Мастер-класс "Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями"
консультация по физкультуре

Чернятьева Татьяна Борисовна

Совершенствование знаний педагогов о взаимодействие инструктора по физкультуре и воспитателей ДОУ по развитию у дошкольников основных видов движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_instruktora_s_vospitatelyami.docx26.7 КБ
Файл vzaimodeystvie.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями

     Цель: совершенствование знаний педагогов о взаимодействие инструктора по физкультуре и воспитателей ДОУ по развитию у дошкольников основных видов движения.

     Задачи:

    -  Совершенствовать знания педагогов по подготовке детей и проведению занятий по физкультуре;

    -  Знакомить педагогов с требованиями к воспитателю в совместной работе по вопросам физического воспитания;

    - Вызывать желание постоянного сотрудничества педагогов с инструктором по физкультуре в ДОУ.

       

     Оборудование: мячи разноцветные, игрушка, гимнастическая скамейка, мешочки для ходьбы.

        Инструктор. Добрый день, уважаемые коллеги! Цель физического воспитания в детском саду – своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств. Физическое воспитание неразрывно связано со здоровьем. Тему сегодняшнего мастер – класса вы узнаете, разгадав кроссворд.

         

     Кроссворд.

1.Способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестаивать их в соответствии с меняющейся обстановкой. (Ловкость.)

2. Способность определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений. (Глазомер.)

3. Способность сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений на повышенной, пониженной и ограниченной площади опоры. (Равновесие.)

4. Степень напряжения мышц при сокращении. (Сила.)

5. Стадия прыжка, следующая за стадией полета. (Приземление.)

6. Способность человека выполнять физические упражнения максимально долго. (Выносливость.)

7. Одно из первичных свойств нервной системы, заключающееся в способности быстро реагировать на изменения во внешней среде. (Подвижность.)

8. Хищное млекопитающее семейства кошачьих, талисман Олимпиады в Сочи. (Леопард)

9. Предмет, который забивают в ворота при игре в хоккей. (Шайба.)

10. Страна, в которой состоялись зимние Олимпийские игры. (Россия.)

11.Способность человека выполнять движения за кратчайшее время. (Быстрота.)

12. Расстояние между занимающимися. (Интервал.)

13. Способность достигать наибольшей величины амплитуды движений отдельных частей тела в определенном направлении. (Гибкость.)

14. Изменение строя или размещение занимающихся. (Перестроение.)

Слово в выделенных клетках – взаимодействие.

Инструктор. 

          Слаженность в работе – залог хорошего результата. Данное правило действует в любом коллективе, в том числе и педагогическом, ведь деятельность всех педагогов и специалистов направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей. Эффективность физкультурной работы в ДОУ обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физкультуре и воспитателя.

          Физкультурные занятия – основная форма организации физического воспитания в детском саду. Чтобы физкультурное занятие прошло эффективно, необходимы слаженные действия инструктора по физкультуре и воспитателя.

         Хочу напомнить функции инструктора по физкультуре и воспитателя в процессе организации физкультурной работы в ДОУ.

СЛАЙДЫ №3, №4

СЛАЙД № 5

ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

(в соответствии с единым квалификационным справочником должностей работников образования)

  • Приоритетные направления развития образовательной системы;
  • Программное содержание и методические рекомендации по физическому воспитанию дошкольников данной возрастной группы; методику физического воспитания дошкольников, требования техники безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • Инструкцию по охране жизни и здоровья ребёнка;
  • Формы и методы мониторинга по физическому развитию детей;
  • Группы здоровья детей;
  • Планирование и организацию самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке и в группе;
  • Контроль физической нагрузки детей по внешним признакам утомления;
  • Основы безопасности детей в процессе ООД по физической культуре;
  • Правила информации родителей об уровне физического развития детей.

Этапы подготовки к ООД по физической культуре

  • При подготовке к ООД по физической культуре воспитатель ОБЯЗЯТЕЛЬНО переодевается в спортивную форму: футболка, спортивные брюки, носки (для занятий в спортивном зале с ковровым покрытием);
  • Отслеживает готовность детей к ООД по физической культуре: футболка, шорты, носки или гольфы. Волосы у девочек должны быть убраны в аккуратную прическу, что бы все дети сходили в туалет. Отсутствие у детей в руках игрушек;
  • Перестраивает детей по росту от самого высокого до самого низкого;
  • В спортивный зал являются по расписанию;

В зал входят организованно (в колонне по одному) и выполняют построение в указанном инструктором месте

         Воспитатель – активный участник воспитательно – образовательного процесса на физкультурном занятии, поэтому ему необходимо знать методику обучения движениям, особенности выполнения движений, технику выполнения, педагогические требования при обучении.

Давайте вспомним, что же такое ОВД?

СЛАЙД №6

         ОВД подразделяются на циклические и ациклические. 

         Для циклических движений характерно постоянное выполнение однообразных циклов, когда все его отдельные части возвращаются в исходное положение. К ним относятся ходьба, бег, ползание и лазание. Эти движения быстро осваиваются и автоматизируются.

          В ациклических движениях повторных циклов нет. Каждое движение состоит из двигательных фаз, следующих в определенной последовательности. Движения этого типа дольше осваиваются, имеют более сложную координацию. К ним относятся метание и прыжки.

          Обучение ОВД строится с учетом дидактических принципов.

СЛАЙД №7

  1. Сознательности и активности. 2. Доступности и индивидуализации. 3. Наглядности. 4. Систематичности. 5. Прогрессирования.)

         1. Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные задачи. Он связан с принципом активности, заключающимся в том, чтобы дети большую часть занятия выполняли различные виды движений и заинтересованно воспринимали двигательные задания.

         2. Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных различий. Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при выполнении ОВД, но без нарушения оздоровительного эффекта, т.е. при переходе к более трудным вариантам ОВД нужно соблюдать постепенность.

         3. У дошкольников мышление конкретное, а двигательные опыт ещё мал. Поэтому при развитии ОВД нужно привлекать все анализаторы ребенка и применять разнообразные приемы: в младшем дошкольном возрасте – имитацию, зрительные и звуковые ориентиры, показ упражнений; для старших дошкольников – зрительные и слуховые ориентиры, наглядные пособия, показ упражнений с одновременным объяснением.

        5. При соблюдении данного принципа  нужно совершенствовать ОВД через такой промежуток времени, чтобы эффект последующего его совершенствования наслаивался, закрепляя и развивая вызванные усложнения в ОВД.

         6. Принцип предполагает возрастающий уровень сложности ОВД.

          Существуют разные способы организации детей во время развития и обучения ОВД. Какие способы организации детей во время обучения и развития ОВД вам известны?

Участники отвечают.

СЛАЙД №8

        Верно! Фронтальный, поточный, индивидуальный – для развития и совершенствования ОВД; групповой для обучения.

         При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников. 
       
При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой. 
       
Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент. 

         При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку.

        Таким образом, при организации детей во время обучения и развития ОВД, вне зависимости от выбранного способа, важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программное содержание.

        Сейчас мы на практике рассмотрим особенности взаимодействия инструктора и воспитателя при выполнении ОВД – катании, ходьбе и развитии равновесия.

Катание

(младший дошкольный возраст)

        Проводится фрагмент обучающего занятия с воспитателями, которые работают с детьми младшего дошкольного возраста. Один из участников выполняет роль воспитателя, остальные детей. Участники прокатывают мячи друг другу из положения сидя ноги врозь в прямом направлении на расстоянии 1-1,5 м.

(старший дошкольный возраст)

         Проводится фрагмент обучающего занятия с воспитателями, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Участники прокатывают набивной мяч друг другу из разных и.п. на расстоянии 2 – 2,5 м.

Ходьба и равновесие

(младший дошкольный возраст)

          Воспитатели, работающие с детьми младшего дошкольного возраста, ходят по гимнастической скамейке, за руку их придерживает один их участников.

(Старший дошкольный возраст)

         Воспитатели, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, ходят по гимнастической скамейке приставным шагом с мешочком на голове.

Инструктор. Какие еще два вида ОВД мы не рассмотрели?

Участники. Ползание и прыжки.

Инструктор. Давайте вспомним, как усложняется каждый вид движения в каждой возрастной группе?

Участники отвечают.

        Воспитателю какой группы принадлежит самая активная роль на занятии?

Участники отвечают.

        Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Он помогает детям во всем, начиная со входа в зал и построения их в шеренгу и заканчивая выходом из зала. В средней, старшей и подготовительной к школе группах воспитатель помогает инструктору в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря. Во время выполнения ОРУ и ОВД воспитатель следит за и.п. детей и качеством выполнения движений, делает по необходимости замечания или поощряет тех, кто лучше справился с заданием.

        Совершенствуют и закрепляют ОВД и во время проведения подвижных игр. Инструктор по физической культуре разучивает на занятии игру, а воспитатель во время прогулки или их двигательной активности повторяют и закрепляют игру.

Задание «Подвижные игры»

         Участникам необходимо вспомнить подвижные игры и ОВД, которые в них присутствуют. Инструктор называет игру, участники называют возрастную группу, в которой проводится эта игра, и ОВД.

«Беги ко мне». (2-я младшая группа; бег по сигналу.)

«Мыши в кладовой» (2-я младшая группа, подлезание под шнур)

«Перелет птиц» (средняя группа, влезание на гимнастическую стенку)

«Зайцы и волк» (средняя группа, прыжки, бег)

«Медведь и пчелы» (старшая группа, влезание на гимнастическую стенку)

«Удочка» (старшая группа, прыжки)

«Мы веселые ребята» (подготовительная группа к школе, бег)

«Охотники и утки» (подготовительная группа к школе, метание, бег)

          Во время подвижных игр воспитатель следит, чтобы дети правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.

         Умения, знания, и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей.

        Постоянная совместная работа инструктора по физической культуре и воспитателя группы скорее приведет к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.

         Нужно стремиться, чтобы работа по физическому воспитанию не сводилась к набору неких показателей физического развития детей, а привила дошкольникам любовь к спорту и движению на всю жизнь, чтобы занятия физкультурой остались полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни был насущной потребностью.

СЛАЙД №

 Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, воспитатель в тесном контакте с инструктором организует в группах и на участке развивающую двигательную среду, учитывая возрастные особенности детей и их интересы.

         СЛАЙД №

При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и т. д. воспитатель– незаменимый помощник для инструктора по физической культуре. 

Процесс подготовки к празднику сплачивает детей и педагогов единством цели и общими задачами. Подготовка к празднику – это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. д.

Конечно, организует и проводит занятие специалист. Задача воспитателя – помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, помогать ослабленным детям, следить за качеством выполнения упражнений и соблюдением дисциплины.

После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Он закрепляет с детьми новые двигательные навыки в течении дня (в часы игр и прогулок), активизирует малоподвижных дошкольников, организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала.

СЛАЙД №

 Модель взаимодействия инструктора по физической культуре

  • С заведующим, зам. заведующего – создает условия для физкультурно-оздоровительной работы, координируют работу педагогов.
  • С медицинской сестрой – участвует в проведении лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу среди педагогов и родителей.
  • С воспитателем – способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры, профилактики заболеваний.
  • С музыкальным руководителем – участвует в двигательном развитии детей, способствует развитию чувства ритма, темпа, речевого дыхания, координации движений.
  • С учителем-логопедом – способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико – грамматического строя речи, постановке правильного дыхания, общей и мелкой моторики, координации движений.
  • С педагогом-психологом - способствует развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников, познавательных процессов
  • С младшим воспитателем – способствует соблюдению санитарно – гигиенических требований.

СЛАЙД №

В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД: положительные результаты в процессе реализации задач образовательной области «Физическое развитие» возможны при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

л о в к о с т ь г л а з о м е р р а в н о в е с и е с и л а п р и з е м л е н и е в ы н о с л и в о с т ь п о д в и ж н о с т ь л е о п а р д ш а й б а Р о с с и я б ы с т р о т а и н т е р в а л г и б к о с т ь п е р е с т р о е н и е

Слайд 2

Взаимодействие инструктора ФК и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в рамках реализации ФГОС

Слайд 3

Функции и обязанности инструктора по физической культуре 1. Проводить диагностическое обследование детей, что позволяет определить уровень развития каждого ребенка и построить план работы. 2. Проводить занятия в каждой возрастной группе два раза в неделю в зале и один раз на улице. 3. Составлять сценарии спортивных праздников и развлечений и проводить их. 4. Проводить индивидуальные консультации с родителями. 5. Давать рекомендации по развитию ОВД, обсуждать затруднения детей, которым нужна индивидуальная помощь в дополнительном закреплении и отработке

Слайд 4

Функции воспитателя в развитии ОВД 1. Перед физкультурным занятием следить за правильностью и санитарным состоянием спортивной одежды и обуви детей. 2. Знать программу, в соответствии с которой необходимо развивать ОВД. 3. Активно участвовать в процессе обучения детей на физкультурных занятиях. В младших и средних выполнять вместе с детьми ОРУ, если необходимо корректировать и исправлять допущенные ошибки, активно участвовать в подвижных играх. В средних и старших группах помогать в выполнении ОРУ, различных ОВД (дополнительный индивидуальный показ, пояснение). 4. На занятиях физкультурой помогать инструктору контролировать правильность выполнения детьми движений, дыхания. 5. Контролировать вместе с инструктором выполнение влажной уборки спортивного зала перед занятиями. 6.Способствовать организации самостоятельной физкультурной деятельности на прогулке. 7. Обновлять спортивное оборудование для уголка физкультуры в соответствии с возрастными и программными нормами. 8. Участвовать в праздниках и развлечениях с детьми. 9. Проводить работу с родителями, привлекать их к спортивным праздникам.

Слайд 5

ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ Приоритетные направления развития образовательной системы; Программное содержание и методические рекомендации по физическому воспитанию дошкольников данной возрастной группы; методику физического воспитания дошкольников, требования техники безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий; Инструкцию по охране жизни и здоровья ребёнка; Формы и методы мониторинга по физическому развитию детей; Группы здоровья детей; Планирование и организацию самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке и в группе; Контроль физической нагрузки детей по внешним признакам утомления; Основы безопасности детей в процессе ООД по физической культуре; Правила информации родителей об уровне физического развития детей

Слайд 6

Этапы подготовки к ООД по физкультуре Воспитатель ОБЯЗЯТЕЛЬНО переодевается в спортивную форму: футболка, спортивные брюки, носки (для занятий в спортивном зале с ковровым покрытием); Отслеживает готовность детей к ООД по физической культуре: футболка, шорты, носки или гольфы. Волосы у девочек должны быть убраны в аккуратную прическу, что бы все дети сходили в туалет. Отсутствие у детей в руках игрушек; Перестраивает детей по росту от самого высокого до самого низкого; В спортивный зал являются по расписанию; В зал входят организованно (в колонне по одному) и выполняют построение в указанном инструктором месте

Слайд 7

ОВД ЦИКЛИЧЕСКИЕ ----------------------------------------------- Характерно постоянное выполнение однообразных циклов, когда все отдельные части движения возвращаются в исходное положение (ходьба, бег, ползание и лазание) АЦИКЛИЧЕСКИЕ ---------------------------------------------Повторных циклов нет. Каждое движение состоит из двигательных фаз, следующих в определенной последовательности. (метание и прыжки)

Слайд 8

Дидактические принципы ОВД Сознательность и активность прогрессирование систематичность наглядность доступность и индивидуализация

Слайд 9

фронтальный индивидуальный поточный Способы организации ОВД групповой

Слайд 12

Модель взаимодействия инструктора по физкультуре с педагогическим коллективом С заведующим, методистом– создает условия для физкультурно-оздоровительной работы, координируют работу педагогов. С медицинской сестрой – участвует в проведении лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу среди педагогов и родителей. С воспитателем – способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры, профилактики заболеваний. С музыкальным руководителем – участвует в двигательном развитии детей, способствует развитию чувства ритма, темпа, речевого дыхания, координации движений. С учителем-логопедом – способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико – грамматического строя речи, постановке правильного дыхания, общей и мелкой моторики, координации движений. С педагогом-психологом - способствует развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников, познавательных процессов С младшим воспитателем – способствует соблюдению санитарно – гигиенических требований.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности по физической культуре (в копилку инструктору по физической культуре)

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем  в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности  по физической культуре...

Выступление на окружном семинаре для инструкторов по физической культуре по теме: « Спортивные праздники и досуги, как одна из форм взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя»

Невозможно представить себе жизнь  ребенка в детском саду без веселых  и шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов....

Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей "Брошюры для взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями (законными представителями) дошкольников

Совет 8. Приучайте ребенка соблюдать режим дня, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими...