Консультация для родителей "Развитие фонематических процессов"
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультация для родителей "Развитие фонематических процессов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskih_protsessov.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематических процессов
Значительная часть детей не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематических процессов.
Термин «фонематический слух» включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Термин «фонематическое восприятие» включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.
Термин "фонемный анализ" включает в себя:
• выяснение порядка следования фонем в слове;
• установление различительной функции фонем;
• выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребѐнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребѐнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребѐнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чѐтко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Вывод: нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнѐм, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).
Предлагаю Вашему вниманию этапы развития фонематического восприятия
- Развитие неречевого слуха. На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребѐнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Упражнения включают задания на распознание:
• звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
• звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.
Примерные игры с детьми для развития неречевого слуха:
«Что звучало?» Цель: развитие слухового внимания. Демонстририровать звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.
«Угадай чей голос?» Цель: развитие слухового внимания. Родитель подходит к любому сидящему взрослому или ребенку в комнате и произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.
Игра «Скажи, что ты слышишь?» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребѐнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
Игра «В мире звуков» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Взрослый предлагает закрыть глаза и послушать, что происходит дома, на улице.
Игра «Угадай, кто кричит» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребѐнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придѐт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребѐнок угадывает, кто это.
Игра «Тихо - громко!» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: музыкальные инструменты. Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
Игра «Дятел», «Прохлопай, как я» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны. Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...
- Развитие речевого слуха.
• Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
• Различение слов, близких по звуковому составу
• Дифференциация слогов
• Дифференциация фонем
Примерные игры с детьми для развития речевого слуха:
Дифференциация голосов по тембру:
Игра «Угадай, чей голос?» Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру. Описание игры: ребѐнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
Игра «Большой, средний, маленький» Описание игры: Взрослый рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращѐнном варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребѐнок угадывает, кто из медведей «говорит».
Развитие речевого внимания:
Игра «Будь внимателен» Цель: развитие речевого внимания. Взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребѐнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
Игра «Слушай и выполняй» Цель: развитие речевого внимания,памяти. Взрослый называет действия, которые должен выполнить ребѐнок. (от 2 до 4-5 инструкций).
Различение слов, близких по звуковому составу.
Игра «Внимательные ушки» Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...
Игра «Какое слово лишнее?» Из четырѐх слов, отчѐтливо произнесѐнных взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА ¬ Игра «Самое короткое\длинное слово» Взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое. СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ ; ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА ; МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
Дифференциация звуков, дифференциация слогов
Игра «Назови по порядку слоги» Взрослый произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…).
Игра «Какой слог лишний?» Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Описание игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)
Игра « А ну-ка, догадайся!» Какой одинаковый звук есть во всех словах? Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
- Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Этот этап имеет определѐнную последовательность:
• Определение количества слогов в словах разной сложности
• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
• Выделение из слога гласного, затем согласного звука
• Выделение первого и последнего звука в слове
• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
• Определение места, количества, последовательности звуков в слове
• Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
Примерные игры с детьми для развития звукового анализа и синтеза: Определение количества слогов в слове, составление слов из разного количества слогов
Упражнения - «Прошагаем слово» , «Отхлопаем слова» Ребѐнок , отхлопывая, делит слово на части. Игры на выделение первого и последнего звука в слове
Игра «Цепочка слов» Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.
Игра «Узнай слово» Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Ребѐнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.
Игры на выделение места звука в слове
Игра «Звукоедик»: Игровой материал: кукла. Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?
Игра «Подарки друзьям»: Правила игры: Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез много разных подарков. Каждому подарил предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга: Айболиту – абрикос, альбом, астру; Зайчику – зонт, замок, звонок.
Игры на определение количества и последовательности звуков в слове
Игра "Сколько звуков?". Определить количество гласных или согласных звуков при слитном произнесении («Коза»-два гласных звука: о, а; два согласных: к, з).
Игра «Шифровка» Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове. Можно выложить любой другой предмет вместо фишек.
Творческие задания
Игра «Придумай слово?» Предложите детям назвать слова: С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина. С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы ,кружок, ножик. С «песенкой мотора» -рак ,рыба, грибы, сыр, рама, торт. С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.
Для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников , каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.
Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....
Консультация для педагогов "Формирование фонематических процессов у дошкольников"
Формирование у детей правильного произношения....
консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов "Упражнения для развития фонематических процессов".
Какие стадии проходят фонематические процессы в своем развитии? Какие упражнения могут способствовать планомерному развитию? Интересуетесь? Загляните....
Консультация для родителей: "Роль фонематических процессов в развитии детей"
В материале раскрывается онтогенез фонематических процессов и его роль в развитии детей....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа
Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....
Занятие по совершенствованию фонематической системы языка, главная цель которого - развитие функций фонематического анализа и синтеза. Совершенствование фонематических процессов.
Структура логопедического занятия выстроена в едином игровом сюжете. Само занятие разделено на отдельные блоки, отражающие основную задачу проведения игрового упражнения или дидактической игры.1. Орга...