Конспект индивидуального занятия "Хомячок Хомка"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Представлен конспект индивидуального занятия по постановке звука [х] "Хомячок Хомка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_zvuka_h.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [х]
Цель: постановка звука [х]
Образовательная задача: Дать понятие о механизме образования звука [х].
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать артикуляционныйпраксис;
- Уточнить артикуляционный и акустический уклад звука [х]
- Сформировать правильный артикуляционный уклад звука [х];
- Развивать фонематический слух;
- Развивать зрительное внимание.
Воспитательная задача:
- Воспитывать самоконтроль при выполнении заданий;
Оборудование:зеркало, одноразовый шпатель, предметные картинки (лук, дом, утка, машина, жук, самолет, танк, сова), картинка хомяка Хомы.
Ход занятия
1. Организационный момент
Л: Здравствуй! Смотри, кто это к нам с тобой пришел в гости?
Р: Хомячок
Л: Да, к нам в гости пришел хомячок Хома. Только он не может правильно называть свое имя. Не умеет говорить звук [х]. Поучимся вместе с ним?
Р: Да.
Л: Хорошо.
2. Основная часть
Л: Для того, чтобы красиво говорить звук [х], сначала нужно сделать зарядку для нашего язычка.
Артикуляционная гимнастика у зеркала
Упражнение «Улыбочка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Упражнение «Трубочка».
Буду подражать слону!
Губы трубочкой тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю
Упражнение «Чередование улыбочка – трубочка»
Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
Упражнение «Лопаточка».
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Упражнение «Иголочка»
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.
Упражнение «Чередование лопаточка – иголочка»
Язык лопаточкой лежит
И нисколько не дрожит.
Мы иголочкой потом
Язык потянем остриём.
Упражнение «Качели» за зубами
На качелях я катался:
Вверх летел и вниз спускался.
Упражнение «Горка»
Сделаю я горочку,
Горочку круту.
Будет эта горочка
У меня во рту!
Упражнение «Покрасим верхний и нижний заборчик»
Красим верхний мы заборчик,
Нарисуем там узорчик.
А теперь покрасим нижний,
Нашим язычком подвижным.
Упражнение «Чистим зубы»
Чищу зубы, чищу зубы,
И снаружи, и внутри…
Не болели, не желтели,
Не темнели чтоб они.
Р: выполняет упражнения.
Л: Отлично. Потренировался наш язычок и стал сильным и ловким.
Пока язычок тренировался, наши ручки замерзли. Давай вместе с Хомой погреем их.
Открой и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».
Попробуй еще раз.
Если не получилось вызвать звук [х]логопед предлагает ребенку смешную картинку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним
Л: Смотри, как мы смеемся «ха-ха-ха». Давай посмеемся еще раз вместе.
Р: Ха-ха-ха
Если звук [к] не получился, то ставим звук механическим способом
Используется опорный звук [с] в 3 этапа.
Логопед предлагает ребенку широко открывая рот:
а) произнести слог СА, затем логопед нажимает шпателем (рот остается открыт) на переднюю часть спинки языка. Удерживая язык в таком положении, просим произносить слоги са-са-са, слышится ся-ся-ся.
б) далее проделываем упражнение при более глубоком нажиме на язык. Ребенок дает слог хя.
в) наконец, шпателем продвигаем язык еще глубже, слышится ха-ха-ха.
Л: Молодец! Вот какой красивый звук у нас получился.
Л: Давай теперь расскажем Хоме, что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [х].
Р: (С помощью логопеда) Губы- раскрыты, занимают нейтральное положение.
Зубы – разомкнуты.
Язык – кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов вглубь ротовой полости, задняя часть спинки языка выгорблена вверх и образует щель с областью на границе твёрдого и мягкого нёба, голосовые связки не напряжены, раздвинуты.
Голос не образуется.
Воздушная струя – длительная, теплая, протяжная.
Л: Послушай, как я произнесу звук [х]. Давай, теперь вместе с Хомой произнесем звук [х]. (Логопед и ребенок произносят звук вместе).
Л: Как мы греем ручки? Какой звук слышится при этом?
Р: Мы греем ручки «ххххххх»
Л: Давай мы с тобой поиграем в игру «Поймай звук» Слушай внимательно! Если услышишь звук [х] хлопни в ладоши.
с, х, ж, ч, х, а, в, х, м, о, х.
Р: хлопает
А теперь в слогах: са, ха, ко, мо, хо, жу, ху, но, ха, мы, ху.
Р: хлопает
Л: Замечательно. Ты был очень внимательным. Хома просит нас помочь выбрать слова со звуком [х]. Поможем ему?
Р: Да.
Ребенок должен выбрать из двух картинку, в названии которой есть звук [х].
Мох – дом, хомяк – собака, горох – машина, халат – сова, сахар – карандаш
3. Заключительная часть
Л: Хома говорит, ты такой молодец! И ему очень понравилось с тобой вместе учиться говорить звук [х]. Но теперь ему пора домой, он говорит тебе: «До свидания!»
Р: До свидания, Хома!
Л: Кто к нам сегодня приходил в гости?
Р: хомячок Хома
Л: Какой новый звук мы научились правильно произносить?»
Р: [х]
Л: Отлично. Спасибо за занятие.
Список литературы:
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.: ил.
- Исправление нарушений произношения звука /Х/. Михайлов С. [Электронный ресурс] URL:https://poskladam.ru/logoped/t/l_h.html
- Правильная артикуляция заднеязычных звуков (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ). Нарушения произношения заднеязычных звуков. Перфилова Н. [Электронный ресурс] URL:http://vashlogoped-online.ru/dochkolniki/pravilnaya-artikulyatsiya-zadneyazyichnyih-zvukov-k-k-g-g-h-h-narusheniya-proiznosheniya-zadneyazyichnyih-zvukov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия на тему: "Звук С"
конспект индивидуального занятия на звук С....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....
Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".
В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...
Конспект индивидуальной НОД с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС
Конспект индивидуального занятия с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС. Приоритетная образовательная область: «Музыкально-художественная деятельность»....
Конспект индивидуального логопедического занятия. («Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками») Е.А.Борисова.
Тема: «Постановка звука [с]»(Подготовительный этап)...
Конспект индивидуального занятия с ребенком 3-4-х лет с ОНР-1 уровня речевого развития по сказке "Три Медведя". План-конспект занятия по логопедии (младшая группа).
Конспект занятия с презентацией. Может быть использованно специалистами в индивидуальной и подгрупповой работе....