Рабочая программа логопункта
рабочая программа по логопедии

Титова Светлана Николаевна
Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера).  
На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок  активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и  контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полно¬ценного овладения грамотой, чтением и письмом.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произноше¬ния звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди первоклассников выделяют группы  детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР).  Среди учащихся 2 – 3 классов – группы учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедическо¬го воздействия в каждой группе. 
Обследование учащихся проводится  по методикам  Фатековой, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждой группы детей.
Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении пер¬воклассников составляет своевременная и целенаправленная под¬готовка их к обучению грамоте.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopunkt.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Муниципальное образовательное учреждение № 19

УТВЕРЖДАЮ:

директор школы

________________________

________/_______________/ Т.Ю. Дёмина


Рабочая программа

«Образовательная программа учителя-логопеда»

(5–9 классы)

Учитель-логопед:

Крючек Кристина Анатольевна

                                                                                                                                                                                                                                                                                     МОУ СОШ № 19.

                                                   

                                                   

                                             

                                                                  2014-2015 учебный год.

Раздел 1. Пояснительная записка

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи   обучающихся воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации в  школе и обществе.

Нарушения речи  у обучающихся воспитанников носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только какой- то  один изолированный дефект.

В данной программе отражён системный подход, который определяет содержание коррекции нарушений речи у обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

    Коррекция нарушений речи обучающихся воспитанников в классах коррекции требует организации специальной логопедической работы. Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов.  

    Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.  

            На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 20-30 минут.

       Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 5-9 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой, используемой на уроках трудового обучения.

               В структуру занятия  входит:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса.

               Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Программа составлена для  учащихся 5-9 классов среднеобразовательной массовой школы с речевым диагнозом  «системное недоразвитие речи степени». Рассчитана:  6б, 7б, 8б,9б  класс на  18 часов

                         

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

Целью программы является коррекция речи и мышления обучающихся воспитанников.

Программа построена с учётом содержания программы изучения русского языка и включает изучение предметов и явлений окружающего мира, сведений, доступных для обучающихся воспитанников.

Содержание программы направлено на решение следующих основных задач:

-создание коррекционных условий для развития познавательных функций  и личностных особенностей;

-развитие произвольного внимания;

-развитие и совершенствование всех видов сенсорной и словесной логической памяти;

-развитие речевого внимания;

-развитие мышления, формирование мыслительных процессов и операций;

-воспитание речевой и мыслительной активности;

-развитие и совершенствование общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

-совершенствование имеющейся у обучающихся воспитанников речи;

-практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-овладение фонетическим строем языка, воспитание артикуляционных навыков, коррекция звукопроизношения, овладение звуко- слоговой структурой, формирование фонематического восприятия.

-обучение грамоте, формирование звукобуквенного анализа;

-развитие связной речи.

Раздел 3. Содержание учебной программы

Программа включает в себя разделы:

1)коррекция звуковой стороны речи;

2)формирование лексико-грамматического строя.

В основе системы занятий по данной программе лежит комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач по развитию фонематического, лексического, грамматического строя речи как основы связанного высказывания. Ведущим принципом планирования занятий является взаимосвязь собственно речевых задач с коррекционными и воспитательными.

Решение речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование её грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи и др. – осуществляется через постепенное изложение заданий от занятия к занятию.

Предварительный этап устранения нарушений звукопроизношения является более продолжительным и характеризуется качественно иным содержанием. На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания,     гнозиса, мнезиса. Учитывая особенности просодических компонентов речи у обучающихся воспитанников  с ОВЗ, на этом этапе проводится работа и над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

Обучение обучающихся воспитанников в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой - подготовку к овладению грамотой в объёме, предусмотренном программой для  коррекционной школы.

В первую очередь с помощью специальных  приёмов исправляется  произношение звуков или уточняется их артикуляция. Усвоение и  закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за  собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетаются с развитием фонематического восприятия. С этой целью обучающиеся воспитанники привлекается к различию между твёрдыми и мягкими  звуками, глухими и звонкими, звуками, отличающимися способом или местом артикуляции. Постоянно ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава слова.

При разработке методики работы по данной программе  материал подбирался с учётом перечисленных задач, т.е. в процессе развития звукопроизношения одновременно, и на том же звуковом материале планируется упражнения в анализе и синтезе звукового состава слова,  в письме и чтении.

Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются. В тоже время введение в речь обобщающих слов  способствует развитию операции обобщения. В работе по обогащению словарного запаса  большое внимание уделяется предикативному словарю (глаголы, прилагательные, числительные).

Формирование грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:

1)формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;

2)совершенствование  навыков словоизменения и словообразования;

3)совершенствование  связной речи.

В процессе работы по развитию навыков   словоизменения и словообразования  обращается внимание на изменение существительных по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного.  Порядок работы определяется последовательностью появления форм слова в онтогенезе.

Развитие связной речи осуществляется в процессе и на основе всех перечисленных выше направлений работы: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. С этой целью в занятия включены упражнения на рассматривание и описание предметов, совместное рассказывание, повторение текста. Система логопедической работы по формированию связной речи  предусматривает постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на  серию сюжетно-ролевых картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный пересказ.

Программа составлена с учётом умственных и возрастных возможностей обучающихся воспитанников.  Частая повторяемость тем, но с включением элементов новизны. Это связано со слабой памятью, быстрой утомляемостью  учащихся. Темы, включённые в программу, рассчитаны на более длительные сроки, т.к. нарушения речи у таких воспитанников носят стойкий характер.

Используется максимальная наглядность: схемы, муляжи правильной артикуляции звуков,  технические средства обучения. Лексический материал подобран с учётом умственного и речевого развития.  В процессе работы по данной программе осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Таким образом, выполняется основная задача логопедической работы в коррекционной школе: практическое овладение русским языком.

 

Раздел 4. Тематическое планирование занятий с учащимися 5-9 классов

№п/п

Разделы рабочей программы

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

5в,6в класс

Обследование устной и письменной речи

-обследование звукопроизношения;

-обследование умения образовывать слова;

-обследование умения правильно употреблять грамматические формы;

-обследование фразовой речи;

-обследование фонематической стороны речи;

-обследование связной речи;

-обследование состояния чтения и письма.

Коррекция устной и письменной речи учащихся

-слово

-предложение

-грамматическое оформление предложения и распространение

Работа над связной речью

-пересказы

-устные сочинения

Работа над слого-звуковым составом

-слоговой состав слова

-ударение

-согласные звуки

Исправление дисграфии у учащихся

-работа над словом

-дифференциация гласных

-дифференциация согласных

7в-8в класс

Обследование устной и письменной речи

-обследование звукопроизношения;

-обследование умения образовывать слова;

-обследование умения правильно употреблять грамматические формы;

-обследование фразовой речи;

-обследование фонематической стороны речи;

-обследование связной речи;

-обследование состояния чтения и письма.

Коррекция устной и письменной речи учащихся

-слово

-предложение

-грамматическое оформление предложения и распространение

Работа над связной речью

-пересказы

-устные сочинения

Работа над слого-звуковым составом

-слоговой состав слова

-ударение

-согласные звуки

Исправление дисграфии у учащихся

-работа над словом

-дифференциация гласных

-дифференциация согласных

9б класс

Обследование устной и письменной речи

-обследование звукопроизношения;

-обследование умения образовывать слова;

-обследование умения правильно употреблять грамматические формы;

-обследование фразовой речи;

-обследование фонематической стороны речи;

-обследование связной речи;

-обследование состояния чтения и письма.

Звуковая сторона речи

-повторение понятий «звук» и «буква».

 -алфавит

 -звуки гласные и согласные

-слогообразующая роль гласных

-употребление ь на конце и в середине слова

-разделительный ь перед  гласными  е, ё, и, ю, я  

-различение шипящих ч, щ,ж,ш (сочетание и правописание гласных с шипящими).

-согласование звонкие и глухие (правописание на конце и в середине слова з-с, б-п, в-ф, г-к)

-дифференциация  звонких и глухих согласных

-различение ударных и безударных гласных

-правописание безударных гласных в корне

-проверка правописания путём изменения формы слова  (вода-воды)

-родственные слова

-корень слова

-различение букв по кинестетическому сходству и оптическому (б-д, р-п, х-ж, т-п, л-м)

 -многосложные слова

Лексико- грамматическая сторона речи.

-название предметов и явлений,их группировка.

-расширение круга собственных имён (название морей, озёр, рек, стран, городов, материков)

-характеристика предметов и явлений по их свойства

 -умение выделять в тексте существительные и ставить к ним вопросы

-сравнение предметов, их классификация

-родственные слова

-слова, обозначающие действие предметов

-умение находить в тексте слова, обозначающие действия предметов

-согласование существительных с глаголом в роде и числе

-практическое усвоение согласования глагола с личными

местоимениями и существительными в лице и числе

-слова, обозначающие качества предметов

-практическое усвоение согласование прилагательных с существительными

-обогащение словаря наречиями (согласно развитию детей)

-практическое употребление наречий в связной речи (примыкание на  программном материале)

-употребление в речи простых и сложных предлогов: до, без, под, над, около, перед

-простое распространённое предложение

-установление связи между словами в предложениях по вопросам

-главные и второстепенные члены предложения

-составление и запись рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и подробному вопроснику, восстановление несложного дифференцированного текста по вопросам, описание знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану (в виде вопросов) под руководством логопеда

18 часов

2 часа

4 часа

4 часа

4 часа

4 часа

18 часов

2 часа

4 часа

4 часа

4 часа

4 часа

18 часов

2 часа

4 часа

12 часов

Раздел 5. Требования к уровню подготовленности учащихся

1.  Развитие  звуковой  стороны  речи:

-  формирование  представлений  о  звуковом  составе  слова  на  базе  развития  фонематических  процессов  и  навыка  анализа  и  синтеза  слогозвукового  состава  слова;

-  коррекция  дефектов  произношения.

2.  Развитие  лексического  запаса  и  грамматического  строя  речи:

-уточнение  значений  имеющихся  у  детей  слов  и  дальнейшее  обогащение  словарного  запаса  как  путём  накопления  новых  слов,  относящихся  к  различным  частям  речи,  так  и  за  счёт  развития  у  детей  умения  активно  пользоваться  различными  способами  словообразования;

-уточнение  значения  используемых  синтаксических  конструкций;  дальнейшее  развитие  и  совершенствование  грамматического  оформления  речи  путём  овладения  детьми  словосочетаниями,  связью  слов  в  предложении,  моделями  предложений  различных  синтаксических  конструкций.

3.  Формирование  связной  речи:

-развитие  навыков  построения  связного  высказывания:  программирование  смысла  и  смысловой  культуры  высказывания;

-установление  логики  (связности,  последовательности),

точное  и  чёткое  формулирование  мысли  в  процессе  подготовки  связного  высказывания;  отбор  языковых  средств,  адекватных  смысловой  концепции,  для  построения  высказывания  в  тех  или  иных  целях  общения  (доказательство,  рассуждение,  передача  содержания  текста,  сюжетной  картины).

4.Развитие  и  совершенствование  психологических  предпосылок  к  обучению:

-устойчивости  внимания;

-наблюдательности  (особенно  к  языковым  явлениям);

-способности  к  запоминанию;

-способности  к  переключению;

-навыков  и  приёмов  самоконтроля;

-познавательной  активности;

-произвольности  общения  и  поведения.

5.Формирование  полноценных  учебных  умений:

-планирование  предстоящей  деятельности:  (принятие  учебной  задачи;  активное  осмысление  материала;  выделение  главного,  существенного  в  учебном  материале;  определение  путей  и  средств  достижения  учебной  цели);

-контроль  за  ходом  своей  деятельности  (от  умения  работать  с  образцами  до  умения  пользоваться  специальными  приёмами  самоконтроля)

-работа  в  определённом  темпе  (умение  быстро  и  качественно  писать,  считать;  проводить  анализ,  сравнение,  сопоставление  и  т.д.);

-применение  знаний  в  новых  ситуациях;

-анализ,  оценка  продуктивности  собственной  деятельности.

6.  Развитие  и  совершенствование  коммуникативной  готовности  к  обучению:

-умение  внимательно  слушать  и  слышать  учителя-логопеда,  не  переключаясь  на  посторонние  воздействия;  подчинять  свои  действия  его  инструкциям  (т.е.  занять  позицию  ученика);

-умения  понять  и  принять  учебную  задачу,  поставленную  в  вербальной  форме;

-умение  владеть  вербальными  средствами  общения  в  целях  чёткого  восприятия,  удержания  и  сосредоточенного  выполнения  учебной  задачи  в  соответствии  с  полученной  инструкцией;

-умения  целенаправленно  и  последовательно  (в  соответствии  с  заданием,  инструкцией)  выполнять учебные  действия  и  адекватно  реагировать  на  контроль  и  оценки  учителя-логопеда.

7.  Формирование  коммуникативных  умений  и  навыков, адекватных  ситуации  учебной  

деятельности:

-ответы  на  вопросы  в  точном  соответствии  с  инструкцией,  заданием;

-ответы  на  вопросы  по  ходу  учебной  работы  с  адекватным  использованием  усвоенной  терминологии;

-применение  инструкции  (схемы)  при  подготовке  развёрнутого  высказывания  по  ходу  и  итогам  учебной  работы;

-употребление  усвоенной  учебной  терминологии  в  связных  высказываниях;

-обращение  к  учителю-логопеду  или  товарищу  по  группе  за  разъяснением;

-пояснение  инструкций,  учебной  задачи  с  использованием  новой  терминологии;

-развёрнутый  отчёт  о  последовательности  выполнения  учебной  работы,  подведение  итогов  занятия;

-формулирование  задания  при  выполнении  коллективных  видов  учебной  работы;

-проведение  дифференцированного  опроса  и  оценка  ответов  своих  товарищей  (в  роли  руководителя  различных  видов  учебной  работы);

-соблюдение  речевого  этикета  при  общении  (обращение,  просьба,  диалог:  «Скажите,  пожалуйста»,  «Спасибо»,  «Будьте  любезны»  и  т. д.);

-составление  устных  связных  высказываний  с  элементами  творчества  (фантазии).

Раздел 6. Список литературы учителя-логопеда

  1. Логопедия под  ред. Волковой- М.: “ Просвещение”,1989г

  1. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелева, Т.В.Чиркина.Основы  логопедии.- М.: “ Просвещение”, 1989.

  1. Р.А.Юрова «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушением интеллекта» М., 2005г

  1. Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» М., «Владос», 1998

  1. И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших                               школьников»  М., «Владос», 1995г

  1. Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко  «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»  М., «Просвещение», 1991г

  1. Л.Г.Кобзорева, М.П.Резунова, Г.Н. Юшина «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей» В., 2006г

  1. Л.И. Гайдулина, Л.А.Обухова «Логопедические упражнения» М., 2007г

  1. А.Ф.Ануфриева, С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей» М., 2006г

  1. Л.Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению» М., 2006г

  1. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому языку» №1,2,3,4 М.,»Просвещение» 2002г

  1. Методический и практический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны  речи детей старше...

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте

Программа логопедической работы с детьми дошкольного возраста,посещающих логопункт ДОУ.Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки ...

рабочая программа "Преодоление ФФНР у детей 5-7 лет в условиях логопункта ДОУ

направлена на преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта...

Рабочая программа логопункта

Коррекционная работа...

Рабочая программа логопункта 2021-2022

Рабочая программа логопункта 2021-2022...

Рабочая программа логопункта

Рабочая программа на 20-23 год...