Делаем артикуляционную гимнастику
методическая разработка по логопедии

Мержиевская Юлия Владимировна

В данной статье рассматривается работа по укреплению и развитию подвижности артикуляционных органов (артикуляционная гимнастика).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delaem_artikulyatsionnuyu_gimnastiku.docx202.63 КБ

Предварительный просмотр:

 «Делаем артикуляционную гимнастику»

Профилактика нарушений  звукопроизношения у детей

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Не всегда родители могут своевременно обратиться к специалисту за консультацией. Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребенка звуков, ниже предлагается таблица, в которой указаны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.(По Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.)

Время появления звуков

(возраст)

1 - 2 года

2 - 3 года

3 – 5 лет

5 - 6 лет

Звуки

А  О  Э

П  Б  М

И  Ы  У

Ф   В

Т  Д  Н

Г  К  Х  Й

С  З  Ц

Ш  Ж

Ч   Щ

Р  Л

Работа по профилактике нарушений звукопроизношения параллельно ведется по двум направлениям:

  • Укрепление и развитие подвижности артикуляционных органов (артикуляционная гимнастика);
  • Выработка центральной воздушной струи (дыхательная гимнастика).

В данной статье рассматривается работа поукреплению и развитию подвижности артикуляционных органов (артикуляционная гимнастика).

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:

  • Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • Улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
  • Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
  • Увеличить амплитуду движений;
  • Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляторных органов;
  •  Подготовить артикуляторный аппарат к постановке звуков.
     

Если вы регулярно занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 3-4 лет, то это поможет (если нет тяжелого нарушения речи) ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям - 5-6 лет – подготовить артикуляторные органы к постановке звуков, которыми самостоятельно он освоить не смог.

Процесс формирования артикуляторных движений осуществляется как произвольный и осознанный: ребенок учится производить их и контролировать правильность выполнения. На первоначальном этапе артикуляционная гимнастика проводится следующим образом: взрослый и ребенок садятся перед зеркалом так, чтобы ребенок хорошо видел свое лицо и лицо взрослого. При этом ребенок осуществляет зрительный контроль за правильностью выполнения движений (сравнивает с образцом, данным логопедом; в зеркале контролирует собственные движения). В дальнейшем ребенок проверяет правильность выполнения на основе кинестетических (двигательных) ощущений. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

F:\Консультация Артикуляционная гимнастика\Без-имени-2.gif

Цель артикуляционной гимнастики – нужный артикуляционный уклад расчленить на элементарные движения, отработать каждое движение  отдельно с тем, чтобы соединить отдельные движения в одну сложную артикуляцию.

Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:

  • Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую;
  • Система упражнений по развитию артикуляционных движений должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений;
  • Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия;
  • Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно.

Таким образом, выполнение артикуляционной гимнастики – нелегкий труд для ребенка. Чем младше ребенок, тем ему сложнее. Наиболее естественным видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому выполнение артикуляционной гимнастики с дошкольником целесообразно проводить в виде игры, но с соблюдением правил и требований, указанными выше.

Ниже предлагается ряд игровых пособий, изготовленных учителем-логопедом. В данных пособиях использованы в переработанном виде символьные обозначения и стихотворный материал, представленный в пособии Воробьевой Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

«Восьмицветик»

F:\Консультация Артикуляционная гимнастика\восьмицветик.gif        

Лепестки «Восьмицветика» лежат на столе перед ребенком символьным обозначением вниз. Ребенок выбирает произвольно один из лепестков, вставляет его в «кармашек» «восьмицветика». Взрослый сопровождает действия ребенка соответствующим двустишием. После этого ребенок (вместе со взрослым/ самостоятельно)  выполняет указанное упражнение.

«Веселое путешествие»                                «Лабиринт»

F:\Консультация Артикуляционная гимнастика\веселое-путешествие.gifF:\Консультация Артикуляционная гимнастика\лабиринт.gif

Для игры потребуется игровое поле и фишка. Ребенок последовательно переставляет фишку  пострелкам с одного символьного обозначения на другое  и выполняет (вместе со взрослым/ самостоятельно)  соответствующие упражнения. Перед выполнением нового упражнения взрослый может зачитать соответствующий стишок.

«Кубики»

F:\Консультация Артикуляционная гимнастика\кубики.gif

Ребенок «бросает» кубик и выполняет упражнение, соответствующее символьному обозначению, выпавшему на верхней грани кубика.

«Гармошки»

F:\Консультация Артикуляционная гимнастика\гармошки.gif

Лента с символьными обозначениями упражнений сложена в виде «книжки-раскладушки». Каждый раз, переворачивая  «страничку»,  нужно выполнить соответствующее упражнение.

Ниже представлены использованные символьные обозначения и стихотворный материал к ним. Данные материалы можно распечатать и использовать при проведении артикуляционной гимнастики, изготовлении несложных пособий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей.Зачем и как делать артикуляционную гимнастику?

    Если у ребенка нарушено произношение звуков, ему необходима помощь логопеда и родителей....

Делаем артикуляционную гимнастику вместе.

Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движе...

Презентация "Артикуляционная гимнастика. Делаем вместе с нами!"

Родителям в копилку: "Артикуляционная гимнастика. Делаем вместе с нами"...

Статья на тему: "Зачем надо делать артикуляционную гимнастику?"

Зачем делать артикуляционную  гимнастику!Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для тренировки и развития подвижных органов артикуляции.Уроки у студентов факультета иностранны...

Для чего нужно делать артикуляционную гимнастику?

Специальные упражнения помогут подготовить артикуляционный аппарат (губы, язычок, челюсти, мягкое нёбо) к овладению правильным произношением звуков. Эти задания помогут деткам, у которых нарушено...

Зачем нужно делать артикуляционную гимнастику?

Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения....

Консультация для родителей «Как и зачем делать артикуляционную гимнастику"

Выполнение артикуляционныхупражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции....