Возрастные нормы речевого развития детей.
консультация по логопедии

Посморова Наталья Владимировна

Возрастные нормы речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_normy_rechevogo_razvitiya_detey.docx91.7 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные нормы речевого развития детей.

        Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнес первые слова: «мама», «папа», «дай». А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествует недели и месяцы, в течение которых ребенок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию. Его губы, язык, мягкое небо (все это по-научному называется «артикуляционный аппарат») приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного и четкого произношения звуков и слов.

Формирование  и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно.

Итак, к 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения.C:\Users\Логопед\Documents\люди\3.jpg

На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко. К двум годам в речи ребенка должны появиться простые предложения, просьбы: "Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!".

К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]).

Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями, но еще допускает  ошибки при согласовании слов (например: «красный кубики», «лежит на стол»).  В этом возрасте ребенок пытается самостоятельно создать новые слова, опираясь на составные части знакомых слов, например: «черпалка», «букарашка». Этот период называется «словотворчеством» и является неотъемлемой частью нормального речевого развития.

К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.

К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога, активно участвует в диалоге. C:\Users\Логопед\Documents\люди\2675868.jpg

От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающими. При своевременном и правильном речевом развитии ребенок обычно не испытывает трудности в таком общении. Он легко вступает в контакт со взрослыми. Активно участвует в играх детей, может четко и ясно излагать свои мысли. Он охотно выступает с чтением стихов перед сверстниками, делится с ними своими переживаниями и впечатлениями.

                                                                    Учитель-логопед: Посморова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы речевого развития детей

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказан...

Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников

Информация будет полезна и для педагогов ДОУ и для родителей....

Возрастные нормы речевого развития детей к 2 годам

Нормы речевого развития детей к двум годам, а также игры-задания для развития речи малышей...

Возрастные нормы речевого развития детей к 3-4 годам

Возрастные нормы речевого развития детей к 3 и 4 годам жизни и игровые задания для развития речи детей этого возраста...

Возрастные нормы речевого развития детей к 5 годам

Возрастные нормы речевого развития детей к 5 годам и задания для развития речи...

Возрастные нормы речевого развития детей к 6 годам

Нормы речевого развития детей к 6 годам и игровые задания по развитию речи...

Возрастные нормы речевого развития детей 6-7 лет

Нормы речевого развития детей 6-7 лет и задания для развития речи в этом возрасте...