Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста
картотека по физкультуре (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШАЯ ГРУППА
I квартал
СЕНТЯБРЬ
ПЛЯШУТ МАЛЫШИ.
Цель: Обучение ритмичным движениям, умению слушать простую мелодию.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках кружком, и взрослый предлагает одному из них сплясать: «Миша сейчас спляшет, а ребятки ему похлопают!»
Ребенок выходит в середину круга, а взрослый поет (на мотив «Ах вы, сени…»):
Вот наш Мишенька встает,
он плясать сейчас начнет.
Будет Мишенька плясать,
Всех ребяток забавлять!
Миша, Миша, попляши,
Нашим деткам помаши.
Выбирай других плясать
И ребяток забавлять!
(А. Ануфриева)
Ребенок пляшет, дети хлопают в ладошки.
БЕГИТЕ КО МНЕ.
Цель: Умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног развитие двигательной активности.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Взрослый садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям: «Бегите ко мне!», при этом манит их рукой.
Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали! Ну теперь бегите назад!»
Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед: «Убегайте, убегайте!»
Дети садятся на стульчики. «Отдохнули?» – спрашивает взрослый.
«Ну, бегите опять ко мне, бегите, бегите! Кто быстрее?»
КОШЕЧКА КРАДЕТСЯ.
Цель: Тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей.
Ход игры: Ребенок ползает на четвереньках. Потом он останавливается и поворачивает голову («кошечка» крадется), затем наклоняет голову к полу («кошечка» пьет). Игра проводится на коврике.
БАЮ-БАЮШКИ-БАЮ.
Цель: Эти колыбельные помогают ребенку расслабится. успокоиться, снять излишнее эмоциональное напряжение.
Ход игры: Взрослый берет ребенка на руки и покачивает его, баюкает, напевает одну из печенок:
Ай, баю-баю-баю,
Не ложися на краю,
А то с краю упадешь
И головку расшибешь.
Ай, баю-баю-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
За бочок за правенький
Мой сынок кудрявенький.
Сон дорогу нашел,
К тебе в гости пришел,
Ты его не гони,
Спи малышка, усни.
Баю-бай…
Завтра выйдешь опять
В сад весенний гулять,
А пока отдохни,
Спи малышка, усни.
Баю-бай…
(Русские народные песни)
ВСЁ ДАЛЬШЕ И ВЫШЕ.
Цель: Развитие ловкости, умение ловить мяч.
Материал: Яркий мяч.
Ход игры: Ребенок сидит. Взрослый, отходя от ребенка, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Ребенок ловит мяч. Игру можно проводить дома и на улице.
ПРЯЧЕМ МИШКУ.
Ход игры: Взрослый прячет знакомую игрушку (например медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «где мишка? Ищи мишку! », взрослый ищет его вместе с ребенком.
Когда ребенок найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы найти было сложнее. После игры с мишкой прячется сам взрослый, крича «ку- ку».когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другое место. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
АУ, АУ!
Цель: Развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.
Ход игры: Ребенок прячется в комнате и время от времени говорит: «Ау, ау!», а другой ребенок ищет его. Взрослый читает стихи:
Угадай, где я стою?
Я скажу тебе «Ау!»,
Ты найди меня, найди,
Здесь я, где-то на пути!
Где я, где – реши скорей:
Иль левее, иль правей!
Повнимательнее будь,
Все облазить не забудь!
(А. Ануфриева)
НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА.
Цель: Развитие внимания, ловкости, быстроты.
Материал: Веревка или скамейка.
Ход игры: Дети сидят или стоят на одной стороне площадки огорожен курятник, где помещаются цыплята с наседкой. Сбоку в стороне находится большая птица (один из малышей). Наседка покидает курятник, подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят: «Ко-ко-ко!», которые на её зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке (клюют зернышки: наклоняются, приседают). При словах взрослого: «Летит большая птица!» - цыплята убегают домой. Из игры выбывают цыплята пойманные большой птицей.
ОКТЯБРЬ
ВСЕ ЗАХЛОПАЛИ В ЛАДОШИ.
Цель: Обучение простейшим движениям, умению сочетать свои действия с текстом песни.
Ход игры: Дети стоят кружком, взрослый в центре. Взрослый поет (на мотив песни «Во саду ли, в огороде…»):
Все захлопали в ладошки Дружно, веселее. Застучали наши ножки Громче и быстрее. | Дети хлопают в ладошки, стучат ножками |
По коленочкам ударим, Тише, тише, тише… Ручки, ручки поднимаем Ваше, выше, выше… | Дети хлопают по коленкам. Дети медленно поднимают ручки вверх. |
Завертелись наши ручки, Снова опустились. Покружились, покружились И остановились. (А. Ануфриева) | Все поворачивают кисти рук то вправо, то влево, опускают ручки. |
ДОГОНИ МЯЧ.
Цель: Развитие ловкости, инициативы, дисциплинированности, терпения, тренировка зрения и слуха.
Материалы: Корзина или коробка с мячами.
Ход игры: Ребенок стоит радом со взрослым, который держит корзину с мячами. Взрослый достает мячи из корзины подальше от ребенка. После его команды: «Догони мяч!» - ребенок бежит за мячом, подбирает его и снова кладет в корзину. Так он собирает все остальные мячи.
В то время, когда ребенок бежит за мячом, взрослый ритмично читает стихотворение.
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскач?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгнул в угол и назад.
(С. Маршак)
СОБАЧКА.
Цель: Развитие навыков простейших передвижений в горизонтальном и вертикальном положении. Укрепление мышц туловища и конечностей, умение ориентироваться в пространстве, развитие слуха.
Материал: Игрушечная собачка, надувное бревно или другое небольшое препятствие.
Ход игры: Взрослый становится на четвереньки и ползает по полу, как собачка, предлагая ребенка сделать так же. Показывая игрушечную собачку, он говорит ребенку: «Ну-ка, покажи, как собачка бегает и лает».
Ребенок ползает на четвереньках, подражает лаю и гавканью собак: «Гав-гав». Ползанье можно усложнить переползанием через бревно.
ТУЧИ И ВЕТЕР.
Цель: Тренировка вестибулярного аппарата.
Ход игры: Ребенок, сидя или стоя, изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела маленькие и большие тучи. Потом он быстро бежит – как тучи, которые гонит по небу ветер.
КИДАЕМ МЯЧИКИ.
Цель: Приобретение навыка бросания мяча, развитие ловкости, координации движений, умение различать цвета и величину предмета.
Материал: Маленькие и средние мячики разных цветов.
Ход игры: На полу лежат разные мячи, ребенок и взрослый стоят рядом. Взрослый показывает, как надо кидать вдаль средние мячи – одной рукой (то правой, то левой).
Взрослый показывает цвет и размер мячей, ребенок повторяет и кидает мячи так, как ему показывает взрослый.
ЧИЖИК.
Цель: Развитие навыков общения, умение подражать движениям, чувство ритма.
Ход игры: Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В стороне стоит чижик, дети вместе со взрослым поют и играют:
Мы откроем все окошки, Приготовим зерна, крошки. Ты к нам, чижик, прилетай, С нами, чижик, поиграй. | Дети поднимают сцепленные руки – «окошки». |
Чижик к деткам прилетал, Чижик песенку запел: Клю-клю-клю, клю-клю-клю, Очень зернышки люблю! | «Чижик» прилетает вкруг, дети сыплют воображаемые зерна, которые «чижик» клюет. |
Чижик с детками все пляшет, Чижик крылышками машет, Веселятся детки с ним, С птичкой, с чижиком своим. | «Чижик» пляшет в середине круга, и дети подражают его движениям. |
Попрощаюсь с вами, детки, Не хочу в вашей клетке. Я в свой садик улечу, Я на ветке жить хочу. (А. Ануфриева) | «Чижик» вылетает из круга и машет ручкой, как бы прощаясь с детьми. Они в ответ также машут ручкой. |
ВОРОБУШКИ.
Цель: Развитие быстроты, ловкости.
Ход игры: «Воробушки» - дети сидят в одном из углов комнат и спят. Взрослый поет, а дети двигаются в такт песни:
В гнезде воробушки живут И утром все встают. «Чирик-чик-чик», «Чирик-чик-чик» - Так весело поют. | «Воробушки» встают, машут крылышками, чирикают. |
Довольно в гнездышке сидеть, Пора на солнышко лететь. «Чирик-чик-чик», «Чирик-чик-чик» - И крылышки согреть. | «Вылетают» из угла комнаты, кружаться, «чирикают». |
Вот возле домика ест сад, Летите крошечки искать, «Чирик-чик-чик», «Чирик-чик-чик» - И крошечки искать. | «Летят» на другой конец комнаты. Садятся на корточки, постукивают пальцами по полу – клюют. |
Будь осторожен, воробей, Крадется кошка из дверей, «Чирик-чик-чик», «Чирик-чик-чик» - Все в гнездышко скорей! (А. Ануфриева) | Появляется «кошка» (взрослый). Воробушки вскакивают и прячутся в гнезде. «Кошка» за ними гонится. |
ПТИЧКА.
Цель: Развитие внимания, умения быстро бегать.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на коврике, один ребенок изображает птичку, он сидит на корточках впереди всех. Взрослый поет:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Посиди не улетай.
Улетела – ай!
После слов «Улетела – ай! » ребенок – «птичка» улетает, т. е. убегает, махая руками, как крыльями, и прячется. Взрослый предлагает детям найти «птичку». Все бегут, находят «птичку» и приводят к взрослому, после чего игра повторяется.
ВОРОНЫ.
Цель: Развитие способности к подражанию, умения ритмично двигаться.
Ход игры: Дети изображают ворон, они стоят «стайкой» и подражают всем движениям взрослого, который поет или говорит нараспев:
«Пчелки» машут крыльями, прогоняя «медведя», «улетают» от него, бегая по комнате. «Медведь » ловит их.
НОЯБРЬ
ПЧЕЛКА.
Цель: Развитие ловкости.
Ход игры: Дети изображают пчел, бегают по комнате, размахивают крыльями, «жуж-жат». Появляется взрослый – «медведь» - и говорит:
Мишка - медведь идет,
Мед у пчелки унесет.
Пчелки, домой!
«Пчелки» летят в определенный угол комнаты- «улей». Медведь, переваливаясь, идет туда же. «Пчелки» говорят:
Этот улей домик – наш.
Уходи медведь от нас!
Ж-ж-ж-ж-ж!
ЗАИНЬКА.
Цель: Обучение простейшим танцевальным движениям.
Ход игры: Дети изображают зайчиков, стоят кружком, один в центре. Взрослый поет, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:
Вышли дети на лужок, Заглянули под кусток, Увидали зайчика, Поманили пальчиком. | Дети прикладывают правую ладошку к глазам, «всматриваются». «Зайчик» сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком. |
Зайка, зайка, попляши Твои лапки хороши. Стал наш заинька плясать, Малых деток забавлять. | Хлопают в ладоши, «зайка» пляшет. |
Вместе с зайчиком скорей Мы попляшем веселей! | Все дети пляшут на своих местах, а «зайчик» в центре круга. |
Появляется «волк» (взрослый), все дети убегают.
МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП-ТОП.
Цель: Обучение ребенка движениям под музыку, развитие умения слушать слова.
Ход игры: Дети поют вместе со взрослыми и под музыку делают следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ, А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп! Ай да малыши! Ай да крепыши! | Дети и взрослый ходят по комнате, высоко поднимая ножки, хлопают в ладошки. |
По дорожке мы шагаем И в ладошки ударяем. | Идут за воспитательницей, хлопают в ладошки. |
Топ-топ, ножки, топ! Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! | Стоят на месте, топают ножками, хлопают ручками. |
Ай да малыши! Ай да крепыши! | Руки на пояс, кружатся. |
ЛОВИ МЕНЯ.
Цель: Развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Взрослый, убегая от ребенка, предлагает поймать. После того, как ребенок поймет смысл игры, он убегает от взрослого, а тот становится водящим. игра повторяется несколько раз, чередуясь с отдыхом.
МЯЧ.
Цель: Обучение прыжкам, умению двигаться ритмично.
Ход игры: Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив на его головку ладонь, приговаривает:
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мне с ним играть!
(С. Вышеславцева)
После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.
СОБИРАЕМ ШАРИКИ.
Цель: Развитие элементарных навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном положении, укрепление мышц туловища, развитие умения правильно различать форму и цвет.
Материал: Цветные шарики разных цветов и размеров.
Ход игры: Взрослый высыпает на пол цветные мячики и шарики и росит ребенка собрать их, принести и положить в ящик. Чтобы усложнить игру можно поставить перед рассыпанными шариками несколько преград (например, стульчик, скамейку), которые ребенок должен преодолеть, а затем собрать шарики. Можно попросить ребенка собрать только красные или зеленые шарики, или только маленькие и т.д.
ПОГЛАДИТЬ МИШКУ.
Цель: Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрения и слуха. Воспитание дисциплины, развитие устойчивого внимания, формирование правильной осанки, укрепление стоп, упражнения в беге по наклонной плоскости.
Материал: Игрушечный мишка, доска, высокий кубик или табуреточка.
Ход игры: Ребенок стоит перед взрослым, который делает горку из длинной доски, положенной одним концом на высокий кубик или любое другое возвышение. Наверху горки взрослый сажает мишку и говорит ребенку: «Много нашей детворы ходит к Мишеньке с горы».
Ребенок поднимается по доске на горку, гладит мишку, затем сбегает вниз м садится отдохнуть. Упражнение повторяется ещё несколько раз.
Можно поиграть с мишкой по-другому. Взрослый произносит: «Мы к медведю подбежим, зарычит – мы убежим». Ребенок бежит к медведю, а по сигналу «Р-р-р» быстро убегает.
Повторяют игру 3-4 раза. Взрослый предлагает идти тихо, чтобы медведь не услышал.
КТО ПОПАДЕТ.
Цель: Тренировка меткости, ловкости, развитие координации движений, умения играть в мяч.
Материал: Небольшой ящик или корзина, маленькие мячики.
Ход игры: По просьбе взрослого, ребенок подходит к ящику на расстоянии 50см (взрослый показывает, где ребенку нужно остановиться). Ребенок берет у взрослого мячик и захватом сверху бросает его в ящик (корзину) попеременно то правой, то левой рукой.
КОТ И МЫШИ.
Цель: Развитие внимания, ловкости, быстроты.
Ход игры: Взрослый изображает кота, ребенок мышку. Ребенок сидит в «норке » (за стульчиком), «кот» ходит по комнате, говоря при этом:
Котик по двору идет,
Ищет мышек Васька - кот,
Ищет мышек кот.
Тихо мышка сидит,
На кота она глядит,
На кота глядит.
Взрослый садится на стул и закрывает глаза – «спит». Ребенок - «мышка» подходит на близкое расстояние, видит, что «кот спит»,бегает и играет вокруг «кота». «Кот »потягивается, открывает глаза, «мяукает» и бросается ловить «мышку». Ребенок - «мышка» убегает в «норку».
II квартал
ДЕКАБРЬ
МЫ ТОПАЕМ.
Цель: Обучение простым движениям, развития чувства ритма и умения соотносить свои движения со словами песни.
Ход игры: Стоя в кружке вместе со взрослым, дети под псенку делают следующие движения:
Мы топаем ногами. Мы хлопаем руками, Качаем головой. Качаем головой. | Топают ножками, хлопают ручками, качают головой. |
Мы ручки поднимаем, Мы ручки опускаем, Мы ручки подаем И бегаем кругом. (Е. Тихеева) | Поднимают ручки, опускают ручки, берутся за руки, бегут по кругу. |
ПРОЙДИ ПО РЕБРИСТОЙ ДОСКЕ.
Цель: Профилактика нарушений осанки, плоскостопие.
Материал: Ребристая доска, массажный коврик, или другой предмет с неровной поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит на скамейке. По просьбе взрослого он должен пройти по ребристой доске, взять с находящегося в двух метрах от конца ребристой доски стула игрушку и передать его взрослому. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок дышал носом, у него была прямая спина, рот закрыт.
БЕГИ, ЛОВИ.
Цель: Развитие ловкости, быстроты движений.
Материал: Мяч.
Ход игры: Взрослый с большим, красивым мячом стоит перед ребенком на расстоянии 1,5-2м. Подбрасывая мяч вверх и ловя его, взрослый отступает на несколько шагов, приговаривая: «Бросаю раз, бросаю два, бросаю три – беги, лови!» Ребенок бежит и старается поймать мяч, но взрослый сам ловит мяч и говорит: «Не поймал – беги обратно!» Ребенок возвращается на свое место. игра повторяется 2-3 раза, после чего взрослый дает ребенку возможность поймать мяч. Ребенок идет по кругу, держа мяч на головой.
ВЫПАЛ БЕЛЕНЬКИЙ СНЕЖОК
Цель: усвоение некоторых танцевальных движений, умения двигаться в соответствии со словами песни.
Ход игры: взрослый поет, а дети подражают словам песенки:
Выпал беленький снежок, Соберемся мы в кружок. Снег, снег, белый снег Засыпает всех. | Дети стоя кружочкам подымают руки вверх и медленно опускают их, подражая падающему снегу. |
Мы на саночки садимся И под горку быстро мчимся. Снег, снег, белый снег Мчимся мы быстрее всех. | Становятся друг за другом, бегут по кругу, руки позади. |
Дети все на лыжи встали, Друг за другом побежали. Снег, снег, белый снег Кружит, падает на всех. | Идут медленно по кругу, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж. |
Мы из снега ком слепили, Даже куклу смастерили, Снег, снег, белый снег Вышла кукла лучше всех.
| Дети наклоняются и показывают, как лепят куклу. |
Дети к вечеру устали, И в кроватках задремали. Снег, снег, белый снег – Спят ребята крепче всех! (А. Ануфриева) | Садятся на корточки, руки по щечку, спят. |
ИГРА С СОБАЧКОЙ.
Цель: Воспитание чуткого отношения к животным, расширение словарного запаса, приобретение навыков простой сюжетной игры.
Материал: Игрушечная собачка, лисичка.
Ход игры: Взрослый держит в руках игрушечную собачку и говорит:
-Гав- гав!
-Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай собачка, Пете лапу!
Затем идет с собачкой к кому- нибудь из детей и отдает ее. Ребенок держит собачку за лапу, а взрослый просит покормить ее. Собачке приносят мисочку с воображаемой едой. Собачка «ест суп» и «лает»: «Гав- гав!»
Взрослый говорит ребенку: «это собачка говорит тебе «спасибо!».
ПОПРЫГУНЧИКИ У САНОК.
Цель: Обучение прыжкам, укрепление мышц ног.
Материал: Санки.
Ход игры: Каждый ребенок стоит около санок. По команде воспитателя дети начинают подпрыгивать на двух ногах рядом с санками, продвигаясь вдоль них.
САННЫЙ ПОЕЗД.
Цель: Укрепление мышц рук.
Материал: Санки.
Ход игры: Взрослый везет санных поезд – трое или четверо связанных друг за другом санок, на которых сидят малыши. Дети по очереди катают друг друга на санках. Потом они меняются местами.
ПОЕЗД И ТУННЕЛЬ.
Цель: Развитие координации движения, тренировка дыхательной системы, умение ориентироваться в пространстве, действовать согласовано.
Ход игры: Играющие, положив друг другу одну руку за пояс, изображают поезд. Стоящий первым – изображает паровоз, другие дети - вагоны. Паровоз гудит: «Ту-у-у», поэтому сигналу поезд трогается с места и отправляется по направлению к снежному туннелю. Подъезжая к нему паровоз снова гудит, ребенок изображающий его, наклоняется и проходит в туннель, за ним проходит весь поезд.
НА САНКИ.
Цель: Развитие быстроты, ловкости, внимания.
Материал: Несколько санок.
Ход игры: Санки расставляют на одной стороне площадки, числом на одни меньше, чем играющих. Дети произвольно бегают, кружатся на одной стороне площадки. Как только взрослый произнесет: «На санки!» - дети должны быстро добежать до санок и сесть на них. Опоздавший остается без места.
ЯНВАРЬ
МЯЧ С ГОРКИ.
Цель: Тренировка разнообразных движений, формирование правильной осанки, развитие ловкости и быстроты.
Материал: Мяч, устойчивый стул, длинная доска.
Ход игры: Ребенок стоит лицом к взрослому, который строит «горку»: на стул он кладет одним концом доску. Ребенок подходит к «горке», скатывает с неё мяч и бежит, догоняя его. Затем приносит на место, и игра начинается сначала.
ВОТ СИДИТ НАШ ПЕС БАРБОС.
Цель: Развитие внимания, ловкости, быстроты.
Материал: Игрушечная собачка.
Ход игры: Взрослый сидит на стуле, в руках у него собачка, которая «спит ». Взрослый говорит:
Вот сидит наш пес Барбос,
В лапы спрятал черный нос.
Ребенок встает с места и подходит к собачке.
Ну, Барбос, скорей вставай!
И Наташу догоняй!
Взрослый с собачкой бежит за ребенком и говорит «Гав-гав!», пойманный ребенок садится на место, и игра начинается снова.
МИШЕНЬКА.
Ход игры: Дети сидят кружком , один из них в центре круга. Взрослый говорит:
Выходи-ка Мишенька, попляши, попляши.
Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.
А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдем,
Песенку веселую запоем, запоем!
Будем, будем в ладушки ударять, ударять!
Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!
«Мишка» в центре круга пляшет, дети хлопают в ладоши.
ГУСИ.
Ход игры: Взрослый стоит на одном конце площадке, а ребенок – «гусь» на противоположной.
Птичница говорит: - Гуси, гуси!
Гуси: - Га-ага-га!
Птичница: - Есть хотите?
Гуси: - Да, да, да!
Птичница: - Идите ко мне!
«Гусь» бежит к ней, раскинув «крылья» в сторону, «клюет» зернышки. Затем птичница говорит: «Кыш! Ну, бегите в поле!»
Ребенок бежит, помахивая «крыльями», на прежнее место.
СНЕЖИНКИ И ВЕТЕР.
Цель: Развитие координации движения.
Ход игры: Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер подул сильный, сильный. Разлетайтесь снежинки!» - дети разбегаются в разных направлениях, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» - дети сбегаются в кружок, берутся за руки.
ЗИМА ПРИШЛА.
Цель: Развитие ловкости, находчивости, умение действовать по команде.
Ход игры: Дети разбегаются по площадке, прячутся, присаживаясь на корточки. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал взрослого: «Зима пришла, холодно. Скорее домой!» - все бегут на свои места и снова прячутся.
СНАЙПЕРЫ.
Цель: Формирование точных движений, обучение метанию, развитие мышц рук.
Материал: Снежный вал, яркая игрушка.
Ход игры: На верхний край снежного вала кладут яркий кубик. Дети должны сбить предметы снежками.
РАЗ, ДВА, ТРИ – ЛОВИ!
Цель: Развитие ловкости, быстроты, укрепление дыхательной системы.
Материл: Снежный вал или сугроб.
Ход игры: Дети становятся на одной стороне площадке за воображаемой чертой, на другой стороне площадке – сугроб. Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается «ловишка». Играющие хором произносят: «Раз, два, три – лови!» После этого перебегают на другую сторону и прячутся за сугроб. «Ловишка» догоняет бегущих, и осаленные им, отходят в сторону.
ФЕВРАЛЬ
ПРИБЕЖАЛИ В УГОЛОК.
Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве, действовать по команде.
Ход игры: Дети стоят в одном из углов комнаты, держа в руках флажки.
Взрослый отбегает в противоположный угол, широко разводит руки в стороны и говорит: «бегите ко мне, скорей, скорей!»
Когда все дети прибегут к нему, он говорит: «Прибежали в уголок, выше подняли флажок, вот так!» Высоко поднимает руку.
Дети поднимают флажки и говорят: «Вот так!» Затем взрослый и дети машут флажками и кричат «Ура!»
После этого взрослый снова отбегает в другой угол, и по желанию повторяется.
ЧЕРЕЗ РЕЧКУ.
Цель: Развитие равновесия, навыка хождения по ограниченной площади. Формирование правильного привкуса.
Материал: Длинная доска, резиновое или пластмассовое колечко (можно использовать колечко от пирамидки).
Ход игры: Взрослый кладет на пол доску – это «мостик». Ребенок встает на «мостик», открывает рот и высовывает язык, на кончик которого взрослый кладет колечко (оно не должно быть слишком маленьким). Пройдя «мостик», ребенок снимает с языка колечко и отдает его взрослому.
Сначала ребенка держат за руку, затем он идет самостоятельно.
Взрослый следит за правильностью осанки.
МЯЧ И ВОРОТА.
Цель: Тренировка точности движений.
Материал: 6 кубиков высотой 10-20 см, рейка длиной 1,5-2м, мяч.
Ход игры: Взрослый расставляет кубики на расстоянии друг от друга и кладе на них рейку. Получается несколько «ворот». Перед воротами на расстоянии 1,5м от них лежит мяч. Ребенок берет мяч. катит его к воротам и бежит за ним. Пройдя ворота на четвереньках, ребенок выпрямляется, догоняет мяч и, положив его на прежнее место, садится отдыхать, дожидаясь своей очереди.
КУРОЧКА-ХОХЛАТКА.
Ход игры: Взрослый и дети ходят стайкой по комнате. Взрослый изображает «курицу», дети - «цыплят». В стороне сидит старший ребенок - это «кошка». Взрослый говорит:
Вышла курочка - хохлатка,
С нею желтые ребятки.
Квохчет курочка «Ко-ко»-
Не ходите далеко.
Приближаясь к «кошке», взрослый говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
«Кошка » открывает глаза, «мяукает» и бежит за «цыплятами», которые убегают в определенный угол комнаты - «курятник», к «курочке- маме».
«Курица» защищает «цыплят», разводя руки в стороны и говоря при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»
КУРЫ И ПЕТУХ
Ход игры: у одной из стен на стульчиках сидят ребята – куры, а напротив них на большом расстоянии гуляет « петух». В одном из углов комнаты « кошкин дом, в котором сидит «кошка». Взрослый сидит с ребятами – «курами», показывают на гуляющего «петуха» и поет:
Петя в желтых сапогах
Ходит по песку,
А потом как закричит :
« ку-ка -ре- ку»
Ребенок –«петух» кричит, а взрослый говорит:
Выходите, курочки,
Собирайте крошки,
Жучков, паучков
На моей дорожке.
«Куры» выбегают, машут «крыльями», а взрослый говорит:
Куры крыльями махали
«Ко-ко-ко-ко-ко-ко»
Куры носиком стучали
«Ко-ко-ко-ко-ко-ко»
Дай нам, Петя, крошки.
Крошек не жалей,
Дай еще немного-
Будет веселей!
«ко-ко-ко-ко-ко-ко»
«Куры» возле «петуха» стучат пальцами по полу, кричат «ко-ко-ко-ко!»
Выходит «кошечка», крадется к «петуху» и поет:
Выйду, выйду на дорожку,
Мяу-мяу-мяу!
Там, где куры ищут крошки,
Мяу-мяу-мяу!
К петушку поближе подойду
И с собою уведу.
Хватает «петуха», уводит его в домик. «Куры» убегают к себе (на стульчики). «Кошка» говорит «петуху» : «Ты, Петя, посиди ,а я еще за курочками схожу». «Кошка» уходит, «петух» убегает из домика и опять начинает ходить и собирать крошки. Игра повторяется. «Кошка» опять уводит «петуха» в домик и уходит, «заперев» дверь на замок. Взрослый говорит «курам»: «Кошка ушла, пойдемте Петю спасать!»
Куры громко закричали-
«ко-ко-ко-ко-ко-ко!»
И за Петей побежали-
«Ко-ко-ко-ко-ко-ко!»
Выходи к нам, Петя,
Собирай-ка крошки,
Жучков, паучков
На своей дорожке!
«Куры» отпирают дверь в домике. Выходит «петух». Взрослый говорит:
Вот все и собрались,
А теперь попляшем!
Встают в круг, «петух» в середине.
А теперь скорей, дружок,
Соберемся мы в кружок.
Покажи нам ножку, Петя, поскорей,
Покружись ты с нами, Петя, веселей!
Ля-ля -ля-ля-ля-ля!
КОТ ВАСЬКА.
Цель: Развитие быстроты, расширение словарного запаса.
Ход игры: Дети (мышки) сидят на стульчиках или ковре. Один ребенок изображает кота, он прогуливается перед «мышками» (идет на носочках, оглядывается то вправо, то влево, мяукает).
Взрослый и дети поют:
Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
А бежит стрелой,
А бежит стрелой!
«Кот» бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты и садится на него, «засыпает». Взрослый поет:
Глазки закрываются.
Спит иль претворяется?
Зубы у кота –
Острая игла!
Одна «мышка» идет посмотреть, спит ли котик. Рассмотрев она машет руками, как бы приглашая других «мышек». «Мышки» подбегают и скребут по стулу, где «спит котик». Взрослый говорит:
Только мышки заскребут,
Серый Васька тут как тут,
Тише мыши, уходите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька кот,
Разобьет весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот,
Разогнал весь хоровод!
«Кот» догоняет «мышек», а они убегают от него.
ОГОРОД
Цель: Развитие координации движений, умения действовать по команде.
Ход игры: Ребенок изображает курочку ,а взрослый- дедушку-сторожа. На полу мелом проводят черту, объясняя ребенку, что за чертой «огород».
В огороде у ребят Есть морковка и салат. Все для ребят, Все для ребят! Старый дедушка ходил. | Дедушка с палкой ходит в огороде. |
Он морковку сторожил. Старый дедушка устал, Сел на травку, задремал. | Садится дремлет. |
Дедушка спит, Дедушка спит. Курочки бегут, бегут И цыплят к себе зовут | Дети-курочки выбегают на носочках. |
Морковку щипать, Морковку щипать. | Щиплют «овощи» поглядывая на дедушку, «дедушка» просыпается и прогоняет «курочек». |
Дедушка нас услыхал, Всех курочек прогнал. Кыш, куры, кыш, Кыш, куры, кыш! | «Куры с цыплятами» убегают. |
Игра повторяется снова. «Дедушку» может изображать ребенок, а «курочку» -взрослый.
МОРОЗ – КРАСНЫЙ НОС.
Цель: Развитие ловкости, быстроты, воспитание выдержки, терпения.
Ход игры: Мороз – Красный нос произносит:
Я Мороз – Красный нос!
Кто из вас решится,
В путь дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам Мороз».
Дети убегают.
БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ!
Цель: Развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Все играющие собираются на одной стороне площадки и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» - говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.
СНЕЖИНОЧКИ – ПУШИНОЧКИ.
Цель: Развитие умения действовать согласованно, внимательно слушать команды.
Ход игры: Играющие движутся вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод движется в другую сторону. Взрослый говорит:
Снежиночки-пушиночки,
Устали на лету,
Кружиться перестали
Присели отдохнуть!
Играющие останавливают, приседают. Отдохнув немного они возобновляют игру.
НАЙДИ СНЕГУРОЧКУ.
Цель: Развитие внимания, памяти.
Материал: Кукла «снегурочка».
Ход игры: Взрослый наряжает куклу «Снегурочку» и прячет её на участке так, чтоб никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребенок найдет Снегурочку он играет и танцует с ней.
III квартал
МАРТ
ИГРА С СОБАЧКОЙ.
Цель : Воспитание чуткого отношения к животным, расширение словарного запаса, приобретение навыков простой сюжетной игры.
Материал: Игрушечная собачка, лисичка.
Ход игры: Взрослый держит в руках игрушечную собачку и говорит:
-Гав- гав!
-Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай собачка, Пете лапу!
Затем идет с собачкой к кому- нибудь из детей и отдает ее. Ребенок держит собачку за лапу, а взрослый просит покормить ее. Собачке приносят мисочку с воображаемой едой. Собачка «ест суп» и «лает»: «Гав- гав!»
Взрослый говорит ребенку : «это собачка говорит тебе «спасибо!».
ИГРА В ЛОШАДКИ.
Цель: Обучение ребенка подражать движениям лошадей и звукам. которые они издают. Воспитание чуткого отношения к животным.
Ход игры: Дети изображают лошадок и кучеров. «Кучера» «чистят», «поят», «кормят» своих «лошадок», «расчесывают и заплетают гриву», запрягают их.
Все стоят в «конюшне», в огороженным стульчиками месте. Взрослый раздвигает стульчики – «ворота» - и говорит при этом: «Сток, стук, тра-та-та! Растворились ворота, растворились ворота, выезжаем со двора. Но, но, поехали!» «Лошадки» выезжают и едут по комнате, высоко поднимая ноги и напевая. Во время движения они цокают копытами. «Цок-цок-цок» или ржут, как лошадки, «И-го-го!». Кучер подгоняет их: «Но-о-о!» или останавливает: «Тпру-у-у».
Гоп, лошадка, не лениться,
Выше ножки поднимай.
В гости надо торопиться,
Поскорее ты шагай!
Но-о-о, поехали бастре,
Быстро, быстро побежим!
Ну, шагай опять, лошадка,
Мы теперь домой идем.
Причешу тебя я гладко,
Мы с тобою отдохнем!
Можно спеть другую песенку:
Мы лошадок покормили,
Их почистили, помыли.
Эх, лошадка, ты постой,
Напою тебя водой!
Взяли вожжи с бубенцами,
Запрягли лошадок сами.
Динь-дон. бубенцы!
Едут-едут, молодцы!
(Е.Тихеева)
Можно использовать другие стихотворения и песенки про лошадей:
Моя лошадка Я свою лошадку. Больно не хлещу, Я свою лошадку Славно угощу! Ест моя лошадка Манго и маис, Белый сахар сладкий И вареный рис. Поскачем по долинам, По кручам и лесам… Я её из глины сегодня сделал сам! (Шринахт Гупта) | Лошадка пони Шотландская песенка Мою лошадку пони Зовут Малютка Грей. Соседка наша в город Приехала на ней. Она её хлестала И палкой, и кнутом. И под гору, и в гору Гнала её бегом. Не дам ей больше пони, Ни нынче, ни потом. Пускай хоть все соседи Придут просить о том! |
Лошадка Я люблю свою лошадку! Причешу её гриву гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости! (А. Барто) | Палка-скакалка В пыли валялась палка, Её мне стало жалко. Взял палку, и она Превратилась в скакуна! (В. Ланцетти) |
Конь Немецкая песенка Гоп-гоп-гоп, Конь прошел в галоп! Напою коня лихого, Сам прибью коню подкову. Гоп-гоп-гоп, Конь пошел в галоп! |
ПОДХОДИ И ПОБЕГАЙ.
Цель: Обучение бегу в разном темпе, развитие чувства ритма.
Материал: Бумажные самолетики.
Ход игры: Взрослый показывает самолетик и спрашивает:
- Что это?
- Самолет.
- Что он делает?
- Летает.
- Где летает?
- Высоко в небе.
Затем читает стихотворение н. Найденова «Самолет»:
Самолет летит,
Самолет гудит: «У-у-у-у!»
Я лечу в Москву!
Командир-пилот
Самолет ведет: «У-у-у-у!»
Я лечу в Москву!
По комнате пускают бумажные самолетики, которые ребенок ловит и приносит взрослому. А потом садится на стульчик, взрослый предлагает ребенку самому «полетать» по комнате.
Сначала ребенок «заводит мотор», двигается очень быстро, повторяя: «Жу-жу-жу-лечу!» Взрослый машет флажком, ребенок разводит руки в стороны 9на высоте плеч) и переходит с ходьбы на бег. Некоторое время он свободно бегает по комнате, повторяя: «У-у-у-у», затем «мотор» выключается, малыш произносит: «Ш-ш-ш» и садится на место.
ПОДПРЫГНИ ДО ЛАДОШКИ.
Цель: Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, формирование правильной осанки.
Материал: Любая яркая игрушка, бубен или колокольчик.
Ход игры: Взрослый подзывает ребенка, протягивает свою руку над его головой и предлагает ему дотянуться до своей ладони рукой, а затем подпрыгнуть выше, так, чтобы дотронуться до ладони головой. руку взрослый держит на небольшом расстоянии от головы ребенка.
Затем взрослый предлагает ребенку подпрыгнуть и достать рукой игрушку или колокольчик (бубен), который взрослый держит на небольшом расстоянии.
ДОРОЖКА ПРЕПЯДСТВИЙ.
Цель: Тренировка разносторонней координации движений, развитие навыков в ходьбе, подлезании, переступании, тренировка самостоятельности быстроты реакции на команды.
Ход игры: В начале дорожки взрослый укрепляет веревку в горизонтальном положении низко над землей, затем ставит стул, низкий стол, кладет несколько больших кубиков и т.д. В конце дорожки кладут игрушку, интересную для ребенка (мячик, большую куклу и т.п.). Ребенок должен преодолеть препятствия на пут к игрушке – перелезая, подлезая, переступая через них. если детей несколько, можно устроить соревнования.
НОГИ МАЛЕНЬКИЕ, НОГИ БОЛЬШИЕ.
Цель: Тренировка мышц брюшного пресса.
Материал: Палочка или любая яркая игрушка.
Ход игры: Ребенок из положения лежа на спине (на коврике) поднимает ноги, согнутые в коленях, и прижимает к груди с помощью взрослого и под его счет. Потом игра изменяется: ребенок пытается в этом же положении достать то одной, то другой ножкой, то обеими вместе яркую палочку, которую держит над ним взрослый на высоте 30-50 см. от пола.
ПОДКАТИ МЯЧ КО МНЕ.
Цель: Развитие ловкости, координации движений.
Материал: Мяч.
Ход игры: Ребенок сидит на корточках перед взрослым, который катит мяч к ребенку, приговаривая:
Ты поймай мой яркий мяч
и отдай его – не прячь!
Ребенок катит мяч обратно взрослому, а взрослый ударяет мяч о пол, говоря:
Мячик, прыгай, не спеши
И детишек посмеши.
Ребенок прыгает в такт с мячом. Взрослый катит мяч ребенку, который должен убежать от мяча и сесть на свое место.
КТО ПОЙМАЕТ.
Цель: Развитие ловкости.
Материал: К палке-удочке привязан шнурок, на конце которого рыбка.
Ход игры: Взрослый водит удочкой над головой ребенка, то приближая рыбку, то удаляя. Ребенок должен поймать рыбку. Когда ему это удается, ребенок танцует , а взрослый поет:
Саша наш - молодец!
Саша наш - удалец!
Саша рыбку поймал,
А потом поплясал!
МОТЫЛЬКИ.
Ход игры: Взрослый поет, а ребенок изображает мотылька.
На зеленом на лужку Мотыльки летают И с цветочка на цветок Весело порхают. | Дети бегают, руки в стороны-«мотылек летает» |
Тетя вышла на лужок, У нее в руках сачок. Берегись-ка мотылек, Улетай скорей, дружок! | Взрослый держит в руках яркий сачок. После слов «берегись-ка , мотылек» ребенок убегает, и взрослый «ловит» его сачком. |
КОТ И МЫШКА.
Цель: развитие координации движений.
Материал: часы или будильник.
Ход игры: взрослый - «кот» сидит на стуле и «спит». рядом стоят игрушечные часы или настоящий будильник. Ребенок – «мышка» бегает на носочках вокруг «кота». Взрослый говорит:
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон-
Убежали мышки вон!
Взрослый хлопает в ладоши, ребенок - «мышка» убегает в «норку», а «кот» гонится за ним.
АПРЕЛЬ
СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ.
Цель: развитие ловкости.
Материал: маленькое зеркальце.
Ход игры: взрослый зеркалом делает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к стене!
Затем по команде: « Лови зайчика!»- ребенок бежит и пытается поймать «зайчика».
СПРЯЧУ КУКЛУ МАШУ.
Цель: Обучение игре с куклой, развитие внимания.
Материал: Большая кукла.
Ход игры: Ребенок сидит на стульчике, взрослый держит в руках куклу и говорит, что куколка Маша сейчас спрячется, а ребятишки будут ее искать. Ребенок идет в другую комнату, взрослый прячет куклу. Ребенок возвращается, взрослый поет:
Спрячу куклу Машу,
Спрячу куклу нашу.
Оля к куколке пойдет,
Оля куколку найдет.
С куклой Машей
Оленька попляшет.
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки.
Ребенок находит куклу, пляшет с ней, взрослый хлопает в ладоши. Если ребенок долго не находит куклу, взрослый помогает.
ИГРА С МИШКОЙ.
Ход игры: Взрослый ходит по комнате, переваливается и изображает медведя. Ребенок стоит в противоположном конце комнаты. Взрослый говорит:
Мишка по лесу гулял,
Нашу Машеньку искал,
Долго, долго он искал,
Сел на травку, задремал.
«Мишка » садится на стул и «засыпает» . Ребенок бегает вокруг, топает ножками и говорит:
Стала Машенька плясать,
Стала ножками стучать,
Мишка, Мишенька, вставай,
Нашу Машу догоняй!
« Мишка» просыпается, «рычит» и догоняет ребенка.
ИДЕМ ПО МОСТИКУ.
Цель: Обучение ребенка правильной ходьбе, умению ориентироваться на местности.
Ход игры: На полу или площадке проводится линия. Ребенок идет по прямой сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно. Взрослый приговаривает:
Через мост перейти
Надо нам, ребята.
В дальний лес
Мы пойдем,
Там грибы-маслята.
(Г. Бойко)
После того как ребенок освоит это упражнение, добавляют ходьбу зигзагом (между кубиками).
БЫСТРЕЕ-МЕДЛЕННЕЕ.
Цель: Развитие чувства ритма, формирование умения двигаться в разном темпе.
Материал: Игрушечная машинка, руль, колокольчик.
Ход игры: Малыши сидят на стульчиках, а взрослый показывает им игрушечный грузовик, рассказывает о нем и задает детям вопросы: «Какой он?», «Где колеса?», «Где кабина?», «Где кузов?», «Где руль?», «Что возит грузовик?», «Куда он ездит?» и т.д.
Ребенку дают игрушечный руль, объясняют, что он будет шофером и поведет свой грузовик сначала медленно, потом быстрее. Во время езды нельзя ни на что натыкаться, надо внимательно смотреть вперед и по сторонам.
Взрослый звонит в колокольчик, ребенок встает со стульчика и, держа руль, медленно «ездит» по комнате. Услышав сигнал («би-би-би»), ребенок переходит на бег («машина едет» быстрее).
Во время игры взрослый следит, чтобы ребенок не горбился, держал спину прямо, обращал внимание не только на руль. но и на то, что находится вокруг него.
По сигналу колокольчика ребенок замедляет бег и переходит на ходьбу. некоторое время он свободно ходит по комнате, затем отдает игрушку взрослому и садится на стульчик.
ПРЫГАЙ НА НОСОЧКАХ.
Цель: Обучение прыжкам, развитие чувства ритма, умение двигаться в такт словам.
Ход игры: Взрослый держит ребенка за руку, постукивает в бубен и читает стихотворение Ю. Тувима «Скакалка»:
Наша козочка скакала
Да и ноженьку сломала.
Правда!
Но скажу тебе по чести –
Ведь сидеть нельзя на месте,
Правда?
Это всем давно известно –
Без игры не интересно,
Трудно!
Наша козочка поплачет,
А поправится – заскачет,
Чудно!
Ребенок вместе со взрослым в это время подпрыгивает на месте, а когда стихотворение кончается, продолжают говорить: «Чудно, чудно, чудно!» Взрослый и ребенок, держась за руки, кружатся до тех пор, пока не прозвучит удар бубна. Малыш прыгает на месте, приговаривая «Козочка, прыг-скок, прыг-скок!», и приседает на корточки. игра повторяется несколько раз.
КОТЯТА И ЩЕНЯТА.
Цель: Развитие навыков бега, лазания. ходьбы, умения ориентироваться в пространстве, координации движений, чувства равновесия, ловкости, выдержки.
Ход игры: Играющих делят на две группы – «котят» и «щенят». «Котята» находятся около своих стульчиков, «щенята» - на другой стороне комнаты, за своими стульчиками, «в будках». По сигналу взрослого «котята» начинают бегать легко, мягко. На слова взрослого «щенята» лают «Ав-ав-ав», перелезают через стульчики. «Щенята» возвращаются в свои «будки».
После 2-3 раз повторений дети меняются ролями. В конце игра взрослый предлагает всем пройти тихо, медленно, по-кошачьи. Контролируется осанка и смыкание губ.
КАЧЕЛИ.
Цель: развитие гибкости, чувства равновесия.
Ход игры: Сидя на корточках, ребенок покачивается, пружиня в коленях и щиколотках под счет взрослого. Взрослый. присев, держит ребенка за обе руки и демонстрирует эти движения, а ребенок ему подражает. За успешное выполнение ребенок поощряется.
БАБОЧКИ.
Цель: Развитие умения двигаться красиво, подражать движениям бабочек.
Материал: Картонные ободки с нарисованными бабочками, колокольчик, мелки, картинки с ласточками.
Ход игры: Ребенку показывают картинки с изображением ласточек и рассказывают, какие они красивые и быстрые. Птицы летают высоко над землей, их не надо ловить и обижать. Взрослый читает:
Ласточка – «Тивит, тивит»-
К нам в гости летит,
Ах, к нам летит!
А под крылышком ее
Весна сидит,
Ах, весна сидит!
Взрослый рассказывает, что весной начинают летать и яркие бабочки, надевает на голову ребенка ободок с бабочкой, а на полу рисует мелом большой цветок. Потом звонит в колокольчик, и по этому сигналу «бабочки» начинают «летать» по комнате, резвиться. После следующего сигнала колокольчика «бабочки» садятся на нарисованный цветок (приседают на корточки).
КАТАЕМ МЯЧ.
Цель: Формирование навыка ловли и катания мяча.
Материал: Мяч.
Ход игры: Ребенок стоит, а взрослый катит мяч, говоря: «Мяч покатился». затем идет за ними берет в руки. ребенок повторяет движения взрослого – катит мяч и поднимает его.
Потом взрослый катит мяч в противоположную сторону, и ребенок повторяет это движение. Взрослый контролирует правильность осанки и смыкание губ.
ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ.
Цель: Развитие мышц туловища и конечностей, ловкости, координации движений.
Ход игры: С помощью взрослого поднимается по лестнице-стремянке или спортивной стенке. На верхней ступеньке висит яркая игрушка.
Взрослый при этом приговаривает: «Лезет, лезет мишка, вот и влез высоко!» Взяв игрушку, ребенок должен медленно спуститься вниз.
Взрослый страхует ребенка, при необходимости помогает ему.
МЯЧИК.
Цель: Обучение прыжкам, развитие координации движений.
Материал: Мяч.
Ход игры: Взрослый бросает мячик об пол, говоря при этом:
Мой славный мяч,
Забавный мяч –
На месте не сидит.
Ловлю его, ловлю его
И снова он летит!
(С.Высоцкий)
Взрослый предлагает ребенку попрыгать, как мячик, ребенок прыгает, а бросает мяч и говорит: «Беги, мячик!»
Ребенок бежит на свое место. Когда он немного отдохнет, игра повторяется.
ЕЛЕ-ЕЛЕ, ЕЛЕ-ЕЛЕ!
Ход игры: Дети вместе со взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:
Еле- еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Стоп!
В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.
СОРВИ ЯБЛОКО.
Цель: Обучение прыжкам.
Материал: Яблоки или шары.
Ход игры: Взрослый изображает яблоню, в каждой руке он держит по яблоку или шарику. Руки вытянуты на уровне головы ребенка – это «ветки», которые шевелятся от ветра .ребенку предлагают сорвать яблоко. Он протягивает руки к нему, но «яблоня» сразу не поддается: «ветки» качаются из стороны в сторону, вверх и вниз. Ребенок подпрыгивает, стараясь схватить яблоко, и в конце концов это ему удается.
«Сорванные» яблоки остаются у ребенка, а взрослый берет другие яблоки и предлагает «сорвать» их.
МАЙ
НАЙДИ.
Цель: Развитие внимания, памяти.
Материал: Кукла.
Ход игры: Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается к стене, взрослый в это время прячет куклу, потом говорит ребенку:
Кукла Ляля убежала.
Ах, куда она пропала?
Петя, Петя, поищи,
С нашей Лялей попляши!
Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.
ХЛОПАТЬ КУКОЛКА УМЕЕТ
Цель: обучение игре с куклой, развитие внимания,
Материал: большая кукла.
Ход игры: ребенок сидит на стульчике, на коленях у него кукла. Взрослый говорит, а ребенок играет с куклой:
Хлопать куколка умеет, Своих ручек не жалеет. Вот так, вот так, Своих ручек не жалеет. | Ребенок хлопает ручками куклы. |
Топать куколка умеет, Своих ножек не жалеет. Вот так, так, Своих ножек не жалеет. | Кукла пляшет на коленях у ребенка |
А теперь мы все пойдем, С куклами плясать начнем. Вот так, вот так, С куклами плясать начнем. | Ребенок пляшет с куклой. |
БАБУШКА И КОТЕНОК.
Цель: Развитие ловкости.
Материал: Корзинка с клубочками.
Ход игры: Ребенок изображает котенка, который бегает, умывается, затем садится на стульчик- заборчик. Входит бабушка в платочке, с очками на носу,с корзиной в руках, наполненной клубочками (клубочки можно сделать из яркой тесьмы или лоскутков). Взрослый говорит и вместе с ребенком выполняет соответствующие движения:
Наша бабушка идет И корзиночку несет. Села тихо в уголок, Вяжет деточкам чулочек. Посидела, повязала И тихонько задремала. Вдруг котенок прибежал И клубочки подобрал. Как же мне вязать чулочки? Где же, где мои клубочки? | Бабушка вяжет чулок. Бабушка роняет корзинку, и клубочки рассыпаются по полу. Котенок выбегает из-за заборчика, собирает клубочки и прячется обратно. Бабушка просыпается и ищет клубочки. |
Бабушка заглядывает за заборчик, находит котенка и просит отдать ей клубочки. Собрав клубочки в корзину, бабушка садится и вяжет чулочки. Затем опять засыпает, и игра повторяется 3-4 раза. В конце игры бабушка предлагает котенку поплясать с клубочками. Они держат клубочки и вместе танцуют.
КТО УМЕЕТ ЧИСТО МЫТЬСЯ?
Цель: Расширение словарного запаса.
Ход игры: Игра сопровождается движениями, описанными в тексте песни:
Кто умеет чисто мыться?
Кто водицы не боится?
Это мы! Это мы!
Кто не хочет быть грязнушкой,
Хорошенько моет ушки?
Это мы! Это мы!
Умываться мы умеем,
Мы мочалкой моем шею.
И вот так! И вот так!
Чтобы чисто вымыть ножки ,
Мы помыли их немножко.
И вот так! И вот так!
А потом помоем ловко
Мы над тазиком головку.
И вот так! И Вот так!
Мы помылись, как большие,
Вот мы, чистые какие!
Посмотри! Посмотри!
ЗАИНЬКИ ПЕРЕБЕГАЮТ.
Цель: Развитие быстроты.
Ход игры: Ребенок изображает зайчика, взрослый –волка. Зайчик делает то, о чем поется в песенке, а на последних словах песенки: волк идет –волк бежит за зайчиком, который убегает от него.
Заиньки перебегают то лужок, то лесок.
Землянику собирают, скок да скок!-2раза
Здесь полянка мягче шелка, оглянись, оглянись!
Берегись лихого волка, берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко, лес шумит! Лес поет!
-Убегайте без оглядки: волк идет, волк идет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование условий для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством игры .
Младший дошкольный возраст — важный период в развитии движения ребенка. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Овладение движениями обеспечивает ребенку самостоятельность, в...
Использование нестандартного физкультурного оборудования как средство развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на сос...
Консультация для родителей "Роль подвижной игры в повышении двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста
Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста...
Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста
Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста...
Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.
Игры на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста....
Игра на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста 18.09.2023г
Игра на развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста...