Игры с прищепками в коррекционной работе учителя-логопеда
картотека по логопедии (старшая группа)

Романова Наталия Николаевна

дидактические игры с прищепками на развитие речи для детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Эффективным средством сенсомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста являются дидактические сенсорные и моторные игры. Игра является универсальным средством воспитания и образования ребёнка. Игры с прищепками  соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает развитие сенсомоторных навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Данные игры  наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, помогают совершенствовать: 

  • восприятие и представление о  величине, форме, цвете и других свойствах предметов,
  • лексико - грамматического строя речи,
  • фонематических процессов,
  • связной и диалогической речи,  

 В играх с прищепками малыш задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие.

Игра «Чей, чья, чьё, чьи?»E:\фото  отрадный\20170331_144533.jpg

Цель: формирование сенсомоторных  навыков у  детей дошкольного возраста через коммуникативные функции речи.

      Задачи:

  1. Совершенствовать навык образования и использования в речи притяжательных прилагательных.
  2. Обогащать  активный словарь притяжательными прилагательными.
  3. Совершенствовать понимание обобщающего значения слов.
  4. Расширять объем правильно произносимых существительных и их частей.
  5. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
  6. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.
  7. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.

Оборудование:

  1. Сменные изображения животных: медведя, лисы, волка, зайца.
  2. Прищепки с частями тела: уши, хвост, лапа, лапы, голова, туловище.
  3. Круг разделенный на 6 секторов.

Ход игры:

Педагог показывает изображения животных, предлагает детям их назвать. Уточняют, что это дикие животные. Дети выбирают одного животного (например: волка), прикрепляют его на центр круга. Затем педагог предлагает найти и назвать части тела животного из предложенных изображений на прищепках. Дети (ребенок) выбирают нужную часть тела и произносят: «Это уши волка». Прикрепляют прищепку на круг и произносят: «Волчьи уши», и так далее дети подбирают все части животного и прикрепляют на круг.

Игра «Кто кем был? Кто кем будет?»E:\фото  отрадный\20170331_145006.jpg

Цель: формирование сенсомоторных  навыков у  детей дошкольного возраста через коммуникативные функции речи.

Задачи:

  1. Совершенствовать навык употребления существительных в творительном падеже.
  2. Расширять объем правильно произносимых существительных.
  3. Совершенствовать понимание обобщающего значения слов.
  4. Совершенствовать умение образовывать и употреблять в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -онок, -енок.
  5. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
  6. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.

Оборудование:

  1. Круг, разделенный на 6 секторов с кармашками.
  2. Картинки на которых изображены дикие животные: волк, заяц, лиса, медведь, белка, лось; домашние животные: корова, кошка, собака, лошадь, коза, свинья.
  3. Прищепки с изображением детенышей (волчонок, зайчонок, лисенок, медвежонок, бельчонок, лосенок, теленок, поросенок, котенок, щенок, жеребенок, козленок).

      Ход игры:

Педагог показывает детям (ребенку) круг с изображением животных и предлагает их назвать. Дети называют, уточняют, что это дикие животные. Педагог говорит, что все эти животные когда-то были маленькими и предлагает детям подобрать соответствующего детеныша к каждому животному. Дети выбирают прищепку с изображением детеныша и произносят: «Это лисенок». Прикрепляют прищепку на круг на определенный сектор и произносят: «Лиса была лисенком» и т.д.

Вариант: Педагог предлагает откреплять прищепки с изображением детенышей и отвечать на вопрос: «Кто кем будет?». Например: «Это лисенок. Лисенок будет лисой, лисом» и т.д.

Игра «Что из чего? Какой?»E:\фото  отрадный\20170331_144748.jpg

Цель: формирование сенсомоторных  навыков у  детей дошкольного возраста через коммуникативные функции речи.

      Задачи:

  1. Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесенности с различными материалами.
  2. Совершенствовать навык образования  и использования в речи относительных прилагательных.
  3. Расширять объем правильно произносимых существительных.
  4. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.
  5. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
  6. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.

Оборудование:

  1. Круг разделенный на 6 секторов.
  2. Сменные картинки с изображением: кожи, дерева, стекла, резины, шерсти.
  3. Прищепки с изображением предметов сделанных из кожи, дерева, стекла, резины, шерсти.

Ход игры:

Педагог показывает детям (ребенку) картинки с изображением дерева, кожи, стекла, резины, шерсти, говорит, что из данных материалов делают различные предметы. Предлагает детям выбрать один из материалов (например: шерсть). Прикрепляют на центр круга картинку с изображением шерсти. Педагог предлагает из предложенных предметов выбрать только то, что сделано из шерсти, шерстяные. Дети находят, прикрепляют прищепку на круг и говорят: «Это шапка. Она из шерсти. Это шерстяная шапка» и т.д.

В игре встречаются слова женского, мужского и среднего рода, а так же существительные множественного числа.

Игра «Найди по тени»E:\фото  отрадный\20170331_144417.jpg

Цель: формирование сенсомоторных  навыков у  детей дошкольного возраста через коммуникативные функции речи.

      Задачи:

  1. Развивать понимание обобщающих значений слов.
  2. Совершенствовать навык использования в речи существительных в родительном падеже.
  3. Развивать зрительное восприятие в процессе соотношения предметов с их контурами.
  4. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
  5. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.

Оборудование:

  1. Круг разделенный на сектора, на которых изображены домашние (дикие) животные.
  2. Прищепки с изображением теней домашних (диких) животных.

Ход игры:

Педагог показывает детям (ребенку) круг и просит назвать, кто на нем изображен. Дети называют, уточняют, что это домашние (дикие)  животные. Педагог предлагает найти тень каждого животного и прикрепить прищепку к соответствующему сектору. Дети выбирают, прикрепляют прищепку и произносят: «Это тень коровы. Это тень собаки» и т.д.

Игра «Найди место звука»E:\фото  отрадный\20170331_145342.jpg

Цель: формирование сенсомоторных  навыков у  детей дошкольного возраста  через коммуникативные функции речи.

      Задачи:

  1. Автоматизация звука [Р] в словах (или любого изучаемого звука).
  2. Закрепить понятие «звук».
  3. Формировать  умение выделять заданный звук на фоне слова.
  4. Совершенствовать умение определять позицию звука в словах.
  5. Формировать умение подбирать слова на заданный звук в определенной позиции.
  6. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
  7. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.

Оборудование:

  1. Полоска разделенная на 3 части.
  2. Прищепки с буквой «Р».
  3. Прищепки с изображением предметов в названии которых есть  звук [Р], где звук в начале, середине, конце слова; 1,2 картинка в названии которых нет звука [Р].

 Ход игры:

Педагог показывает полоску бумаги. Напоминает детям (ребенку), звук в словах может быть в начале, середине или конце слова. Предлагает выбрать картинку, назвать, определить позицию заданного звука и прикрепит прищепку на определенную часть полоски: на начало, середину или конец.

Вариант: Педагог предлагает картинки в названии которых нет заданного звука. Дети (ребенок) должны определить, что в этих словах нет заданного звука, что эта картинка лишняя.

Вариант: Педагог произносит слова с заданным звуком, дети (ребенок) выбирает прищепку с буквой «Р» и прикрепляет прищепку на соответствующую часть полоски. Вариант: Педагог предлагает придумать слово на заданный звук в определенной позиции (начало, середина, конец слова).

Игра «Шифровальщики»E:\фото  отрадный\20170331_145455.jpg

Цель: формирование сенсомоторных  навыков у  детей дошкольного возраста через коммуникативные функции речи.

      Задачи:

  1. Закрепить умение различать гласные и согласные звуки.
  2. Закрепить представления о  твердости-мягкости согласных звуков.
  3. Формировать умение производить звуковой анализ и синтез слов.
  4. Совершенствовать умение выделять звук на фоне слова.
  5. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
  6. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.
  7. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.

Оборудование:

  1. Прищепки синего, зеленого и красного цвета.
  2. Картинки схемы слов.

Ход игры:

Педагог показывает картинку – схему слова, спрашивает, что изображено на картинке. Дети (ребенок) отвечают (например: мак). Педагог обращает внимание на клеточки под рисунком, уточняют, что это домики для звуков. Педагог предлагает назвать первый звук в слове. Дети определяют, называют, к схеме прикрепляют прищепку соответствующего цвета. Например: «В слове «мак» первый звук [М], он твердый согласный, его обозначаем синим цветом» и так по порядку дети определяют звуки и прикрепляют прищепки соответствующего цвета.

Вариант: Педагог предлагает готовые схемы слов с прищепками и просит подобрать к схеме соответствующую картинку из предложенных.

E:\фото  отрадный\20170331_145738.jpg

Игра «Чей «хвост» длиннее?»

Цель: формирование сенсомоторных  навыков у  детей дошкольного возраста  через коммуникативные функции речи.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение придумывать слова с заданным звуком.
  2. Автоматизация поставленных звуков в словах.
  3. Совершенствовать понимание обобщающего значения слов.
  4. Закрепить представления о букве.
  5. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
  6. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.
  7. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.

Оборудование:

  1. Прищепки с буквами.

Ход игры:

Педагог предлагает детям (ребенку) выбрать букву и назвать как можно больше слов с заданным звуком. За каждое слово прикреплять прищепку к прищепке.

Игру можно проводить командно, индивидуально.

Вариант: Педагог предлагает назвать с заданным звуком как можно больше слов, относящихся к определенной лексической теме. Например: «Назови как можно больше животных, в названии которых есть звук [Р]» и т.д.

Игра «Прочитай по первым буквам»E:\фото  отрадный\20170331_145153.jpg

Цель: формирование сенсомоторных  навыков у  детей дошкольного возраста через коммуникативные функции речи.

      Задачи:

  1. Совершенствовать навык определения первого звука в словах.
  2. Закрепить представления о букве.
  3. Упражнять в нахождении соответствующих букв.
  4. Совершенствовать навык чтение слов состоящих из 3,4,5,6 букв.
  5. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
  6. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.
  7. Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.

Оборудование:

  1. Прищепки с буквами.
  2. Полоски бумаги с изображением различных картинок.

Ход игры:

Педагог показывает полоски бумаги и говорит, что в этих картинках спрятались слова. Чтобы  их прочитать, нужно определить первый звук в словах и подобрать соответствующую букву.

Например. На полоске изображены: книга, иголка, телевизор. Первый звук в слове «книга» - [К], ребенок выбирает прищепку с буквой «К» и прикрепляет под картинку с книгой, первый звук в слове «иголка» - [И], ребенок выбирает соответствующую прищепку и прикрепляет под картинку с иголкой, первый звук в слове «телевизор» -  [Т], выбирает соответствующую прищепку, прикрепляет по картинку с телевизором. Здесь спряталось слово  «КИТ». Предлагаются прочитать слова, состоящие из 3,4,5,6 букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Консультация "Игра – важнейшее направление в коррекционной работе учителя-логопеда".

Из данной консультации   можно узнать, что  игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и ф...

Мастер-класс "Дидактические игры и пособия в коррекционной работе учителя-логопеда"

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращение к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонненй и полноценной личности.Реализация эт...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...

Консультация для педагогов "Игры с пуговицами в коррекционной работе учителя-логопеда". «Волшебные пуговки»

Консультация для педагогов "Игры с пуговицами  в коррекционной работе учителя-логопеда". «Волшебные пуговки» «Истоки способностей и дарований детей находятся на к...

«Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда» План работы учителя-логопеда по теме самообразования

Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с труд...