КОНСПЕКТ НОД: "Дары осени". Автоматизация свистящих звуков в словах и словосочетаниях
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект подгруппового занятия "Дары осени" для детей подготовительной группы по автоматизации свистящих звуков. Используется лексический материал по темам: "Овощи", "Фрукты".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД. "Дары осени" | 78.27 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД: «Дары осени. Автоматизация свистящих звуков в словах и словосочетаниях»
Подгрупповое логопедическое занятие
Автор-разработчик: Березкина Ю.В., учитель-логопед ГБДОУ детского сада № 29 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: подготовительная группа
Длительность мероприятия: 35 мин.
Цель: Закрепление правильного произношения звука «С» в словах и словосочетаниях .
Задачи:
-закреплять правильное произношение звука «С» в словах и словосочетаниях;
-развивать фонематические процессы;
-развивать лексико-грамматический строй речи; связную речь;
-развивать мелкую моторику; укреплять общескелетную мускулатуру;
-закреплять навыки слогового анализа;
-учить отвечать полным ответом;
-закрепить знания детей об овощах и фруктах;
-воспитывать у детей организованность и самостоятельность.
Материалы и оборудование: Коробка-«посылка» с предметными картинками: свекла, салат, редиска, чеснок, капуста, абрикосы, персики, ананасы, сливы, апельсины. Рассказ с картинками «Вкусный обед» (Альбом Л.А.Комаровой «автоматизация звука «С» в игровых упражнениях»). Схемы для определения места звука «С» в словах, буквы «С», цифры от 1 до 9. Контейнеры «ящики» и «корзинки» (по количеству детей)
Предварительная работа: Беседы о труде садоводов и огородников. Разучивание текста для массажа общескелетной мускулатуры «Урожай». (Г.А.Османова, Л.А.Позднякова)
Примерный ход НОД.
1.Организационно-подготовительная часть
1.Логопед: Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Мы с вами уже побывали в гостях у садоводов и огородников. Они прислали нам посылку. Давайте посмотрим, что в ней лежит.
Дети рассматривают содержимое «посылки» и делают вывод, что в «посылке» - урожай
2.Основная часть.
2. Развитие словесно-логического мышления.
Игровое упражнение «Разложи правильно»
(Классификация овощей и фруктов. Закрепление употребления в речи Т.п. существительных с предлогом «С (со)»)
Логопед: Помогите мне, пожалуйста, разобрать посылку.
-У вас есть «ящики» и «корзинки». Подумайте, как надо разложить урожай.
Дети высказывают предположения. (уточняется, что овощи хранят в ящиках, а фрукты – в корзинках)
- После того, как вы все сделаете, расскажите мне, с чем у вас ящики, а с чем - корзинки
Дети выполняют задание и составляют предложения: У меня ящик с капустой (со свеклой, с салатом, с редиской, с чесноком). У меня корзинка с абрикосами (с персиками, со сливами, с апельсинами, с ананасами).
3. Развитие фонематического восприятия, звукового анализа.
Игровое упражнение «Вставь пропущенный звук в слово»
Логопед: В посылке остались еще овощи и фрукты, но они немножко «испортились». Помогите догадаться, что это были за овощи и фрукты:
Абрико… , …векла, анана…, че…нок, …алат, реди…, …лива, капу…та
Дети «исправляют» слова.
Логопед выставляет картинки на доске.
- Какой звук оказался пропущен в этих словах? («С»)
-Определите, где находится звук «С» в этих словах.
Дети анализируют картинки и отмечают на звуковых схемах место звука «С» в словах, выкладывают на это место букву «С».
4.Развитие лексико-грамматического строя речи.
Игровое упражнение «Сосчитай».
Логопед: Давайте сосчитаем, сколько овощей и фруктов нам прислали.
Логопед выставляет над каждой картинкой цифры от 1 до 9 и просит составить ответ по образцу. (пять слив, два абрикоса и т.д.)
Дети выполняют упражнение.
Игровое упражнение «Назови ласково» (с мячом)
Логопед: Овощи и фрукты вкусными бывают, нам витамины доставляют. Как их ласково называют?
Логопед кидает мяч ребенку и называет фрукт или овощ.
Ребенок кидает мяч логопеду и называет фрукт или овощ ласково:
ананас – ананасик, чеснок – чесночок , салат - салатик и т.д.
5. Физминутка
Игра «Слива, апельсин, ананас»
Логопед: Давайте сравним фрукты между собой. Закончите предложения подходящим словом. Повторите предложение целиком:
Ананас сочный, а апельсин еще… (сочнее)
Слива круглая, а апельсин еще….. (круглее).
Апельсин большой, а ананас еще …. (больше).
(Называя фрукт, логопед показывает соответствующее движение: Слива – большой палец соединяется с указательным в кольцо. Апельсин – кулак. Ананас - ладонь руки раскрыта).
Логопед: Поиграем так: Я буду называть и показывать фрукты, а вы будьте внимательны и повторяйте за мной правильно.
(играть можно правой, левой рукой, обеими руками).
Затем логопед начинает путать детей. Например, говорит: «слива» , а показывает «ананас». Детям надо быть внимательными и не ошибаться.
6 . Массаж общескелетной мускулатуры «Урожай». (Г.А.Османова, Л.А.Позднякова)
Логопед: Мы показывали фрукты руками, а их можно нарисовать на себе.
Встаньте в кружок друг за другом, будем «рисовать» на спинках.
В нашем саду урожай самый лучший
(погладить шею и плечи, затем область лопаток – «рисуем дерево»
Спелые фрукты на ветках висят:
(погладить спиралевидными движениями шею, плечи , область лопаток)
Сладкие яблоки
(растереть спину по кругу)
Вкусные груши
(«пилить» спину ребром ладони с обеих сторон, исключая область позвоночника)
Сочные сливы,
(пальчиковый «душ» по спине)
Крепкий гранат
(погладить спину круговыми движениями, исключая область позвоночника)
7.Образование относительных прилагательных.
Логопед: Как-то дети в сад пошли,
Много фруктов там нашли.
Папа их потом спросил:
Кто какой компот сварил?
Дети вспоминают фрукты из массажа «Урожай» и отвечают полным ответом:
-Я сварил яблочный компот… и.т.п.
8.Работа над слоговой структурой слова.
Логопед: Однажды папа с сыном решили приготовить обед. Они помыли овощи и фрукты, почистили и стали резать каждый на столько частей, сколько слогов в этом слове. Помогите им, пожалуйста. Разделите слова на слоги.
Дети тренируются в делении на слоги, отстукивая слова ребром ладони по столу.
Логопед: А теперь угадайте, из чего именно они готовили:
На доску выставляются пары картинок: лук – капуста, фасоль - редиска, слива – ананас, абрикос – груша. Название одной из пары картинок отстукивается, а дети угадывают, что было загадано.
9.Развитие связной речи.
Логопед: Послушайте историю о том, какой обед папа с сыном приготовили для мамы. Когда я буду останавливаться и показывать на картинку, вы будете ее называть.
Проводится работа с текстом рассказа из Альбома «Автоматизация звука «С» в игровых упражнениях». Л.Комарова
Далее – дети отвечают на вопросы по тексту рассказа полными предложениями.
Вопросы:
-Что однажды решили сделать папа с сыном!
-Что они приготовили сначала?
-Из чего они сварили суп?
-Что они приготовили в сковороде?
-Какой сок налили в стаканы?
-С какой начинкой они испекли кекс?
-Кого они пригласили за накрытый стол?
10. Итог занятия и оценка работы детей.
Логопед: Молодцы, ребята! Понравился вам этот рассказ? Я хочу вам подарить картинки – иллюстрации этого рассказа. Вы дома сможете раскрасить картинки и рассказать рассказ своим родителям. А может быть, вы сами поможете дома папе и маме приготовить вкусный обед.
Предполагаемый результат: Закрепление правильного произношения звука «С» в словах и словосочетаниях. Закрепление знаний по теме «овощи – фрукты»
Дальнейшая работа: Закрепление правильного произношения звука «С» в словосочетаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
ДОГОВОРКИ К «ТРУДНЫМ ЗВУКАМ» (АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ»)
Данный материал поможет родителям, воспитателям и логопедам закрепить произношение свистящих звуков в словах с различной позицией ( в начале,середине,конце слова)....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР На тему: «Автоматизация свистящих звуков. Звук «С»»
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы.Цель занятия: автоматизация звука «С» с помощью игр и игровых упражнений....
Конспект НОД автоматизация свистящих звуков.
Конспект предназначен для подгрупповой работы по автоматизации свистящих звуков....
Дидактическая игра "Сложи коврик" по автоматизации свистящих звуков в словосочетаниях, предложениях
Цель: автоматизация свистящих звуков в словосочетаниях, предложениях.Задачи: развивать зрительное внимание и восприятие, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными.Оборудо...
Автоматизация свистящих звуков в словах различной слоговой структуры
Данная картотека содержит подборку речевого материал для автоматизации свистящих звуков в словах различной слоговой структуры с последующим усложнением....