"Влияние пальчиковых игр на развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"
консультация по логопедии (младшая группа)
Мелкую моторику рук развивают:
- пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
- массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
- народные игры с ладошками;
- игры с природным материалом;
- игры с предметами домашнего обихода;
- пальчиковый театр.
Пальчиковые игры – это чрезвычайно полезная забава для детей в возрасте 3-4 лет. Она помогает развивать у деток мелкую моторику рук, стимулирует к развитию все мышцы в руке ребенка. У малышей в этом возрасте еще не окончено формирование косных тканей запястий и фаланг, поэтому все действия они выполняют очень медленно. Чтобы помочь малышу обрести ловкие руки, нужно стимулировать развитие мелкой моторики рук.
Именно тут на помочь приходят пальчиковые игры. Помимо вышеописанных функций, пальчиковая гимнастика позволяет установить тесный психологический контакт с малышом, родители смогут играть с ребенком, одновременно с этим малыш будет получить удовлетворение от общения с родителями и различные сенсорные впечатления. Со временем во время упражнения будет развиваться внимание, и ребенок научится сосредотачиваться.
С помощью постоянного речевого взаимодействия со взрослыми и со сверстниками ребенок двух-трех лет из биологического существа по всем поведенческим и психологическим качествам постепенно превращается в человека, а позже - в личность. И опять-таки важную роль в этом процессе играет собственный подход педагога, его умение общаться с ребенком. Развитие познавательных процессов и речи поможет малышу ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы общечеловеческого поведения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры г. м. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
- Взрослый обязательно должен демонстрировать то, что он увлечен игрой, но в этот процесс нужно вовлекать и ребенка.
- Не бойтесь использовать одну и ту же игру несколько раз, ребенок постепенно выучит текст и сможет повторять его сначала частично, а потом и целиком.
- Практикуя пальчиковые игры, не ставьте перед ребенком 3-4 лет несколько задач одновременно. У деток объем внимания очень ограничен и слишком сложное задание может расстроить ребенка.
- Играя, старайтесь заинтересовать малыша, чтобы он пел вместе с вами, не замечайте его небольшие ошибки и хвалите за успехи.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения по лексическим темам.
В группу пришли дети "домашние" у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
В группе была создана необходимая предметно - развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно. Я постаралась создать окружающую среду детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в то же время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь я создала все условия для игровой деятельности. Для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи ( игры дидактические "Шнуровки", " Пазлы", "Застежки", "Волшебные бусины" и многое другое ).
В течение года наполняемость полки обновляется, цели и задачи игры усложняются .
Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики физкультминутки на занятиях и утреннюю гимнастику играет положительную роль на развитие речи детей. Создание картотеки пальчиковых игр с лексическими темами, которые использую на занятиях и в режимных моментах.
Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики. При обучении детей самомассажу использую массажные движения по ладоням и кистям рук (от кончиков пальцев к запястьям). После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания, выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом .
Шнуровки отлично развивают мелкую моторику, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. На ряду с магазинными образцами, я использую самодельные образцы.
Мозаика. Игры-мозаики являются еще одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих особенностей ребенка. Для детей младшего школьного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками, для детей постарше можно использовать мелкие фишки .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr_dlya_detey_2.docx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития...
«Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста»
Цель: Сформировать у детей основы речевого развития с применением пальчиковых игр....
"Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"
Сасообразование воспитателя...
Отчёт по теме самообразования «Пальчиковые игры -основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи? Чтобы ответить на эт...
"Пальчиковые игры- основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"
Программа по самообразованию 2022-2023 учебный год. Группа детей ранего возраста....
статья "Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста."
В статье освящены вопросы развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста. Представлены некоторые комплексные методы развития мелкой моторики и речи....
Мастер-класс Тема: Пальчиковые дорожки в развитии речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».
Цель: создание условий для профессионального общения, распространения опыта развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых дорожек....