Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи с применением технологии ТИКО-моделирования.
статья по логопедии (старшая группа)
Одной из актуальных задач педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.
Повысить интерес к занятиям, избежать монотонности и максимально воздействовать на развитие речи ребенка возможно с применением инновационных форм работы с детьми. Реализация ФГОС дошкольного образования требует от педагогов организации инновационно -развивающей среды, применения новых не традиционных форм работы с детьми.
В связи с этим, наиболее интересным мне показалось использование технологии ТИКО – моделирования. Автор И.В. Логинова, фирма Рантис г. Санкт-Петербург.
Данная технология позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры, обеспечивая интеграцию образовательных областей ( речевое, познавательное, социально – коммуникативное развитие). На базе технологии ТИКО – моделирования и методических рекомендаций ее автора И.В. Логиновой я разработала разнообразные лого - игры. Цель лого – игр: обеспечить вариативность и разнообразие коррекционно-развивающей работы на логопедических занятиях с детьми. Лого – игры направлены на коррекцию всех компонентов речи, а именно работе по звукопроизношению, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной речи, развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и восприятия, формированию звукового анализа и синтеза как предпосылки обучения грамоте.
Уровень развития речи напрямую зависит от сформированности движений пальцев рук, поэтому целесообразно начинать работу с развития мелкой моторики. Я использую традиционные пальчиковые игры с применением деталей конструктора ТИКО. ИГРА Чудесный мешочек и корзиночки. Для получения предметной картины предлагаю ребенку схемы с конкретными геометрическими фигурами и пошаговой инструкцией соединения. ИГРА Волшебники( собери предметы по схеме) Второй вариант – это использование контурных схем путем наложения на образец.
В работе по формированию фонематического слуха и восприятия я использую шумовые коробочки, смоделированные детьми из тико – конструктора и наполненные различными материалами ( крупы, ракушки, камушки). ИГРА Отгадай звук. Выкладываем слоговые дорожки из фигур конструктора.
Одним из приемов коррекции речевых нарушений является работа над звукопроизношением. В работе над которым, трансформируемый игровой конструктор ТИКО стал настоящим педагогическим инструментарием. Важнейшим этапом при постановке и автоматизации звуков является артикуляционная гимнастика. Для формирования артикуляционного уклада звуков смоделирована и используется настольная игра « звезда, собирая которую ребенок проговаривает и демонстрирует характеристики звука: положение языка, губ, силы ротового выдоха, характер ( теплый, холодный), работу голосовых связок ( звонкий или глухой). ПОКАЗ В ходе выполнения статических и динамических артикуляционных упражнений для языка и губ применяю игру « логопедический кубик« (ребенок кидает кубик из тико-конструктора и повторяет упражнение, выпавшее на кубике). ИГРА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КУБИК
На этапе автоматизации и дифференциации звуков разработаны и применяются игры:
- игра Магический квадрат со звуками
- игра Что в окошечке? ПОКАЗ ИГРА ЦВЕТОК
- Игра звуковой лабиринт
- Игра телевизор
- ИГРА волшебный ЗВУК ( коза-коса)
- Проговаривание скороговорок с помощью мнемотаблиц, смоделированных их конструктора тико. ИГРА ДРУЖНЫЕ ВАГОНЧИКИ
В процессе работы по подготовке к обучению грамоте и формированию лексико-грамматической стороны использую игровой набор Грамматика. Знакомлю детей с графическим изображением букв на деталях конструктора, разграничиваю понятия звук – буква. Строим с детьми домики для букв, обозначающие гласные или согласные звуки. ПОКАЗ Подбираем парные звуки по звонкости-глухости (игра найди пару и соедини тико квадраты). Используя детали конструктора тико выкладываем звуковой состав слова с помощью звуковых значков – тико – квадратов, читаем записи и переводим их в буквенные.
- игра Составь слово
- игра Что в мешочке?
- игра раз ступенька, два ступенька
- игра Волшебный мешочек
- магазин игрушек
- игра привези грузы
- игра логические цепочки
- игра Дружилки
- игра угадай слово
- игра живые буквы
- игра волшебники
- игра волшебный звук
- игра найди свой домик
- игра превращайка
- игра допиши пропущенные слоги
Разнообразие игровых приемов помогает детям быстро овладевать умением последовательно выполнять звуковой анализ слов, распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику, определять последовательность звуков в слове и отражать результаты анализа в звуковой схеме-модели. От осознанного звукового состава слов зависит дальнейшее освоение письма и чтения.
На следующем этапе работы с помощью тико – конструктора закрепляем понятия: слово, словосочетание, предложение, текст. Используются разные игровые приемы: превращение слов, конструирование слов из букв и преобразование его в другое, заменив только одну букву, образование мн.ч. сущ. ( рак-лак, река-реки) ИГРА СОБЕРИ СЛОВО белка-булка, ПРЕВРАЩАЙКА май-мак.
- игра цепочка слов
- игра Живые слоги
- игра найди все слова в цепочке
Нашлось применение тико - конструктора и в работе по развитию связной речи. С помощью деталей констуктора тико мы составляем рассказы по картине, по заданной теме, по воспоминаниям. С детьми старшего и подготовительного возраста моделируем рассказ или сказку изготавливая из конструктора атрибуты и персонажей произведения, распределяем роли между детьми. Используются различные приемы работы:
- рассказ-описание (как животные готовятся к зиме)
- моделирование сказки (колобок, теремок и др.)
- пересказ
- составление рассказа (пришла весна)
- творческое рассказывание
- игры- драматизации. СКАЗКА РЕПКА (соедини детали тико-конструктора, соблюдая последовательность сюжета и расскажи сказку)
Таким образом, использование конструктора ТИКО в процессе коррекции речевых нарушений, повышает эффективность коррекционной работы, увеличивает интерес детей к занятиям по развитию речи путем непосредственного соучастия в разных видах деятельности. Формируется психологическая база речи: устойчивое внимание, пространственное воображение, восприятие цвета и формы, зрительная и слуховая память, происходит переход от наглядно-действенного к образному мышлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"
план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....
Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.
АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....
Методическое пособие по автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных упражнений. «Двигаемся, играем - звуки закрепляем»
В пособии представлена серия упражнений для автоматизации звуков с движением. При выполнении упражнений в процессе автоматизации звуков развивается мелкая и крупная моторика,координация речи с движени...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с применением технологии исследовательской деятельности (опыты-эксперименты.)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 43»города Воткинска Удмуртской Республики Конспект зан...
Проект «Метод макетирования как средство развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи»
Подготовила: учитель-логопедМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской областиАносова Наталия Бейбулатовна...
Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм.
Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм....
"Маленькие рассказы". Практический материал для развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Методическая разработка для развития экспрессивной речи детей с ТМНР...