Упражнения по профилактике нарушений оптических функций у старших дошкольников с ТНР.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Суховская Елена Викторовна

Содержание упражнений по профилактике нарушений оптических функций у старших дошкольников с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание упражнений по профилактике нарушений оптических функций у старших дошкольников с ТНР

  Виды работ, направленные на восприятие цвета, формы, размера и величины предметов:

  1. Назвать предметы на картинке и раскрасить их в соответствующие цвета.

  2. Рассмотреть предметы вокруг себя и назвать, что какого цвета (6-8 предметов).

  3. Соотнесение формы фигур и предметов (рассмотреть картинки и назвать предметы, похожие на квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал).

  4. Сравнение пар предметов по размеру (рассмотреть картинки и расставить цифры от 1 до 4  в пустые квадратики справа от предметов в порядке увеличения (уменьшения) их размера; сравнение предметов из окружающего пространства).

  5. Подбор антонимов к словам, обозначающих величину предметов (высокий – низкий, тонкий – толстый, широкий – узкий, длинный – короткий).

  6. Называние контурных и силуэтных изображений.

  7. Назвать предметы, изображенные пунктиром.

  8. Называние перечеркнутых изображений.

  9.  Называние наложенных изображений (фигуры Поппельрейтера).

  10. Называние незавершенных изображений.

  11. Называние химерных изображений. В случае, если ребенок не сразу видит «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?». 

  12. Называние предметов в перевернутом виде.

  13. Нахождение фигуры среди других.

  14. Дорисовывание незаконченных контуров геометрических фигур.

  15. Дорисовывание симметричных изображений.

  16. Выбрать из предложенных вставок ту, которая заполнит пробел общей схемы (по Равену).

17. Выбрать из предложенных вставок ту, которая подходит по цвету, форме и величине.

 

Виды работ, направленные на развитие зрительного анализа и синтеза:

  1.  Игра «Найди отличия».

  Ребенку показывают две картинки. «Как ты думаешь, почему эта картинка выглядит иначе, чем эта (показать)?». При затруднениях ребенку помогают: «Что нарисовано на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?».

  2. Игра «Найди, кто с кем дружит».

Ребенку предлагают посмотреть на картинку и , следя только глазами, сказать , кто с кем дружит. (Помоги Мише найти свою машину; помоги медвежонку найти свой шарик.)

  3. Ребенку предлагается по образцу и по памяти сложить картинку из пазлов.

  4. Ребенка просят сложить из детских кубиков по образцу какой-либо несложный предмет.

 

Виды работ, направленные на развитие зрительной памяти:

  1. Игра «Заметь все»

  На наборном полотне логопед выставляет в один ряд картинки с изображением самых разных предметов.  Затем изображения закрываются и ребенок должен перечислить их в той последовательности, в которой они были представлены.

  2. Игра «Сделай, как я!»

Логопед выкладывает за ширмой из заранее оговоренного количества палочек произвольную композицию, затем на несколько секунд показывает ее ребенку. Далее ребенок по памяти должен выложить из своих палочек точно такую же фигуру.

  3. «Запомни картинки»

Ребенку предлагают посмотреть на картинку и запомнить предметы, которые на ней изображены, затем картинку убирают и ребенок вспоминает.

  4. Игра «Чего не стало?» На столе раскладываются 5-6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем логопед убирает одну, а ребенок должен отгадать, какой игрушки не стало.

  5. Запоминание ряда геометрических фигур.

  6.Запомнить буквы, цифры, а затем выбрать их среди других.

  7. Разложить буквы, цифры, геометрические фигуры в первоначальной последовательности.

  8. Игра «Что изменилось?» Логопед раскладывает 4-5 картинок и предлагает ребенку запомнить их последовательность. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ребенок должен определить, что изменилось, и восстановить первоначальное расположение картинок.

  9. Игра «Фотоаппарат детектива»

Логопед предлагает ребенку представить, что он фотограф. Необходимо «сфотографировать» и запомнить предметы, лежащие на столе. Затем ребенок закрывает глаза и перечисляет все, что удалось запомнить.

Виды работ, направленные на развитие пространственного восприятия и представлений:

Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей:

  1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться, назвать руку.

  2. Показать левую (правую) руку по команде.

  3. Дифференциация правой и левой руки.

  4. Пробы «Хэда»: Покажи правой рукой левое ухо, левой рукой – правую щеку, правой рукой – правую бровь, левой рукой – правую коленку, левой рукой – правое ухо и т.д.;

показ названных частей тела напротив сидящего.

  5. Определить и назвать, какой рукав у пиджака правый, а какой левый; какая штанина у джинсов правая, а какая левая; какая брючина у брюк правая, а какая левая; какой рукав у платья левый, а какой правый.

  6. Дорисовать портрет мальчика и назвать его части.

  7. Определить правый и левый отпечаток руки на песке.

Ориентировка в окружающем пространстве:

  1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку.

  2. Игра «Что справа, что слева».

  3. Рассмотреть картинку с изображениями животных. Под каждым животным нарисовать, куда оно смотрит: вправо или влево.

  4.Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.

  5. Ребенку предлагается рассмотреть предметы и определить их местоположение.

  6. Определение своего положения относительно предметов.

  7. Узнавание букв на картинках и в геометрических фигурах.

Ориентировка на плоскости:

   1. Пространственный диктант.

Ребенку предлагается в соответствии с инструкциями  логопеда на листе бумаги разложить геометрические фигуры.

  2. Графический диктант.

Ребенку дается лист А-4, в центре которого нарисован домик.

Инструкция: «Нарисуй в верхнем правом углу солнышко, в левом верхнем углу несколько птичек, на правом скате крыши трубу, из которой идет дым, перед домом нарисуй небольшой пруд, справа от домика забор, около домика слева сад, в левом нижнем углу будку для собаки, в правом нижнем машину, позади дома слева собаку».

  3. Игра «Волшебный карандаш»

Логопед предлагает продолжить рисунок:

- справа;

- слева;

- нарисовать «вишенки» внизу;

- нарисовать «вишенки» вверху.

  4. «Улицы волшебного города»

Логопед предлагает внимательно рассмотреть план улиц волшебного города (каждая улица имеет свой цвет и соответствующее ему название). Ребенок должен придумать и  изобразить на плане с помощью стрелок, в каком направлении шел по улицам Незнайка, а затем рассказать логопеду о его передвижении.

  5. Работа над пространственными предлогами на, в, под, около, из, за, перед, около, над в ходе выполнения упражнений с различными предметами (например: один карандаш положить на коробку, другой поставить в коробку, третий – под коробку, четвертый – за коробку).

Виды работ, направленные на развитие буквенного гнозиса  (восприятие размера, величины букв, дифференциацию расположения элементов букв):

  1. Называние заглавных и строчных печатных букв, предъявленных «вразбивку» (без употребления алфавитных названий).

  2. Нахождение буквы среди ряда других букв.

  3. Нахождение букв, сходных по начертанию; заштрихованных; изображенных пунктиром; недописанных; наложенных друг на друга; стилизованных; необычно расположенных в пространстве.

  4. Называние правильно и неправильно изображенных печатных букв.

  5. Обвести контурные изображения букв.

  6. Дописать букву.

  7. На фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.

  8. Конструирование печатных букв из элементов.

Виды работ, направленные на развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса

1. Найти фигуру, букву в ряду сходных.

2. Сконструировать букву из предъявленных элементов.

3. Реконструкция букв с помощью добавления, убавления и замены элементов.

4. Определение сходства и различия фигур.

5. Показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально.

6. Определить различия сходных букв, различающиеся лишь одним элементом.

7. Определить различия сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве.

8. Прорисовывание букв в воздухе.

9. Рисование букв по манной крупе.

10. Выкладывание букв на ковролинографе с помощью ниток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников. Новые игровые приемы и методы»

Письменная речь  -умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей....

Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников

Современные дети с трудом ориентируются в схеме собственного тела, не совсем правильно определяют своё положение в пространстве относительно других предметов, у них затруднена ориентировка на листе бу...

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...

Сценарий мастер – класса на конкурс на тему: «Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников на приёме дифференциации букв Ш-Щ с использованием игрового метода тестопластики»

Задачи:Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами профилактики  оптической дисграфии  через игровые приемы  тестопластики;вовлечь присутствующих в совместную ...