Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.
методическая разработка по логопедии на тему
Артикуляционная гимнастика помогает подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_uprazhneniy_dlya_shipyashchih_zvukov.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш ж, ч, щ)
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
Наказать непослушный язык
Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Сделать язык широким.
Методические указания.
Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Приклей конфетку
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Краткое описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире чем на 1,5—2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Грибок
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
Методические указания.
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Кто дальше загонит мяч?
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Вкусное варенье
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Гармошка
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания.
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Фокус
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков".
Информация будет полезна для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ....
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психи...
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков
Буклет для воспитателей и родителей...
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков
Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляторного аппарата к постановке шипящих звуков...
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков
Презентация...
Презентация: "Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков"
Почему у детей возникают проблемы со звукопроизношением? Для того чтобы у ребенка образовался нужный звук, его губы, зубы и язык должны принять определенное положение - артикуляционный уклад. Пр...
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков
Стихотворные четверостишия к артикуляционной гимнастике способствующей формированию арттикуляционных укладов, необходимых для постановки шипящих звуков...