Практическое пособие
методическая разработка по логопедии

Велижанцева Татьяна Викторовна

После занятий в родительском клубе на котором в который раз задавали вопрос «почему мы с мужем разговариваем очень хорошо, занимаемся с ребенком, а наш малыш начал говорить с задержкой на данный момент имеет речевое заболевание?»  причем такие случаи к сожалению не редкость. Необходимо отметить, что после бесед с родителями, изучением анкет мы пришли к неутешительным выводам. Все прекрасно знают о пренатальных, натальных вредностях значимых для формирования речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_posobie.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Автор - составитель: учитель – логопед Т.В. Велижанцева

Воспитатель ни в коем случае не          должен навязывать свою волю ребенку. Он должен  лишь способствовать его росту, заботиться о здоровье, создавать условия для развития его природы.

      Жан Жак Руссо. 

 Ежегодно в мире и в России в частности наблюдается рост числа детей с патологией развития. Среди всех отклонений в развитии детского организма лидирующее положение занимают дети с отклонениями развития речи. О явном росте дефектов звукопроизношения у детей по каждой из наиболее часто «страдающих» групп звуков говорят такие сравнительные данные М.А. Александровской  (50-е годы) и Л.Г.Парамоновой, полученные с интервалом в несколько десятилетий.

Дефекты звукопроизношения

         60-е годы

         2007й год

2017

год

Ротацизм

26%

71,6%

85%    

Ламбдацизм

10%

54%

78%

Сигматизм свистящих

22%

42%

64%

Сигматизм шипящих

24%

45.4%

68%

Поступающие в логопедические группы дети помимо речевых нарушений самотически ослаблены. Значительно снижается уровень и результативность занятий с детьми которые по причине частых болезней пропускают коррекционные занятия.  У 30% логопатов наблюдается затрудненность носового дыхания,, частые заболевания носовых пазух значительно притупляют слух в следствии чего ребенку трудно различать близкие по звучанию фонемы. При неправильном речевом дыхании максимально затрудняется артикулирование и постановка звуков. После занятий в родительском клубе на котором в который раз задавали вопрос «почему мы с мужем разговариваем очень хорошо, занимаемся с ребенком, а наш малыш начал говорить с задержкой на данный момент имеет речевое заболевание?»  причем такие случаи к сожалению не редкость. Необходимо отметить, что после бесед с родителями, изучением анкет мы пришли к неутешительным выводам. Все прекрасно знают о пренатальных, натальных вредностях значимых для формирования речи. Так вот например гипексические (внутриутробные кислородные голодания) наблюдались у 96% логопатов, химическим воздействиям (курение родителей до и во время беременности) наблюдается  у 68% респиентов, это факторы травматические, биологические (воздействие вирусов), ослабленный иммунитет самих мам во время беременности и тд. Но программа развития речи не предусматривает решения  задач по профилактике и оздоровлению  детей. Решить данную проблему помогут элементы оздоровительных и профилактических мероприятий который проводится в течении 7 лет парциально, в зависимости от структуры и сложности дефекта у ребенка с речевыми нарушениями. Польский педагог Я. Корчак, пользовался термином «воспитательная терапия» смысл которого понимается кА медико- педагогического воздействия и определения с учетом обстоятельств, требований, резервных возможностей каждого ребенка в отдельности. Становлению и развитию лечебной педагогики способствовали труды Я. Кашинского, К.Я. Ушинского, В.П. Кащенко. Лечебная педагогика- это система лечебно педагогических мероприятий, имеющей целью: предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии. Это системно организованная деятельность  обеспечивающая восстановление, сохранение и развитие здоровых дошкольников.

различных отклонений в развитии. Это системно организованная деятельность  обеспечивающая восстановление, сохранение и развитие здоровых дошкольников.

Основные принципы используемые при проведении оздоровительно- коррекционных мероприятия с детьми имеющими речевые нарушения:

  1. Исходя из соблюдений прав ребенка, закрепленных в Конвенции  о правах ребенка, максимально стремящихся к реализации права на образование, развития личности, умственных и физических способностей, а также права ребенка с особыми нуждами на сохранение своей индивидуальности.
  2. Проведение оздоровительно-коррекционных мероприятий со всеми детьми, в том числе с самыми тяжелыми, разрабатывая для них индивидуальный маршрут.
  3.  При оценке динамики продвижения ребенка не сравнивать его с другими детьми, а сравнивать с самим собой на предыдущем этапе.
  4. Создать для ребенка атмосферу доброжелательности формировать чувство психологической безопасности, понимать специфику его трудностей и поблеем развития.
  5. Разработать для каждого ребенка, совместно с медицинской сестрой, психологом индивидуальный  маршрут по рациональной организации умственной  и физической деятельности направленных на предупреждение утомляемости.
  6. Каждый ребенок приучается к определенному режиму дня. Вся деятельность ребенка должна быть построена по определенному расписанию.
  7. Стимулировать умственное и эмоциональное развитие ребенка с опорой на психологическое состояние радости, спокойствия, раскованности.
  8. Постепенно но систематически включать ребенка в самооценивание своей работы.
  9. Подключать к работе родителей с самого начала коррекционно- оздоровительной работы. Развивать мотивацию к занятиям, отслеживанию результатов у все членов семьи.

С этой целью, во время проведения логопедических занятии с детьми- логопатами используются следующие оздоровительные и профилактические мероприятия:

  1. Упражнения и игры на формирование нормального речевого дыхания, снятие усталости, расслабление мышц.
  2. Самомассаж биологически активных зон, профилактика простудных заболеваний.
  3.  Игры, задания  и упражнения направленные на укрепление зрения и профилактика утомления глаз.
  4.  Профилактические мероприятия направленные на снижения уровня риска возникновения речевых и самотических нарушений у детей.                                          

Примерный комплекс упражнений и игр на снятие

        усталости.

№ п/п

Название упражнения,   игры

   Цель игры

Ход игры

1.

2.

3.

4.

5.

« Маска»

«Качели»

«Черепаха»

«Звезда»

«Монетка»

Снятие напряжения с мимической мускулатуры.

Снятие напряжения с плечевого пояса

Снятие напряжения с плечевого пояса, шеи, улучшение мозгового кровообращения.

Снятие общего напряжения.

Снятие общего напряжения.

Сидя на стуле, ребенок удерживает артикуляцию любого гласного звука (а, о, у) затем медленно закрывает лицо ладошками, через несколько секунд ладони опускаем лицо расслабленно, глаза закрыты.

Повтор 5-7 раз

Сидя на стуле, ноги вместе руки опущены вниз и полностью расслаблены. Поочередно поднимаем в медленном темпе то правое плечо, то левое.

Повтор 8-10 раз

Ребенок имитирует медленное  движение головы черепахи, которая выглядывает из панциря(плечи опускаются, подбородок тянется в перед и вверх) то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок к груди), то крутит головой по сторонам.

Повтор 5 раз  

Стойка прямая ноги на ширине плеч. Руки опущены. Медленно поднимаемся на носочках. Руки тянем вверх, голову запрокидываем назад «дотягиваемся до звезды» и снова в исходное положение.  

Повтор 5раз

Ребенок сидит на стуле, спина прямая. Голова слегка опущена, руки ладошками вверх лежат на коленях, глаза закрыты. Взрослый легко касается пальцами ладошки ребенка и просит сосчитать сколько «монеток» он получил.

Повтор 3-4 раза.  

     

       Примерный комплекс упражнений для укрепления

             мускулатуры глаз.

№ п/п

Название упражнения,   игры

    Цель игры

        Ход игры

1.

2.

3.

4.

«Часики»

«Солнышко»

«День-ночь»

«Близко – далеко»

Укрепление мускулатуры глазных мышц.

Укрепление мускулатуры глазных мышц.

Улучшение аккомодации глаз

Улучшение аккомодации глаз

Утром тихо тикает будильник. Глаза открыты, производим движение глаз, вправо влево не поворачивая головы. 30 секунд.

Солнышко взошло, посветило ярко и снова закатилось. Движения глаз в медленном темпе влево, вверх, вправо, вниз. 30 секунд.

Быстро сжимаем сильно веки (моргаем) наступила ночь, широко открываем, наступил день.

 40 секунд.

Ребенок смотрит поочередно на палец руки вытянутой на 30- 40 сантиметров перед собой и на любой предмет, находящийся на удалении в 3-4 метра.

4-5 раз.

Самомассаж  биологически активных зон.

№ п/п

Название упражнения,   игры

   Цель игры

        

        Ход игры

1.

2.

3.

4.

«Кисонька. Усы»

« Кисонька. Глаза»

«Кисонька. Уши»

«Согреем лапки»

Профилактика острых респираторных заболеваний. Улучшение самочувствия.

Профилактика острых респираторных заболеваний. Улучшение зрения.

Профилактика острых респираторных заболеваний. Снятие усталости.

Профилактика острых респираторных заболеваний. Снятие усталости.

Руки сжаты в кулак. Ребенок сидит. Производим движения сжатыми указательными пальцами, от крыльев носа к щекам «Рисуем усы»

Повтор 6-7 раз 

Указательным и большим пальцем, аккуратно растираем кожу в области подбровной дуги «Показываем какие большие у кошки глаза».

Повторяем 6-7 раз

Разминаем уши пальцами с легким нажимом от мочки уха к верхней части ушной раковины, «Погладили кошку по ушкам».

Повторяем 6-7 раз

Руки согнуты. Растираем ладошки сначала в медленном темпе. Затем  ускоряем темп, а затем темп снижаем.

Повторяем по 10 секунд 3-4 раза

Примерный комплекс упражнений на развитие речевого  

        дыхания и формирование силы и тембра голоса.

№ п/п

Название упражнения,   игры

    Цель игры

        

                Ход игры

1.

2.

3.

4.

5.

«Море шумит» «Насосы»

«Цветок»

« Раз, два, три»

«Замочек»

«Дельфин»

Сформировать умение распределять воздушную струю. Регулирование высоты тембра голоса.

Формирование правильного носового дыхания. Профилактика асфексии.

Увеличение объема легких.

Сочетание дыхания и голоса. Увеличение объема легких.

Увеличение объема легких. Распределение  воздушной струи. Профилактика острых респираторных заболеваний.

Лежа на спине, ноги вместе, левая рука под поясницей, правая рука на животе. На счет «раз, два, три» глубоко вздохнуть через нос, выпячивая при этом живот. Задержать дыхание на счет «четыре, пять». Медленно выдохнуть, протяжно произнося звуки ссс или шшш, и втянуть живот.

 

 Стоя, ноги вместе, спина прямая, плечи развернуты и слегка опущены. Вдохнуть через нос, имитируя вдыхание аромата цветка. Медленно выдыхать через рот, как бы согревая руки струей выдыхаемого воздуха. Стараться удлинить продолжительность выдоха до 7-9-и секунд.

 

Медленная ходьба: на 2 шага- вдох, на 2 шага – выдох. Не изменяя продолжительности вдоха, от занятия к занятию удлинять выдох на 4,6,8,10 шагов.

 

 Стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новую гласную: а, о, и, у, э. довести продолжительность выдоха до 5-70скекунд.

Сидя или стоя, вдохнуть воздух через нос, на 2 секунды задержать дыхание. Затем, четко выговаривая: « Раз, два, три, четыре, пять»,- с каждым словом делать короткий выдох. Снова вдохнуть и так же продолжить счет до десяти.  

За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, как говорят, «полетность», а за счет верхних- силу, мощь.

Литература:

Л.Г. Парамонова «Логопедия для всех» ЗАО  Издательский дом «Питер» 2004год.

А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко «Комплекс занятий по формированию у детей 5-и лет речесмыслительной деятельности и культуры устной речи» Москва «Аркти» 2001 год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое пособие для рабочей программы по хореографии «Танцевальный калейдоскоп»

Практические рекомендации педагогам - хореографам, занимающимся с детьми дошкольного возраста на гимнастических ковриках....

Практическое пособие "Коммуникативные танцы и игры"

Практическое пособие является сборником танцев и игр для детей старшего дошкольного возраста. Адресовано воспитателя,  музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре и педагогам д...

Практическое пособие "Графические диктанты"

Пособие преднозначено для детей дошкольного возраста подготовительной группы...

Практическое пособие для родителей по подготовке детей к школе в домашних условиях.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития ли...

Подвижные игры народов мира (практическое пособие для воспитателей)

Материал преднозначен для ознакомление дошкольников с подвижными играми разных народов. Цель данного пособия: через ознакомление с подвижными играми, способствовать формированию толерантного отношения...

Экспериментально - опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей.

"Эксперименты — это интересно" Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объек...

«Подвижные игры народов Крайнего Севера» - практическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

Материал предназначен для воспитателей и инструкторов по физической культуре. Подвижные игры народов Крайнего Севера не только развивают необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость,...