«Индивидуально - дифференцированный подход в коррекционно – развивающей работе»
методическая разработка по коррекционной педагогике
«Индивидуально - дифференцированный подход в коррекционно – развивающей работе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.sovet_.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете по теме:
«Индивидуально - дифференцированный подход в коррекционно – развивающей работе»
Индивидуально - дифференцированный подход в коррекционно – развивающей работе.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление.
В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста, в ходе индивидуальных занятий.
Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Психофизиологические особенности детей, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ребенка или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях детского сада это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ребенку. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности детей при выполнении заданий.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
- Изучение индивидуальных особенностей детей – и физических ( здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.
В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:
« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование. Принимая новых детей, я обязательно подробно изучаю данные клинического и психологического обследования, медицинские карты, протоколы МПК, беседую с родителями каждого ребенка, дополняя все это собственными педагогическими наблюдениями.
На основе этого складывается подробная характеристика каждого ребенка, которая отражает состояние речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы.
Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных приемов педагогического взаимодействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь детям, продвинуть их в плане общего развития.
2. Выделение отдельных групп детей, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
-уровнем работоспособности и темпом работы;
-особенностями восприятия, памяти, мышления;
-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают детям самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы детей, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Главное, правильно ориентироваться в структуре дефекта ребенка и выбирать правильную тактику при решении коррекционных задач: одного ребенка полезно расшевелить, вовлечь в активную работу. Другому чрезмерное возбуждение вредно. Необходимо также заметить, что определение методов педагогической коррекции зависят не только от особенностей патологии, имеющейся у ребенка, но и от индивидуальных особенностей его психики и личности в целом.
Заключение
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.
Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация индивидуального и дифференцированного подхода (ИДП) к детям в коррекционной педагогике, это
- учет в содержании и организации коррекционного процесса ведущего нарушения в развитии ребенка, вторичных и осложняющих расстроцств нервно-психической деятельности, сохранных функций и генетической программы.
- обеспечение разноуровневости, разнолинейности содержания и организации коррекционной работы.