Этапы коррекционной работы с детьми со сложной структурой нарушения развития.
статья по логопедии

Варава Анастасия Сергеевна

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию обобщение моего  опыта в работе с детьми со сложной структурой нарушения развития. В данной статье пойдет речь о «безречевых» детях и детях с зачатками речи. Тот уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания и от­дельные нечетко произносимые обиходные сло­ва.

  

                     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы коррекционной работы с детьми со сложной структурой нарушения развития.

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию обобщение моего  опыта в работе с детьми со сложной структурой нарушения развития. В данной статье пойдет речь о «безречевых» детях и детях с зачатками речи. Тот уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания и отдельные нечетко произносимые обиходные слова.

        Группа этих детей достаточно неоднородна. В нее входят дети с моторной, сенсорной и сенсо-моторной алалией, анартрией (тяжелой степенью дизартрии), синдром дефицита внимания и гиперактивностью (далее – СДВГ), расстройством аутистического спектра (далее – РАС), задержкой психического развития (далее – ЗПР). У всех этих детей наблюдается сниженная мотивация к общению (в некоторых случаях полное отсутствие желания контактировать со сверстниками или взрослыми), повышенная эмоциональная истощаемость, отвлекаемость. У таких детей бывает сложно определить, что нарушено первично. На начальных этапах коррекционной работы я дополнительно провожу динамическое наблюдение за ребенком в быту и игре.

Основным направлением в работе с данными детьми является поэтапное развитие сохранных анализаторных систем и включение «безречевых» детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию и сложности.

Занятия с такими детьми, как правило, являются интегрированными и решают сразу несколько задач поставленных педагогом.

На первых этапах у ребенка формируются языковые умения и сенсомоторные эталоны, необходимых для формирования общения. Важным является «закладка фундамента» предпосылок общения.

На начальном этапе для всех детей используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико-пространственных представлений наглядно-действенного мышления.

Коррекционная работа с «безречевыми» детьми строится по следующим направлениям:

  1. Развитие слухового восприятия.
  2. Развитие  способности   к  использованию невербальных компонентов коммуникации.
  3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
  4. Развитие   зрительнo-пространственного анализа и синтеза.
  5. Формирование сенсорных эталонов.
  6. Развитие функции голоса и дыхания.
  7. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Развитие слухового восприятия.

1этап - узнавание неречевых звуков.

2этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.

Примеры заданий.

Ребенка знакомят с двумя видами музыкальных инструментов. Потом закрывают их ширмой, и просят показать, какой из них играл.

Развитие  способности   к  использованию невербальных компонентов коммуникации.

К невербальным компонентам коммуникации относятся – мимика и жесты. Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди.

При введении жестов следует помнить о то что:

  • жест всегда должен синхронно подкрепляться словом;
  • когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается;
  • при обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь,  следует помогать ему в выполнении движения своими руками;
  • жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни;
  • при общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.

Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.

1 этап развитие мимики и умения повторять простые движения в игре.

2 этап формирование умения подражать артикуляции взрослого.

3 этап учить ребенка применять невербальные средства коммуникации.

Примеры заданий.

Ребенку предлагают рассмотреть картинки и просят показать, кто что делает. Жестами рук он показывает – бабочка летит, рыбка плывет, девочка спит и т.д.

Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина- яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх. На дереве растёт... По дороге едет...

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

1 этап развитие осязаний, мелкой моторики, умения подражать движениям взрослого и его артикуляции.

2 этап развитие умения пользоваться карандашом, регулировать силу нажима и правильное его удержание, развивать координацию и слаженность движений рук, умение удерживать артикуляционную позу.

3 этап развитие умения проводить прямые линии, соединять точки, штриховать, развивать кинетические и кинестетические ощущения рук и мышц артикуляционного аппарата.

Примеры заданий.

Проведение рукой ребёнка по поверхностям с различной текстурой. Учить узнавание на ощупь различные по фактуре предметы. Активизация пассивных и активных движений пальцев рук (пальчиковые игры, упражнения с пластилином). Артикуляционная и мимическая гимнастика. Автоматизация отдельных артикулем (пособие Шишкиной и Травкиной).

Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

1 этап учить ориентироваться в схеме собственного тела.

2 этап учить ориентироваться в пространстве комнаты, группы (знакомых помещений).

3 этап учить ориентироваться на плоскости (на листе бумаги).

Примеры заданий.

Нахождение   игрушек   в   пространстве кабинета или группы. Соотнесение игрушки с её изображением на картинке; выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции (мокни кисть, закрой баночку). Определение недостающих частей у предметов по картинкам. Узнавание частей тела и лица на предметной   картинке,   соотнесение   их   с   частями собственного тела. Конструирование по образцу, по инструкции (фигуры из счетных палочек, танграм).

Формирование сенсорных эталонов.

1 этап формирование элементарных знаний о цвете, размере, форме предметов (3 основных цвета, понятия большой – маленький, круг - квадрат).

2 этап усложнение материала, постепенное введение новых понятий (дополнительные цвета зеленый, оранжевый, понятия – средний, треугольник).

3 этап дальнейшее усложнение материала (с опорой на индивидуальные возможности ребенка).

Примеры заданий.

Работа с тактильными таблицами; выделение цвета. Знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной). Выполнение действий  с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой). Выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур. Соотнесение цветного и контурного изображений предметов. Дифференциация плоскостного и объёмного изображений. Конструирование целого из частей. Классификация  по цвету,  подбор определённой цветовой гаммы. Идентификация предметов и геометрических фигур. Работа с «Доской Сегена»,  кубиками Кооса, матрицами Ровена.

Развитие функций голоса и дыхания.

1 этап учить контролировать голос (громко – тихо), тренировать целенаправленный выдох.

2 этап продолжать учить контролировать голос, учить вдыхать полной грудью и максимально, целенаправленно выдыхать.

3 этап совершенствование умения пользоваться голосом, делать целенаправленный выдох.

Примеры заданий.

Упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха. Выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.

Развитие  импрессивной и  экспрессивной речи.

1 этап узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные). Показ предметов по их признакам, картинок с  изображением предметов относящихся к определенным категориям.

2 этап выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами. Побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний,  просьб, развитие  непроизвольного подражания - звукового и словесного. Различение звукоподражаний с опорой на зрительное  восприятие, соотнесение  игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием.

3 этап автоматизация отдельных штампов коммуникативной   побудительной и вопросительной речи (дай,  на, кто, иди). Смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты.

        

Примеры заданий.

Взрослый просит ребенка поднять вверх руки, показать, где носик, показать где глазки и т.д.

Ребенку предлагают два вида крупных деревянных бус в виде животных лягушки (ква-ква) и собаки (гав-гав). Взрослый просит одевать только те, которые он назвал.

Используемая литература:

  1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М., 1999.
  2. Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.
  3. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
  4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. -208 с.
  5. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.
  6. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., Академия, 2008.
  7. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта»

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».

Уже известная ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИГРОТЕРАПИЯ С ПЕСКОМ. Актуальность использования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии. Особенности работы и виды непосредственно занятий, игр в песочнице...

Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в работе с детьми со сложной структурой дефекта

В докладе описана система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей при работе с детьми со сложной структурой дефекта....

Дидактический материал используемый в работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности....

Презентация дидактического материала используемого в работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности.Анализ ...

Опыт работы по теме "Особенности коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта в группе компенсирующей направленности".

Опыт содержит варианты парциальных нарушений, организацию коррекционно-развивающей работы в логопедической группе....