Делаем артикуляционную гимнастику
методическая разработка по логопедии
В данной статье рассматривается работа по укреплению и развитию подвижности артикуляционных органов (артикуляционная гимнастика).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delaem_artikulyatsionnuyu_gimnastiku.docx | 202.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Делаем артикуляционную гимнастику»
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Не всегда родители могут своевременно обратиться к специалисту за консультацией. Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребенка звуков, ниже предлагается таблица, в которой указаны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.(По Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.)
Время появления звуков (возраст) | 1 - 2 года | 2 - 3 года | 3 – 5 лет | 5 - 6 лет |
Звуки | А О Э П Б М | И Ы У Ф В Т Д Н Г К Х Й | С З Ц Ш Ж Ч Щ | Р Л |
Работа по профилактике нарушений звукопроизношения параллельно ведется по двум направлениям:
- Укрепление и развитие подвижности артикуляционных органов (артикуляционная гимнастика);
- Выработка центральной воздушной струи (дыхательная гимнастика).
В данной статье рассматривается работа поукреплению и развитию подвижности артикуляционных органов (артикуляционная гимнастика).
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:
- Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- Улучшить подвижность артикуляционных органов;
- Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
- Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
- Увеличить амплитуду движений;
- Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляторных органов;
- Подготовить артикуляторный аппарат к постановке звуков.
Если вы регулярно занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 3-4 лет, то это поможет (если нет тяжелого нарушения речи) ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям - 5-6 лет – подготовить артикуляторные органы к постановке звуков, которыми самостоятельно он освоить не смог.
Процесс формирования артикуляторных движений осуществляется как произвольный и осознанный: ребенок учится производить их и контролировать правильность выполнения. На первоначальном этапе артикуляционная гимнастика проводится следующим образом: взрослый и ребенок садятся перед зеркалом так, чтобы ребенок хорошо видел свое лицо и лицо взрослого. При этом ребенок осуществляет зрительный контроль за правильностью выполнения движений (сравнивает с образцом, данным логопедом; в зеркале контролирует собственные движения). В дальнейшем ребенок проверяет правильность выполнения на основе кинестетических (двигательных) ощущений. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.
Цель артикуляционной гимнастики – нужный артикуляционный уклад расчленить на элементарные движения, отработать каждое движение отдельно с тем, чтобы соединить отдельные движения в одну сложную артикуляцию.
Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:
- Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую;
- Система упражнений по развитию артикуляционных движений должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений;
- Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия;
- Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно.
Таким образом, выполнение артикуляционной гимнастики – нелегкий труд для ребенка. Чем младше ребенок, тем ему сложнее. Наиболее естественным видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому выполнение артикуляционной гимнастики с дошкольником целесообразно проводить в виде игры, но с соблюдением правил и требований, указанными выше.
Ниже предлагается ряд игровых пособий, изготовленных учителем-логопедом. В данных пособиях использованы в переработанном виде символьные обозначения и стихотворный материал, представленный в пособии Воробьевой Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
«Восьмицветик»
Лепестки «Восьмицветика» лежат на столе перед ребенком символьным обозначением вниз. Ребенок выбирает произвольно один из лепестков, вставляет его в «кармашек» «восьмицветика». Взрослый сопровождает действия ребенка соответствующим двустишием. После этого ребенок (вместе со взрослым/ самостоятельно) выполняет указанное упражнение.
«Веселое путешествие» «Лабиринт»
Для игры потребуется игровое поле и фишка. Ребенок последовательно переставляет фишку пострелкам с одного символьного обозначения на другое и выполняет (вместе со взрослым/ самостоятельно) соответствующие упражнения. Перед выполнением нового упражнения взрослый может зачитать соответствующий стишок.
«Кубики»
Ребенок «бросает» кубик и выполняет упражнение, соответствующее символьному обозначению, выпавшему на верхней грани кубика.
«Гармошки»
Лента с символьными обозначениями упражнений сложена в виде «книжки-раскладушки». Каждый раз, переворачивая «страничку», нужно выполнить соответствующее упражнение.
Ниже представлены использованные символьные обозначения и стихотворный материал к ним. Данные материалы можно распечатать и использовать при проведении артикуляционной гимнастики, изготовлении несложных пособий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей.Зачем и как делать артикуляционную гимнастику?
Если у ребенка нарушено произношение звуков, ему необходима помощь логопеда и родителей....
Делаем артикуляционную гимнастику вместе.
Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движе...
Презентация "Артикуляционная гимнастика. Делаем вместе с нами!"
Родителям в копилку: "Артикуляционная гимнастика. Делаем вместе с нами"...
Статья на тему: "Зачем надо делать артикуляционную гимнастику?"
Зачем делать артикуляционную гимнастику!Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для тренировки и развития подвижных органов артикуляции.Уроки у студентов факультета иностранны...
Для чего нужно делать артикуляционную гимнастику?
Специальные упражнения помогут подготовить артикуляционный аппарат (губы, язычок, челюсти, мягкое нёбо) к овладению правильным произношением звуков. Эти задания помогут деткам, у которых нарушено...
Зачем нужно делать артикуляционную гимнастику?
Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения....
Консультация для родителей «Как и зачем делать артикуляционную гимнастику"
Выполнение артикуляционныхупражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции....