ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРИ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
статья по логопедии
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРИ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
В настоящее время, выполняя Федеральный Государственный Образовательный стандарт, нам, педагогам ДОУ необходимо привлекать родителей в образовательный процесс. Просвещение родителей – важная составляющая взаимодействия ДОУ и семьи. Отходя от проведения обычных родительских собраний, мы стали использовать в своей работе практикумы и тренинги. В начале года был составлен план таких тренингов. Они проводятся 1 раз в месяц. По мнению И. В. Вачкова, тренинг - это своеобразная тренировка, которая направлена на освоение человеком каких – либо умений. В логопедической работе проводимые тренинги нацелены на формирование знаний и практических навыков у родителей для работы с детьми, имеющими нарушения речи, а так же на профилактику возникновения трудностей в обучении. В наших тренингах используются такие методы, как информирование участников, консультирование и обучение умению применять предоставленную информацию в конкретной ситуации, а так же наша помощь родителям в решении какой-либо задачи, т.е. тренировка умения применять полученные навыки в домашних занятиях с детьми. На наших тренингах и практикумах мы, педагоги доносим до родителей важность таких занятий, создаем положительный настрой и предоставляем условия для мотивации родителей в активном участии в тренинге. Ведь самое главное для педагога – тренера - чтобы родители не только получили знания и умения, но и систематически использовали полученные на тренинге навыки, занимаясь с детьми в домашних условиях. Такая заинтересованность родителей способствует формированию у ребенка интереса и положительный настрой на специальные занятия, без которых нельзя обойтись ребенку с речевым нарушением. Наиболее актуальными и востребованными темами у родителей являются:
- Артикуляционная гимнастика и ее особенности проведения;
- Система работы по автоматизации поставленных звуков;
- Звуко - буквенный анализ слов;
- Составление описательных рассказов.
Наши практикумы и тренинги имеют в своей структуре вводную часть, которая включает приветствие участников или игровой разогрев; основную (рабочую или игровую) часть и завершающую часть (рефлексия, игровая релаксация и прощание).
Вводная часть посвящена созданию положительного настроя на работу и снятия эмоционального напряжения педагога – тренера и участников. С этой целью мы используем такие упражнения и игры, как «Имя», «Паутинка», «Комплимент», «Передай маску».
Используя упражнение «Имя», предлагаем всем представиться, назвать свое имя и отчество. Затем нужно охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества. «Меня зовут Ирина Михайловна – интересная, мудрая». Затем каждый участник называет свое имя и подбирает слова для своей характеристики.
В основной части занятия участники тренинга знакомятся с содержанием и правилами специальных игр, затем проводятся данные игры и происходит обсуждение их с родителями. Приводим пример некоторых игр:
- Игра «Споем песенку «Солнышко». Следим за положением губ. А О У И Ы. Сейчас мы вместе споем медленно – быстро, громко – тихо. Этой игрой, мы учим родителей формировать подвижность артикуляционного аппарата у детей.
- Игра «Внимательные уши» Слушаем чистоговорки, какой звук повторяется чаще? Ткет ткач ткани на платок Тане. Рыжий Ромка очень рад: у него родился брат. Лук Лариса поливала, поскользнулась и упала. Щука щелкнула зубами, в щель забилась за камнями. Эта игра способствует развитию фонематических процессов и правильному произношению звуков.
- Игра «Цепочка», «Замкнутый круг» Всем слушателям услышать последний звук любого проговоренного слова, затем назвать слово, в котором данный звук стоит первым и так далее. Такая игра предполагает формированию умения выделять первый и последний звук в слове.
В завершающую часть мы включаем рефлексию, которая помогает выяснить эффективность занятия, и учитываем в следующих тренингах рекомендации родителей. С этой целью используем «Шесть шляп мышления» по методике Эдварда де БОНО. Педагог предлагает выбрать каждому участнику тренинга бумажную шляпу определенного цвета. После этого педагог разъясняет, о чем должен говорить родитель, выбравший шляпу определенного цвета:
- Красная шляпа – какие вы испытали трудности.
- Желтая шляпа – что было положительного в проведенном занятии.
- Черная шляпа – какие отрицательные моменты или недостатки вы увидели на занятии.
- Зеленая шляпа – ваши предложения и идеи в отношении определенного занятия.
- Белая шляпа – какие вопросы возникли в ходе занятия.
- Синяя шляпа – подведение итогов: чего достигли на занятии, что хотели бы еще получить на последующих встречах.
Педагог предлагает участникам по очереди высказать свое мнение о проведенном занятии.
Проводя такие практикумы и тренинги, у наших родителей появилась большая заинтересованность, ответственность и уверенность в совместной работе со своими детьми.
Подводя итог, хочется отметить, что самое важное для детей – это поддержка их родителями и нами, педагогами. Нельзя бросать ребенка одного, необходимо всегда быть рядом и помогать ему: регулярно и терпеливо проводить игры и специальные занятия, которые должны быть постоянными и интересными для ребенка. Наша задача, родителей и педагогов – помочь ребенку научиться преодолевать трудности, не потерять веру в себя и свои силы. Спасибо за внимание!
Литература:
- Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа. М. 2004.
- Вачков И. В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М., 2007.
- Фоминых Е.Н. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников: традиционные и инновационные формы/ Логопед. 2009. №7
- Щеповских Е.В. Использование тренинговых программ на логопедических занятиях/Логопед, 2009.№5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы с родителями имеющих детей с речевыми нарушениями
Чтобы оказать родителям помощь в предотвращении каких-либо проблем, педагог должен быть достаточно компетентен в вопросах их профилактики и диагностики. Кроме этого, необходимо знать, что посоветовать...
Формы сотрудничества педагогов и родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями
В настоящее время актуальным является острая потребность работы ДОО с семьёй. Современные условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Семья, им...
Статья "Формы сотрудничества педагогов и родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями"
Описание форм взаимодействия педагогов, учителя-логопеда и родителей при реализации социально-коммукативного направления....
Формы работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями
М атериал для специалистов и родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями....
«Использование метода мнемотехники при работе с детьми, имеющими самые разные речевые нарушения»
Консультация для воспитателей«Использование метода мнемотехники при работе с детьми, имеющими самые разные речевые нарушения»Формирование и развитие связной речи традиционно относится к чи...
Повышение уровня компетентности родителей имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада.
Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь р...
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями...