Использование логосказок в работе с детьми с ОВЗ
статья по логопедии
В последнее время в детских садах общеразвивающего вида наблюдается увеличения количества детей с ОВЗ. У таких детей плохая работоспособность, они тяжело проходят адаптацию и социализацию У детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, помимо нарушения всех основных частей языковой системы наблюдается нарушения внимания, памяти, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Дети, имеющие тяжелые нарушения речи, фиксируют внимание на своем речевом дефекте, что отрицательно сказывается на их общении с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_logoskazok_v_rabote_s_dettmi_s_ovz.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логосказок в работе с детьми с ОВЗ
В последнее время в детских садах общеразвивающего вида наблюдается увеличения количества детей с ОВЗ. У таких детей плохая работоспособность, они тяжело проходят адаптацию и социализацию У детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, помимо нарушения всех основных частей языковой системы наблюдается нарушения внимания, памяти, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Дети, имеющие тяжелые нарушения речи, фиксируют внимание на своем речевом дефекте, что отрицательно сказывается на их общении с окружающими.
Нужно отметить, что эмоциональный дискомфорт очень плохо влияет на развитие всех сторон речи: часто дети с ОВЗ замкнуты ,они плохо идут на контакт со сверстниками, их внимание плохо концентрируется . Педагогам приходиться постоянно в своей деятельности поддерживать интерес детей к выполняемым упражнениям, создавать новые ситуации для закрепления и совершенствования достигнутых результатов.
В связи с этим перед педагогами возникают задачи коррекции нарушений речи, социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среде нормально развивающихся сверстников.
Для решения этих задач в нашем саду в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя, широко применяются логосказки .
Логосказка- процесс, который способствует развитию всех сторон речи, развивает нравственные качества ребенка , активизирует внимание, память, мышление и воображение. Активное участие в ребенка в ходе повествования логосказки обязательное условие для ее реализации, так как цель логосказки именно всестороннее , последовательное развитие речи детей.
У логосказки огромные возможности: ребенок с помощью сказки может проживать действия героев, отождествляя себя с ними, и тем самым решить многие свои проблемы. Сказка не ругает ребенка, не затрагивает его личные чувства, ребенок учится на примере героев сказки и сам находит выход из трудной ситуации благодаря действиям героев. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, дети становятся мягче, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, а, следовательно, преодолевают психологическую боязнь перед самостоятельным высказыванием.
Логосказка является прекрасным иструментом для развития коммуникативных навыков ребенка: происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Перед тем как начать использовать в работе логосказки, нами была проделана подготовительная работа: изучена литература по данной теме, пройден курс по повышению квалификации «Логосказка»,были подобраны атрибуты: пальчиковый театр, игрушки для настольного театра ( объемные, мягкие и плоскостные), элементы декораций.
Для более успешной работы были привлечены родители. На родительском собрании родителям была дана информация, что такое логосказки, какие проблемы они решают и что при совместной деятельности ребенок , родитель и педагог работа будет более эффективной. Родители были поделены на группы, и каждой группе было предложено изготовить совместно с детьми некоторые атрибуты для сказок.
Логопедом совместно с педагогами был сочинен цикл сказок: артикуляционные, пальчиковые , фонетические и сказки на разные лексические темы.
Вот одна из сказок, которую мы сочинили для развития лексико-грамматических категорий.
Времена года»
Жил-был король «Год» и было у него четыре дочери. Звали их Зима, Весна, Лето и Осень. Дочери жили вместе с отцом и ходили по очереди в гости к людям. Сестры были красивы и умны, и не когда между собой не ругались.
Но вот однажды заспорили сестры кто из них красивей и главней.
-Я самая красивая и главная - сказала старшая сестрица Зима. Я белокура, бледнолица, весела, игрива. Мною год начинается. С моим приходом праздник долгожданный наступает. А детишки как меня любят: катаются на коньках, на лыжах, на санках. Играют в снежки и лепят снеговиков. И совсем не боятся моих морозов.
Но тут возразила вторая сестрица Весна:
-Ты холодная, суровая, да знойная. Все люди моего прихода ждут, ведь я яркая, теплая, цветущая, солнечная. Когда я прихожу к людям, то дни становятся длиннее, а ночи короче. Прилетают птицы из теплых стран. Солнце светит ярче. Появляются первые цветы. Просыпаются животные и насекомые после зимнего сна. А на деревьях распускаются первые листочки.
-Что вы спорите сестрицы, я всех прекрасней - возмутилась Лето.
-Я теплая, жаркая, красочная. С моим приходом всё зеленеет вокруг, наливается разноцветными красками. В воздухе парят ароматы цветов и спелых ягод. Повсюду слышны пения и щебетания птиц. Для людей я всегда долгожданная, ведь именно летом начинаются отпуска. А детишек домой не загонишь, играют, веселятся и катаются на велосипедах, самокатах и роликах.
-Нет, Нет, Я прекрасней и главней - воскликнула младшая сестра Осень.
-Я очаровательная, сказочная, яркая. Немало писателей стихотворений мне посветили, рассказывая о моей красоте. Когда я прихожу к людям, мир наполняется яркими красками. Деревья одеваются в разноцветные наряды- красные, желтые, оранжевые. Листья кружатся в танце, начинается листопад. А в огородах-то урожая видимо- невидимо. В лесу грибов огромное количество. Все сыты и звери и люди. Запасы делают, да меня нахваливают.
Услышал спор дочерей король Год и возразил:
- Не зачем спорить, да ругаться. Каждая из вас по-своему хороша и прекрасна.
Занятия с использованием логосказки проводились с детьми индивидуально и фронтально. В «сказочных» занятиях использовалось два варианта: первый вариант, когда логопед рассказывал сказку и предлагал детям изменить конец сказки, и второй вариант: педагог рассказывает не всю сказку и дети сами придумывали к ней продолжения. Детям рассказывались логосказки с декорациями и атрибутами, детьми. Так же использовалось самостоятельное сочинение детьми сказок и историй с показом театрализованных представлений.
В конце года была проведена повторная диагностика детей, результаты которой были следующими: словарь детей обогатился названиями, обогатилась глагольная лексика; усовершенствовался грамматический строй языка.
Мы убедилась в том, логосказки являются эффективными инструментом в коррекции нарушений речи и социальной адаптации для детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...
Опыт работы по теме: «Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
опыт работы...
Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта проблема становится особенно значимой. Главной и о...
опыт работы. Тема "Использование ковролинографии в работе с детьми дошкольного возраста"
наименование и описание игр для ковролинографа....
Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".
Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...
Семинар-практикум для педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми с детьми дошкольного возраста"
Для развития речевого, умственного и психического развития детей часто используют в работе с детьми мнемотаблицы. Дети лучше запоминают стихи, пословицы, поговорки, сказки с помощью картинок в таблице...