Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Звуковая культура речи"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Игры и пособия по звукововй культуре речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 899.43 КБ |
![]() | 12.95 КБ |
![]() | 13.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 ЭТАП Артикуляционная гимнастика Цель речевой гимнастики – формирование определенного положения и подвижности органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков. С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к их выполнению невелик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции.
В средней группе требования к выполнению упражнений повышаются. По-прежнему используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. В старшей группе следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одной позы на другую Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу. Чищу зубы, Чищу зубы И снаружи, И внутри. Не болели, Не темнели, Не желтели чтоб они
2 ЭТАП Развитие фонематического слуха. Физический слух - это способность слышать окружающие звуки. (шум дождя, скрип двери, шуршание листвы) Речевой слух - это наивысшая способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать. Фонематическое слух - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. (лак – рак, шапка – сапка).
Вопрос о развитии у ребёнка ФС остро встаёт при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей 6-7 лет произвести звуковой анализ слова. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.
1этап Узнавание неречевых звуков
2 этап Различение звуков речи по тембру, силе и высоте . Примерный перечень игр: - Кто позвал? Водящий стоит спиной, дети по очереди называют его имя. Водящий на слух определяет, кто его позвал. Усложнение: водящий произносит то тихо, то громко «Ау», а дети определяют далеко или близко он находится. - детям показывают игрушку-котенка, просят запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко) и далеко (тихо). Затем меняя силу голоса, взрослый произносит «мяу», а дети отгадывают, далеко или близко котенок. Аналогично: «Пароход гудит», «Какая дудочка играет?» (большая или маленькая), «Кто плачет?» (мальчик низким голосом А-А-А, девочка высоким) . - «Три медведя» (низкий, средний, высокий голос) - «Кто в домике живет?» (звукоподражание животным с разной высотой голоса).
3 этап Различение сходных по звучанию слов
4 этап Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Определение: количества звуков - (звуковая линейка); последовательности звуков; места звуков.
Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор»
Дидактическая игра «Слоговые домики»
. Развивая фонематический слух, вы облегчаете ребенку процесс освоения чтением и письмом.
План работы по всем группам со звуками Младшая группа: А, у, о, и, э, п, б, м, ф, в Средняя группа: Т, д, н, г, к, х, ы, с, с ’ , з, з ’ , ц Старшая группа: Ш, ж, ч, щ, л, л ’ , р, р ’ , я, ю, е, ё
Подготовительная группа: Дифференциация всех согласных (с- c’ , з-з ’ , с-з, …) В ыделять звук из слова Делить слово на части и составлять из частей слова Д елить предложения на слова и составлять из слов предложения
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по звуковой культуре речи для воспитателей ДОУ
Слайд 1:
Чтобы ребенок был успешным в школе, он должен быть коммуникабельным, уметь общаться. Для этого он должен слышать, различать, произносить все звуки. Воспитатель проводит занятия по звуковой культуре речи раз в месяц – фронтальное, и включает во все занятия по развитию речи, и познавательные как часть (3-5 мин).
Слайд 2:
В каждой группе должны быть индивидуальные зеркала на каждого ребенка.
«Птенчик»: открывать рот и положить язык на губы.
«Корова»: жует траву (губы не размыкать).
«Змейка любопытная»
«Часики»
«Паровозик»
«Обезьянки»: любят строить гримасы, оттопыривать нижнюю челюсть и прятать за верхнюю.
Слайд 6:
Используются игры «Мерсибо».
В кругу «кто позвал», за ширмой «что звучит».
Слайд 7:
Такие игры как «Поймай звук», «Топни хлопни», «Звучит не звучит» можно проводить с мячом.
«Идем по лесенке» (сила и высота), «Скатись с горки».
Слайд 8:
«Договори словечко», «Исправь ошибку» (стихотворение), придумывание слов с начального и конечного слогов (Ла- - ландыш, лампа; -ша - каша, наша…).
Слайд 9:
Выкладывание палочек, камушек, пуговиц по количеству слогов в слове и звуков.
«Поймай слово».
Слайд 11:
«Цепочка слов», «Слова заблудились».
Слайд 14:
Игры:
«Колечко-колечко» (Колечко-колечко, выйди на крылечко, назови словечко!); «Волшебный мешочек»;
«А что у вас?» (Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел, Петя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Тут сказал ребятам Вова просто так: «А у меня в кармане гвоздь, а у вас?»…);
«Робин-Бобин Барабек» скушал сорок человек, и корову, и быка, и кривого мясника, а потом и говорит: У меня живот болит.
«Угости сластену».
Предварительный просмотр:
Игра «Эрудиты»
Для детей старшей группы
Цель игры: Развивать фонематический слух, речевое внимание.
Вопросы и задания:
- Какой первый звук в слове «Ёлка»?
- Какой последний звук в слове «Дождь»?
- Назови братца звука «р»?
- Назови товарища звука «ф»?
- Какой звук в слове «машина» произносится дольше всего?
- Скажи слово «самолёт» и выдели в нем звук «л’»?
- Назови слово, которое начинается с последнего звука слова «стол»?
- Назови слово, которое начинается с первого звука слова «ракета»?
- Назови транспорт, в названии которого есть звук «л’»?
- Назови музыкальный инструмент, в названии которого есть звук «р’»?
- Назови цветок, в названии которого есть звук «ш»?
- Назови слово, которое заканчивается на звук «т»?
- Назови слово, которое начинается со звука «з’»?
- Назови слово, которое начинается со звука «с’»?
Скороговорка – проговори на одном выдохе:
От топота копыт пыль по полю летит.
Игра «Эрудиты»
Для детей подготовительной группы
Цель игры: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, речевой аппарат.
Вопросы и задания:
- Чем отличается слово «Кон» от слова «Конь»?
- Чем отличается слово «Угол» от слова «Уголь»?
- Назови ударный звук в слове «Ветер»?
- Назови слово, которое начинается со звука «й»?
- Какое правило ты знаешь про звук «й»?
- Назови братца звука «ф’»?
- Назови товарища звука «ф»?
- Какой первый звук в слове «зеленый»?
- Назови слово, которое начинается со слога «те»?
- Назови домашнее животное, в названии которого есть звук «р»?
- Назови цветок, в названии которого есть звук «л’»?
- Назови фрукт, в названии которого есть звук «л’»?
- Звук «д» произносится звонко, с голосом?
- Звук «с’» произносится звонко, с голосом?
- Сколько слогов в слове «паровоз»?
- Сколько слогов в слове «колокольчик»?
Скороговорка – проговори на одном выдохе:
Коси коса, пока роса,
Роса долой, и мы домой.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/10/img-0cb46ed15e7d4b5708bbbb654bf8df5c-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/10/img-4ff3a6c7ec5380f1b07649a106a2678e-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/10/img-6d9e75593ec399a62a29e6378dd1d9ce-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/10/img-111ef0fba90b01aee5245dfb09ecf75b-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/10/img-04890913fee60e3aff1b8c2725931f70-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/10/img-f7de240da548a1140a9de094bbf608ab-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/10/img-f502add2d94227961182a18bdcda52cc-v.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/10/img-fff3769c06433c7b5e0253a174544a19-v.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/06/picture-646133-1441560313.jpg)
Методическая разработка. Мастер-класс для родителей : " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"
Мастер-класс для родителей на тему: " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой культуры речи детей ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/11/picture-1166309-1570748240.jpg)
Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»
Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/25/picture-1206293-1614274013.jpg)
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/17/picture-1322569-1615978570.jpg)
Мастер-класс "Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями"
Совершенствование знаний педагогов о взаимодействие инструктора по физкультуре и воспитателей ДОУ по развитию у дошкольников основных видов движения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-345037-1482240430.jpg)
Мастер - класс «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя» Мероприятие предназначено для воспитателей всех возрастных групп
Мастер - класс«Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя»Мероприятие предназначено для воспитателей всех возрастных групп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/06/picture-1351930-1633512177.jpg)
Мастер-класс "Организация работы воспитателя по развитию речи с неговорящими детьми"
В мастер-классе раскрыта актуальность темы. Освещены этапы становление речи в онтогенезе, а также причины возникновения речевых нарушений. Представлены две методики по запуску речи. Даны рекомендации ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/25/picture-944740-1506359521.jpg)
Выступление на педсовете с элементами мастер - класса "Раздаточный материал по звуковой культуре речи "Где живёт звук?""
Мастер - класс по звуковой культуре речи...