консультация для родителей "Особенности формирования культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста»
Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения.
Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, приёму пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребёнок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки. Родитель предоставляет ребёнку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребёнок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи. Необходимо систематически прививать ребёнку навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребёнка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.
В современном обществе важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника.
Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков.
Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приёмов с учётом возраста детей:
- Показ и объяснение
В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причём необходимо чётко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное. Объяснение нового действия даётся очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным и прямым.
- Упражнение и контроль
Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребёнка создаются и закрепляются динамические стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведёт к формированию у детей лишь отдельных навыков.
- Пример взрослых
Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (родитель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание). Учёба ребёнка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он ещё ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребёнок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.
- Игровые приёмы
Позволяют родителю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приёмы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогают закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".
- Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.
Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали.
Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо говорить в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Родитель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков и своевременно выполняя их.
Список литературы
- Ковалько В.И. « Здоровьесберегающие технологии». – М.: ВАКО, 2007.
- Сухарев А.Г. «Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....