материалу предъявляется ряд требований.

Он должен иметь:

- разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма; для развития словаря (глагольного, именного) у детей; для автоматизации звукопроизношения у детей и т. д. ;

- определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;

- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;

- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

 «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления

Совместные действия со взрослыми снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Давайте попробуем выполнить несколько упражнений. Из книги Алябьевой Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.

Котёнок – шалун.

Котенок мамочку зовет:

- Мяу-мяу, мяу-мяу. (Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.)

Он не напился молока:

- Мало-мало, мало-мало. (Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы).

Покормит мама молочком:

- Мур-мур-мур, мур-мур-мур. (Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой).

Свернется маленьким клубком:

- Ур-ур-ур, ур-ур-ур. (Ритмично потирают кулачок о кулачок).

Потом с клубочком поиграет.

Цап-цап-цап, цап-цап-цап. (Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук).

И нитку быстро размотает.

Ап-ап-ап, ап-ап-ап. (Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга).

Теперь давайте выполним подвижное упражнение, в котором можно закрепить глаголы – действия, ритмический рисунок, ассоциативно – фонематический ряд (предмет – его звуковое «изображение»).

Ветер.

Ветерок листвой шумит:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу. (Дети ритмично потирают ладонь о ладонь).

В трубках громко он гудит:

У-у-у, у-у-у. (Ритмично хлопают над головой).

Поднимает пыль столбом.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом. (Ритмично топают ногами).

Дует он везде, кругом.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом. (Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя).

Может вызвать бурю он.

Страх-страх, страх-страх!(Поднимают руки в стороны и делают вращательные движения).

Не удержится и слон.

Ах-ах, ах-ах. (Ритмично покачивают головой).

Следующее упражнение тоже подвижное. Выполним его, дружно повторяя слова, они легко запоминаются. Благодаря этому упражнению дети могут быстрее запомнить названия всех нот.

Весёлые ноты.

До-ре-ми-фа-соль-ля-си.

Ты у музыки спроси:(Дети ритмично как бы выстраивают «лестницу» рукой снизу вверх).

Почему всего семь нот,

Вальс звучит или фокстрот? (Ритмично «спускаются с лестницы» рукой сверху вниз).

До-до-до звучит так низко. (Ритмично потопывают ногами).

Си-си-си пищит, как мышка. (Поднимают руки вверх, мягко соединяют пальцы рук).

Ля-ля-ля, как колокольчик. (Ритмично покачивают головой).

Ми — на «мы» похожа очень. (Ритмично постукивают ладонью по груди).

Соль — со-ле-ная на вкус. (Ритмично «посыпают соль» щепотками обеих рук).

Ре-ре, словно длинный ус.( Поднимают руки вперед и ритмично покачивают вверх — вниз).

Фа-фа-фа-фа, фа-фа-фа (Попеременно хлопают в ладоши впереди и сзади себя).

Мягко стелет, как софа.

В заключительной части занятия я использую упражнения на релаксацию массаж, самомассаж или дыхательные упражнения.

Рефлексия мастер – класса.

Уважаемые родители! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать в некоторых направлениях работы, которые я использую на  занятиях.

Я желаю Вам успехов в речевом развитии детей, в использовании элементов логоритмики дома, т. к мы убедились, что эта технология проста, доступна и главное соответствует современным образовательным требованиям дошкольного образования. Всем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!

Собрались мы все  вокруг,

Слева  друг и справа друг,

По дорожке мы пойдём

И себе дружка  найдём.

Коммуникативный  танец «Здравствуй, друг»

Зашагали ножки, прямо по дорожке,

Весело  гуляли, друга повстречали.

Здравствуй, здравствуй, милый  друг.

Ты  посмотри  вокруг.

Ты мне просто  улыбнись, крепко обнимись.

Воспитатель:

А теперь все руки в бок,

Вправо- влево поворот,

Весело поскачем,

Не можем мы иначе.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения, - позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий. 


1. Дети делятся на 2 команды: мальчики и девочки. Мальчики спрашивают, девочки отвечают:(хлопают, топают).

- Маленькая девочка, скажи, где ты была?

- Была у старой бабушки на том конце села.

- Что ты пила у бабушки?

- Пила с вареньем чай.

- Что ты сказала бабушке?

- Спасибо и прощай.


2. У маленькой Мэри большая потеря, 4раза хлопают

Пропал ее правый башмак. с правой ноги начинают топать

В одном она скачет и жалобно плачет, скачут на левой ноге

Нельзя без другого никак.

Но милая Мэри не плачь о потере, шагают с правой ноги вперед

Ботинок для правой ноги, шагают с правой ноги назад

Сошьем тебе новый, или купим готовый, 4раза хлопают

Да только смотри, береги. топают с правой ноги на месте.


Ритмические упражнения. 

Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении. Фл. № 7

  1. «Скок, скок, сапожок»

Выходи – ка на лужок.

То прыжком,

То бочком,

Топай, топай каблучком.

Скачут по дорожке красные сапожки

(Педагог смотрит и называет у детей цвет обуви, дети выходят в круг и танцуют. Можно любые движения, какие хотят танцевать ребята, либо для более старшего возраста усложнить игру, предложить свои. В данном случае под песню «Шоколадные мишутки»)

Музыку выключает педагог и все говорим:

Это ни сапожки,

Это деточкины ножки. Показываем, разводя руками на ноги детей.

Игру можно повторить 2-3раза.


Счетные игры, упражнения. 

Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет. Чаще всего используются считалки.


Песня «Вышли мышки как-то раз» О.Боромыкова

Мышки. (1вариант)
Вышли мышки как-то раз (шагают)
Посмотреть, который час. (Ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны).
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мышки дернули за гири.  (Движения руками сверху вниз)
Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)
Побежали мышки вон (бегут)

(«Кошка» просыпается и догоняет, убегающих на стулья «мышей»)




Мышки. (2вариант) фл.№….
1куп.

Вышли мышки как-то раз (шагают)
Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны).
Вдруг часы сказали «бом» (закрывают руками уши)
Мышь скатилась кувырком.  (Сели на корточки)

2куп.

Можно детям предложить поиграть еще раз по считалке: Вижу вам игра очень понравилась, давайте ещё раз поиграем,

           Только кошку выберем считалочкой:  

                       

«Раз, два, три, четыре, пять,

Хотим мы с кошкой поиграть.

Лапки, ушки и хвосты,

Нынче кошкой будешь ты»

                                      (Дети играют ещё раз)             






Музыкальные игры на активизацию внимания и памяти, развивается моторная, зрительная, слуховая.

     М. Глинка «Полька» фл.№ ….

Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спиной детей под музыку и, остановившись около кого-нибудь, говорит: «Встань ко мне спиной, побежим с тобой; кто из нас скорей прибежит домой?». Они становятся спина к спине и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше прибежит на место.


Я сегодня вас познакомила с логоритмикой, которую можно использовать на хореографии - это система музыкально-ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово, движение и музыку.

Огромную роль в логоритмике играют музыкально-ритмические движения. Музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье детей и помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.


Всем спасибо за внимание и участие!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логоритмические упражнения в ра звитии двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Слайд 2

Логоритмика – это система двигательных упражнений в сочетании с произнесением речевого материала на фоне музыки и без нее. Элементы логоритмики можно использовать в работе со всеми детьми или индивидуально на всех занятиях.

Слайд 3

Логоритмические упражнения в режимных моментах: 1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями. 2. Динамические паузы между НОД. 3. Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала. 4. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса. 5. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием. 6. Подвижные игры с речетативом и движениями. 7. Логоритмические досуги.

Слайд 4

Цель логоритмических упражнений - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Слайд 5

Логоритмические упражнения позволяют решать разнообразные задачи: • развитие слухового и зрительного внимания; • развитие фонематического слуха; • развитие пространственной организации движений; • развитие общей и тонкой моторики, мимики; • развитие физиологического и фонационного дыхания; • формирование артикуляционной базы звуков; • развитие чувства ритма; • развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое; • развитие коммуникативных качеств.

Слайд 6

В систему включены: Занятия по физическому развитию Занятия по развитию речи Занятия по сенсорно- моторному развитию Занятия по развитию музыкальному слуху


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование условий для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством игры .

Младший дошкольный возраст — важный период в развитии движения ребенка. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Овладение движениями обеспечивает ребенку самостоятельность, в...

Использование нестандартного физкультурного оборудования как средство развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на сос...

Использование нетрадиционного спортивного оборудования для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Использование нетрадиционного спортивного оборудования для развития двигательной активности детей младшего  дошкольного возраста.                  ...

Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста...

Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста...

Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста....