Презентация на тему: "Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков".
презентация по логопедии
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_shipyashchih_zvukov.pptx | 620.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Организация проведения артикуляционной гимнастики 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом.
Правильная артикуляция звуков «Ш», «Ж», «Щ», «Ч»
Артикуляция звука «Ш» Губы выдвинуты вперёд и округлены, между зубами небольшая щель, кончик языка и передняя часть спинки языка подняты (но не касаются ни альвеол, ни резцов) и образуют щель. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята (вторая щель). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык в форме чашечки. Голосовые складки разомкнуты.
Артикуляция звука «Ж» Точно такая же, как при произношении звука Ш. Отличие лишь в том, что голосовые складки сомкнуты (Ж – звонкий звук).
Артикуляция звука «Щ» Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха. Голосовые складки разомкнуты.
Артикуляция звука «Ч» Губы округлены, слегка выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель. Кончик языка и передняя часть спинки подняты. В первый момент артикуляции прижимаются к переднему краю твёрдого нёба, затем (второй момент артикуляции) передняя часть спинки отходит от места смычки, образуя щель с твёрдым нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты.
Упражнение «Бублик» При сжатых зубах губы собрать в круг, чтобы резцы были видны. Губы не поджаты, а вытянуты. Положение фиксируется на несколько секунд.
Упражнение «Блинчик» Полностью расслабленный плоский язычок укладывается на нижнюю губу, должна получиться форма блинчика. Рот приоткрыт в улыбке. Положение фиксируется на несколько секунд. Цель – научить выполнять упражнение без напряжения, язычок не должен дрожать и двигаться, удержание должно быть легким.
Упражнение «Вкусное варенье» Приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз . Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.
Упражнение «Чашечка» Улыбнувшись, приоткроем рот и выдвинем вперед язык. Боковые и передний края языка при этом подняты, но не касаются зубов. Когда это упражнение будет легко даваться малышу, в такую чашечку можно положить кусочек конфетки и попросить ребенка подержать язычок-чашечку под счёт до 10. Важно, чтобы язычок-чашечка не касался нижней губы.
Упражнение «Грибок» Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Упражнение «Фокус» Кладём на кончик носа ватный шарик, язычок принимает форму чашечки, теперь приоткрыв рот, поднимаем широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и дуем на ватку. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Важно, чтобы работал только язык.
Упражнение «Мыльные пузыри» Понадобится флакон мыльных пузырей. Вытянем губы вперед трубочкой и длительно подуем. Важно, чтобы малыш не надувал щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Кроме того, обязательно напоминаем ребёнку, что вдыхать нужно носом, а выдыхать через рот. Выдувать мыльные пузыри необходимо на одном выдохе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков".
Информация будет полезна для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ....
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психи...
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков
Буклет для воспитателей и родителей...
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков
Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляторного аппарата к постановке шипящих звуков...
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.
Артикуляционная гимнастика помогает подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука....
Презентация: "Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков"
Почему у детей возникают проблемы со звукопроизношением? Для того чтобы у ребенка образовался нужный звук, его губы, зубы и язык должны принять определенное положение - артикуляционный уклад. Пр...
Презентация "Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков"
Артикуляционная гимнастика...