Доклад на тему: «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по логопедии (средняя группа) по теме

Левина Татьяна Михайловна

 

Начиная с пяти лет дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм. Это лучшая пора детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh_i_ego_formirovanie_u_detey.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38

Доклад на тему:

«ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

Учитель- логопед I категории: Левина Т.М.

г. Апшеронск

2011 г.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Начиная с пяти лет дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм. Это лучшая пора детства.

В этом возрасте у части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Если в этом возрасте не исправить звук, искаженный звук закрепится и исправить его с возрастом будет все труднее.

Что же такое фонематический слух? В отличие от звуковысотного (музыкального), направленного на различение звуков разной высоты, фонематический слух «обслуживает» различение фонем — частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением.

В некоторых восточных языках (их называют тоническими) одни и те же звуки, произнесенные на разной высоте, обозначают разные предметы. В русском языке фонемы постоянны, не зависят от тембра и высоты звука.

Тем не менее, нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слова - суффиксов, префиксов и т.д.

Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Согласно исследованиям Р.Е. Левиной, возможны два источника нарушения фонематического восприятия. Первый коренится в недоразвитии собственно перцептивных процессов. Результатом оказывается нарушение фонематического анализа и соответствующие дефекты произношения, заключающиеся в произносительном неразличении звуков речи.

Ребенок либо не слышит существенных (с точки зрения данной языковой культуры) фонологических различий, либо не придает им значения. (Во-во-фо, го-го- ко, ба-ба-па и т.д.)

Формально с лингвистической точки зрения все виды отклонений формирования звуковой стороны речи в логопедии объединяют в две категории: фонетические и фонематические.

В существующей литературе рассматривается несколько видов механизмов, ответственных за нарушения формирования звуковой стороны речи.

Рассмотрим некоторые из них.

В ходе работы нам чаще всего приходится встречаться с так называемым, «вторично гностическим». Это вторичные избирательные нарушения фонематического восприятия, которые прямо связаны с интегративной природой фонем, которые включают как акустические, так и артикуляторные дифференциальные признаки. Это проявляется в том, что происходит замена артикуляторно освоенных ребенком звуков и их смешение. При преобладании смешений делается заключение о несформированности «фонематического слуха» или «фонематических представлений».

Главным объектом нашего воздействия являются смешанны^ сенсомоторные механизмы - это вторичное нарушение фонематического восприятия. В данном случае часто отмечается такой недостаток, как дефицит слухового самоконтроля и внимания. В сочетании оба механизма могут приводить к более стойким дефектам звукопроизношения.

Анатомические аномалии артикуляторных органов и зубочелюстго аппарата к ним относятся аномалии прикуса, строения языка, отсутствие некоторых зубов, укорочение подъязычной уздечки, высокий свод твердого неба. В связи с этим выделяется так называемая «механическая дислалия», которая, в свою очередь, может оказывать негативное влияние на развитие фонематического слуха. (Наример, Тимур, 6 лет, ротацизм. В период автоматизации звука, вместо буквы Р писал Л).

Функциональные нарушения, такие как патология внутренних органов «органические аномалии органов» приводит к патологическим симптомам инервационной недостаточности. Данный вид механизмов можно отнести к функциональным, поскольку в основе их лежит несформированность функциональных образований (фонем и системы фонематических противопоставлений).

Интеллектуальная недостаточность - в этом случае большую распространенность фонологических нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью можно объяснить тем, что у них часто встречаются органические поражения головного мозга. (ЗПР, минимальная мозговая дисфункция, нарушения перинатальной системы, которая лечится до 1 года). Если ребенок получает необходимое лечение, то этот процесс происходит быстрее. В противном случае нарушения сохраняются.

В нашем детском саду работа по развитию у детей фонематического слуха строится по классической системе. Эта работа состоит из шести этапов.

1 этап. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки. Это также способствует развитию слухового внимания и памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Игра «Кто услышит больше звуков?», «Назови звуки групповой комнаты», «Жмурки с колокольчиком», «Морзянка», «Чей голос?», «Песенки насекомых», «Звуки транспорта» и др.

2 этап. На протяжении данного этапа учим дошкольников различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Игры «Далеко — близко», «Эхо», «Кто как кричит» и т.д. Значительная часть работы приходится на долю музыкального руководителя.

3 этап. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, «Угадай словечко», «Найди пару».

4 этап. Различаем слоги, начинаем работу с игры «Запомни, повтори», постепенно  усложняя  задания.  Вначале  детям  предлагается  воспроизвести слоговые ряды

а) со сменой ударного слога, (та'-та-та, та-та'-та и т.д.);  

б) с первым согласным и разными гласными звуками (та-то-ту, па-по-пу и т.д.);

в) с общим гласным и разными согласными (та-ка-па);

г) с согласными звуками, различными по звонкости и глухости (сначала по два слога (па-ба), затем по три слога (па-ба-па));

д) с согласными звуками, различными по мягкости - твердости (па-пя);

е) с наращиванием стечения согласных звуков (па - тпа, та - пта);

ж) с общим стечением двух согласных звуков и разных гласных (пта-пто-пту-пты);

з) со сменой позиций согласных звуков в их стечении (пта-тпа, кта - тка);

Упражнения на воспроизведение согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

5 этап.   Учим   различать   фонемы   родного   языка.   Начинаем   с дифференциации гласных звуков. На данном этапе используем символы для обозначения звуков: гласные - А - большой круг, О - овал, У - маленький кружок и т.д. Сначала выделяем гласный звук из потока звуков, затем в словах. Далее выделяем согласные звуки из потока звуков, слов. Так же используем символы согласных звуков.

6 этап. Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного анализа.

а) сначала учим детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух-и трехсложные слова;

б) анализ гласных звуков («Положи столько кружков, сколько услышишь звуков»);

в) выделяем первый гласный звук в словах, последний звук в словах. После этого приступаем к анализу согласных звуков. («Назови последний звук в слове», «Назови первый звук в слове», «Где звук?», «Назови звуки по порядку в слогах» (обратный слог); «Определи, какой звук тянем в середине слова», «Назови звуки по порядку» (трехзвуковые слова).

Продолжительность процесса формирования фонематического слуха зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его патологии. Самое главное — определить, какой этап развития фонематического слуха нарушен и строить работу в соответствии с этим.

По нашему мнению, благотворное влияние на развитие ФС оказывают систематические занятия с ребенком. В организации и проведении этих занятий принимают участие и педагоги и родители.

Коррекционная работа не будет достаточно эффективной при отсутствии взаимодействия с родителями. На первом родительском собрании мы объясняем, зачем нужно учить ребенка слушать?

Во-первых, для того, чтобы развить тот самый речевой слух, который необходим для успешного овладения всеми другими видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом.

Во-вторых, чтобы полноценно воспринимать информацию, которая держится в чьей-то устной речи, включая настроение, отношение говорящего к сообщенному.

Объясняем, что родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Рекомендуем игры по формированию звукового анализа, и объясняем, что надо четко представлять последовательность работы и не перескакивать через этапы. Разнообразные методы и приемы работы с родителями мы все могли увидеть на примере работы учителя- логопеда МДОУ № 13, Деревянко Е.А.

Невозможно представить себе работу по коррекции звукопроизношения без активного участия воспитателей и музыкального руководителя. Воспитатель включает некоторые виды упражнений на формирование фонематического слуха в свои занятия, дополнительно закрепляет во второй половине дня. А музыкальный руководитель также уделяет большое внимание играм и упражнениям, развивающим фонематический слух, проводит логоритмические занятия во второй половине дня совместно с воспитателем. Взаимосвязь работы всех педагогов прослеживается также в подготовке детей к родительским собраниям, утренникам и др.

Придавая огромное значение развитию фонематического слуха, современная начальная школа обращает немалое внимание и на формирование фонематического слуха. Обучение в начальной школе требует умения слушать с разными целевыми установками: понять и запомнить новую информацию, своевременно и правильно выполнить задание, оценить услышанное, И наша работа по формированию ФС помогает решить эти задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развития слухового восприятия,фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

На основе психологического изучения речи детей значение фонематического восприятия играет важную роль для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Недоразвитие фонематического восприятия приводит ...

методическая разработка Игры на развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД  №2414 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТЕМА:...

Доклад на тему: "Мелкая моторика как средство развития речи детей дошкольного возраста"

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов 2001)....

Доклад на тему: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармо...

Семинар-практикум для воспитателей: «Развитие фонематического слуха и речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Подготовила:  учитель-логопедЧичваркина Л.Э.МБДОУ «Детский сад «Снежинка»г.Гагарин, 2019 г....

Игры на развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Узнай, кто какие звуки издает. Цель. Развитие слухового восприятия. Оборудование. Набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз. Ход игры. Логопед пока...

Мастер-класс для педагогов «Формирование фонематического слуха и звуковая культура речи детей дошкольного возраста»

Мастер- класс будет полезен педагогам. В мастер-классе раскрываются основные направления работы по развитию  фонематического слуха у детей...