Развитие фонематического слуха. С чего начинать?
консультация по логопедии (старшая группа)

Серегина Ольга Валерьевна

Фонематический слух - это восприятие звуков речи, узнавание и их различение, т.е. способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. Очень важно сформировать фонематический слух и восприятие звуков до начала школьного обучения. Сформированность фонематического восприятия - важный показатель готовности ребенка к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_fonematicheskogo_sluha.doc316 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха.

С чего начинать?

«Ребенку скоро три года, говорит мало слов», «Ребенок в 5 лет заменяет звук р на л», «Малышу 2 года, не выговаривает Р,Ш,С,Ч», «Ребенку 4 года, не выговаривает некоторые согласные буквы. Нужен ли логопед? Или стоит еще подождать?» «Не произносит шипящие звуки...», "Во рту будто каша", "Пропускает звуки, слоги", "Заменяет многие звуки речи другими" - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду на консультацию и занятия. Одна из причин нарушения речи – недоразвитие слухового внимания и памяти, недоразвитие фонематического слуха.

Фонематический слух - это восприятие звуков речи, узнавание и их различение. Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков.

При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то правильно, а что-то очень приблизительно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук--щук). «Миска» превращается в «мишку», «Саша» в «Саса-Шаша» или «лебедь» в «мепеть», «Мишина машина» в «мыши на машине» и т.д.

        Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму. Поэтому развитию фонематического слуха и предупреждению акустической дисграфии в дошкольный период следует уделять много времени. Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации логопеда, но не получают ощутимого результата. Скорее всего это означает, что недостаточно проработан предыдущий этап - развитие неречевого слуха, слухового восприятия, внимания и памяти.

        Для развития неречевого слуха и слухового внимания предлагаем поиграть с ребенком в следующие игры.

1. Чудо-звуки. Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

        Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей.

2. Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами.

3. Шумящие коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

4. Что как звучит. Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

 

5. Где позвонили? – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

6. Что звучало? Подберите звучащие предметы и игрушки. Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино) за ширмой, а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало.

7. Слушай и делай! При изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания ребенок меняет характер своих движений. О правилах игры надо предварительно договориться. Например, при громком звучании бубна – ребенок прыгает, при тихом – приседает.

8. Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например, такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

 

9. Громко-тихо. Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

10. Камертон. Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар).

Такие игры способствуют развитию у ребенка слухового внимания, а в дальнейшем и фонематического слуха, то есть умению узнавать и различать речевые звуки.

А чтобы проверить насколько у ребенка сформирован фонематический слух, предложите ему выполнить следующие задания.

1. Попросите ребенка повторить слоги парами: СА –ЗА, ГА- КА, БА-ПА, ДА-ТА и т. д.

2. Попросите ребенка повторить цепочки слогов, состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА-БА, ДА-ТА-ТА, ТУ-КА-ПО и т.д.

3. Для этого задания приготовьте картинки, на которых названия предметов отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых), например: коЗа – коСа, уШи – уСы, миШка - миСка, Зайка -Шайка, Рак - Лак, Почка – Бочка и т. д. Разложите картинки перед ребёнком и поросите показать: где коЗа? коСа? миШка? миСка и т.д.

4. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук М, хлопни в ладоши: а-п-м-т-н-с-ш-ц-х-м-д-м-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему:«Развитие фонематического слуха. С чего начинать?»

Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не ...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха. С чего начинать?"

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха. С чего начинать?"Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности реч...

Развитие фонематического слуха. С чего начинать?

Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При не сформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) ...

Развитие фонематического слуха. С чего начинать?

Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собствен...

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: «Развитие фонематического слуха. С чего начинать?»

Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения р...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения р...