Консультация для родителей: " О Формировании и коррекции речи детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии

Материал поможет родителям оценить развитие речи своего ребенка и в домашних условиях развивать все стороны речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx53.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

О формировании и коррекции речи детей дошкольного возраста

Выполнила: Учитель-логопед                                      Климова Александра Владимировна

20.09.2014


               Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

           Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

           Любое расстройство речи отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная понимать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе.

          Особенно значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи, поэтому вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи в целом.

          Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться правильно произносить все звуки родного языка.

       Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь:

- узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. узнавать звук по акустическим признакам;

- отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;

- осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых собственной речи звуков;

- принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;

- варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи, безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

      Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению.

    Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих бежать его утомления.

       

      Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная задача, подчиненная общей цели.

       Выделяют следующие этапы работ:

подготовительный этап;

этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

этап формирования коммуникативных умений и навыков.

       В процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов-названий, свойств, действий педагоги фиксируют внимание детей на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении («послушай» — «повтори», «скажи», «назови»).

       Во время постановки и автоматизации звуков можно использовать разные игровые приемы.

     Подготовительный этап        

      Основная цель его — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач.

        Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: логопед должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него к занятиям и желание в них включиться. У детей подается скованность, стеснительность, замкнутость, и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми. От логопеда требуется особая тактичность, доброжелательность; общение с ребенком должно осуществляться без официальности и  излишней строгости.

         Важной  является задача формирования произвольных форм деятельности и осознанности отношения к занятиям. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научиться выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение.

       В задачи подготовительного этапа входит развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, особенно аналитических операций, операций сравнения и вывода.

        К специальным логопедическим задачам относятся: умение опознавать(узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.

Р а б о т а   н а д   ф о р м и р о в а н и е м  в о с п р и я т и я   з в у к о в   р е ч и.

       Надо вырабатывать умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно ими овладеет.

        Исходными единицами речи должны быть слова, так как  звуки — фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе. Лишь после того ими можно оперировать как самостоятельными единицами и проводить наблюдения за ними в составе слоговых цепочек и в изолированном произнесении.

        Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или другой звук в слове, определять место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.

         Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно исключить собственное проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала.

Проговаривания ребенка желательно подключать на следующих занятиях, когда возникает необходимость сравнить собственное произношение с нормированным.

Р а б о т а  п о  ф о р м и р о в а н и ю   а р т и к у л я ц и о н н о й   б а з ы.

       Выделяют некоторые требования к проведению артикуляционных упражнений:

- Вырабатывать умения принимать  требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

- Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна

включать как статические упражнения, так и упражнения,

направленные на развитие динамической координации речевых движений.

- Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу .

- Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.

- Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

- По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.

      В момент артикулирования можно подключать проговаривание. В ходе выполнения упражнений логопед перед зеркалом дает пояснения ребенку, в каком положении находятся губы при произнесении того или другого звука.

Этап  формирования первичных произносительных умений и навыков

       Целью данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков их использования в речи (автоматизация умений) умений отбирать звуки, не смешивая  их между собой (дифференцировать звуки).

       Необходимость решения указанных задач в процессе логопедической работы вытекает из закономерностей онтогенетического овладения произносительной стороной речи.

        В ряде исследований показано, что от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который  был его заменителем (субститутом), при этом употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения (дифференциации) нового звука и того, который выступал в качестве субститута.

       Постановка звука достигается путем применения технически) приемов, подробно описанных в специальной литературе. В работах Ф. Ф. Pay выделяются три способа: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный.

        По мере того как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по автоматизации звука и включения в речь.

       

     Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнений со специально подобранными словами, простыми по фонематическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается в начале (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и  в последнюю очередь — в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными (эти  согласные должны быть ранее сформировавшимися у ребенка или достаточно упроченными).

         

      Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного  называния слов по картинке. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук ( придумывание слов с заданным звуком). Большую помощь приносит работа по звуковому анализу и синтезу. Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

        В работу по автоматизации обычно вовлекается один звук. В случаях сложных дислалий могут вовлекаться и два звука, если они артикуляционно контрастны; в противном случае может возникнуть интерференция.

       Когда у ребенка нарушено противопоставление звуков по глухости-звонкости, то в процесс автоматизации могут включать все звонкие звуки одновременно. Если ребенок испытывает затруднения, то в первую очередь отрабатываются фрикативные звонкие, затем — глухие.

       Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук.  Если он его не смешивает с другими, то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической  практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками, т. е. дифференциации.

        Ребенку предъявляются на слух попарно слова, содержащие  новый звук, а также звук, который был ранее его заменителем или слова, содержащие звуки, которые ребенок смешивает в своем произношении. Узнав предъявляемое слово, ребенок называет звук, услышанный в нем, и воспроизводит его в том  же слове. Полезны тренировки в произношении слов-паронимов , при этом важно включить каждое из слов в минимальный контекст. Проводится работа по классификации слов: отобрать картинки в названии которых содержится звук с, потом отобрать те, в которых есть звук ш; разложить картинки по группам: слева картинки за звуком с, а справа — ш. Полезны упражнения на самостоятельный подбор слов, содержащих тот или другой звук, также слов, в которых находятся оба смешиваемых звука. С детьми школьного возраста используется письменная речь: чтение слов с дифференцируемыми звуками, нахождение их в текст, правильное произношение, записывание, проведение анализа .Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции отбора.

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков. Если необходимо большее количество звуков одной артикуляционной группы, их все равно объединяют попарно. Например, при смешениях ц, ч, щ звуки объединяются в пары: ц—ч,ч—щ, ц—щ. Это объясняется тем, что процесс дифференциации строится на операциях сравнения которые, проводятся детьми наиболее успешно.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

         Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко используются тексты, а не отдельные  слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный  теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков.           Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого звука в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи. А ребенок должен научиться оперировать ими.

Игры для автоматизации звуков.

Предлагаю вам несколько игр для автоматизации звуков

Игра для закрепления произношения звука Б

Магазин

На столе поставьте игрушки и предметы, в названии которых есть звук Б. Ребенок идет в «магазин», покупает игрушки и, показывая их, громко называет. Нельзя ставить те игрушки, в названиях которых звук б стоит

перед  гласной или  конце слова, так как в таком положении он оглушается)

Закрепление произношения звука П

    ...Панцирь носит черепаха,

      Прячет голову от страха.

                                               С. Маршак

...Просто прелесть эти пони!

        «Папа, пони тоже кони?»...

                                                   Е. Благинина

***

Па-па-па, па-па-па — на пол сыплется крупа.

Пу-пу-пу, пу-пу-пу — подметем сейчас крупу.

Пы-пы-пы, пы-пы-пы — больше нет у нас крупы.

     

«Что пропало?»

Взрослый выкладывает перед ребенком 5-9 предметов или игрушек  (предметных картинок), в названиях которых содержится автоматизируемый звук. Затем 1-2 игрушки убирает.  Ребенок должен вспомнить, что исчезло. В другом случае можно предложить ему восстановить ряд, потому что все предметы  или игрушки «поменялись местами». Можно усложнить это задание, если изначально расставить игрушки не в 1, а в 2 или 3 ряда.

«Вертолина»

Вдоль циферблата наклеиваются небольшие картинки, в названиях которых есть автоматизируемые звуки, находящие¬ся в начале, середине и в конце слова. Ребенок называет слово, около которого остановилось изображение стрелки циферблата.

 «Волшебная ромашка»

Ребенок «отрывает» лепестки ромашки, на которых приклеены картинки или наклейки с автоматизируемым звуком.

«Меморина»

Взрослый раскладывает на столе пары картинок (до 10 если дети играют в подгруппе), в названиях которых содержится автоматизируемый звук. Оптимально использовать картинки из тематических серий «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Одежда», «Мебель», «Инструменты» и другие.

Картинки раскладываются лицевой стороной вниз. Дети должны по очереди открывать по одной картинке, запоминать название, произнося его вслух (чтобы другие могли тоже его запомнить), и возвращать карточку на место. Если (обычно через 3-4 хода) обнаруживается пара для уже открывавшейся ранее картинки, нужно вспомнить месторасположение первой картинки. В случае удачного ответа игрок забирает ее себе.

«Загадочный сундучок»

Ребенок на ощупь достает из сундучка игрушки, в названиях которых есть автоматизируемый звук. Лучше всего использовать игрушки из «киндер-сюрпризов» и специальные наборы типа «домашние и дикие животные», «обитатели моря», «насекомые» и др.

«Найди свою пару»

Педагог раздает играющим картинки, которые образуют пары по единственному и множественному числу (например, «носок — носки» и т. п.). Детям дается несколько минут, чтобы сориентироваться, найти свою пару и встать с ней рядом.

«Складывание разрезной картинки»

Ребенок повторяет за взрослым словосочетание с автоматизируемым звуком или называет его, глядя на картинку (например, «голубое одеяло»), и получает за это часть разрезной картинки. Его задача — собрать целую картинку и придумать про нее рассказ.

«Превращения»

 Обычно в такого рода играх отрабатываются навыки словообразования. При этом используется часть слова, включающая автоматизируемый звук (корень, приставка или суффикс).

Например: «Предметы бывают маленькие, а бывают большие. У меня на одной картинке — дом, а на другой — домище. Это нос, а это — ... Это кот, а это — ... Это нога, а это — ... Это глаза, а это — ...».

«Чудо-дерево»

Детям предлагается множество предметных картинок, из которых они должны выбрать только те, в названиях которых есть автоматизируемый звук, и прикрепить их к фланелеграфу. Свой выбор нужно объяснить.

«Измени слово»

Воспитатель называет слово, а дети должны изменить заданный звук, например, звук ш на звук ж: шар — жар, Луша — лужа, шить— жить, уши — ужи, шутка — жутко, шалить — жалить.

«Составление предложений по опорным словам»

Взрослый предлагает детям придумать предложения или целый текст с заданными словами, включающими автоматизируемый звук и звуки, с которыми они дифференцируются. Например, жить, щенок — «Жил маленький щенок»; однажды, щенок,  заблудиться — «Однажды щенок заблудился лесу». Далее предлагаются опорные слова: Саша, Миша, щенок, пищать, пожалеть, потащить, они, дом, молоко, напоить, в, положить, ящик. Дети составляют предложения типа: «Саша и Миша нашли щенка», «Они потащили щенка в домой и др.

На данном этапе работы широко используются разнообразные игровые и наглядно-дидактические пособия  по коррекции и формированию правильного произношения у детей." Всевозможные «Звуковые лото», «Звуковые домино», электрические викторины типа «Учим буки и т. д.  Однако следует учесть, что автоматизация поставленных звуков в словах и предложениях будет успешна, если ее включить в ситуации «живого» общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому необходимо предусмотреть сочетание игровых и соревновательных приемов, позволяющих усилить мотивацию детей к правильному звукопроизношению. Например, с помощью игры «в логопеда». При выполнении речевого задания ребенок «учит» механического попугая повторять заданное слово или звук за собой, говоря в бумажный рупор, микрофон и т. д.

       На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, пословицы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их запомнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, поощряя правильные ответы малыша.

Когда звуки, близкие по произношению, автоматизированы, необходимо провести работу по их дифференциации. Дифференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

Семь пушистых котят

Есть суп сегодня хотят,

А наша Наташа даёт им кашу.

Вот смешная Наташа!

СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ

Саша с Машей едят сушки. Недовольна Саша:

—        У меня смешные сушки! На них веснушки, не буду их есть. Это надо! Суметь в сушки засунуть веснушки!

—        Не шуми, Саша, это не веснушки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!

—        Ясно. Дай-ка мне ту, где веснушек побольше!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Использование игры для коррекции речи детей дошкольного возраста"

Консультация на тему: "Использование игры для коррекции речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Последовательность формирования фонетической стороны речи в дошкольном возрасте"

В последнее время количество детей с нарушениями речи растёт. Кроме того, общему недоразвитию речи сопутствуют ранний детский аутизм или аутистические черты, задержка психического развития, детский це...

Консультация для родителей дошкольников «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда р...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

laquo;Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детейдошкольного возраста»...

Консультация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

Речь ребенка формируется по подражанию.  Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должн...