Развитие памяти и внимания в речевой деятельности у детей с ОНР
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Поток информации, расширение человеческих контактов, рост темпа жизни приводит к увеличению объёма знаний, необходимых современному человеку для жизни. Происходящие в обществе изменения оказали влияние и на развитие детей, невольно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие памяти и внимания в речевой деятельности у детей с ОНР

Поток информации, расширение человеческих контактов, рост темпа жизни приводит к увеличению объёма знаний, необходимых современному человеку для жизни. Происходящие в обществе изменения оказали влияние и на развитие детей, невольно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своей памяти и внимания. Развивать и совершенствовать внимание и память столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. И особенно осторожно надо подходить к детям с общим недоразвитием речи, ибо они нуждаются в щадящем режиме обучения. Поэтому без творческого подхода педагога и профессионального коррекционного воздействия на развитие психических процессов - внимания, памяти, мышления, речи - многим таким детям не удалось бы выйти самостоятельно из зоны низкого уровня интеллектуальности.

Для развития памяти и внимания нужно прежде всего организовать разнообразную деятельность детей: учебную, игровую, трудовую. Непременным условием повышения качества памяти и внимания являются их тренировки. Мы так строим учебно-воспитательный процесс, чтобы запоминание опиралось на различные виды памяти. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Работая с такими детьми, необходимо прежде всего создать предметно-развивающую среду. В ДОУ имеется логопедический кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал, сенсорная комната - все это, несомненно, способствует гармоничному развитию детей.

В нашей группе была продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных зон и уголков. Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Ведь очень важно, насколько эмоционально, комфортно будет себя чувствовать в этом предметном мире ребенок, чему и как его здесь научат. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребностей ребенка в активной и разноплановой деятельности на занятиях с детьми. Для этого мы широко используем метод крокирования, который позволяет начать работу с простого и постепенно перейти к сложному. А суть метода соощущений, который мы тоже применяем, состоит в том, что процесс запоминания и внимания эффективно протекает в создании образа мнемознака. Дети проявляют огромный интерес также к методу открыток, который развивает память, внимание, речь. Эффективна, на наш взгляд, и работа с мнемотаблицами, которая способствует развитию всех видов памяти и хорошо тренируется внимание. Используем в работе мнемотаблицы на темы: «Поход в зоопарк», «Путешествие в сказочный лес», «Новогодняя сказка», «Незнакомая квартира» и другие. Применяем различные приемы - по диагонали, друг против друга и т. д. Использование метода коллажа позволяет решить комплекс задач: формирование логической структуры мышления, развитие логической памяти, тренировка внимания, речи, фотопамяти. По содержанию применяем коллажи: тематические, предметные (математические, по обучению грамоте и т. д.), комплексные коллажи.

Итак, описанные здесь методы оказались наиболее результативными в развитии памяти и внимания в процесс речевой деятельности  детей с ОНР, потому они составляют основу нашей работы в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»

4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...

Мастер - класс «Упражнения на развитие памяти и внимания ребёнка по театрализованной деятельности (с помощью актерского тренинга)»

Мастер - класс «Упражнения на развитие  памяти и внимания ребёнка по театрализованной деятельности  (с помощью актерского тренинга)» Цель: ознакомление п...

Программа самообразования «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики и активизации речевой деятельности у детей с ОВЗ»

Тема саморазвития по повышению  уровня  компетентности и профессионализма в изучении развития  мелкой моторики рук детей с ОВЗ через использование нетрадиционных техник рисования....

Консультация для педагогов Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики и активизации речевой деятельности у детей с ОВЗ.

Присущие детям с ОВЗ грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность. В связи с этим актуальны поиски...