ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ
статья по логопедии
В статье возможные методы нарушения письменной речи. В проанализирована программа О. А. Ждановой по с детьми категории речевого нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafii.docx | 45.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ
В статье возможные методы нарушения письменной речи. В проанализирована программа О. А. Ждановой по с детьми категории речевого
Письмо представляет сложную форму деятельности в и является процессом. При письменной речи различные анализаторы: рече- рече-двигательный, обще-двигательный. ними в письма устанавливается связь и При овладении эти операции в развернутом Данный процесс большое количество и имеет структуру. процесса определяет навыком, задачами и письма. Конечным самого процесса устной речи в является автоматизация руки. Проговаривание большую роль на х этапах, при навыком письма. Оно уточнить характер определить последовательность в слове, его от звуков. Соотнесение из слова с определенным образом буквы, должна быть от всех особенно от графически – следующей операцией. Для графически сходных букв достаточный уровень пространственных представлений, анализа и Воспроизведение с движений руки образа буквы – операция процесса . Кинестетический осуществляется с руки. По мере букв и слов контроль подкрепляется написанного, зрительным Процесс письма на основе уровня сформированности неречевых и функций: правильного их слуховой дифференциации сформированности лексико-грамматической речи, языкового и синтеза, представлений, зрительного и синтеза [2, с. 463].
Несформированность какой-либо из функций может причиной я процесса письменной речью – или логопедической терминологии «дей». В. А. Киселёва указывает, что в логопедии в время освещены симптоматики, механизмов структуры данного расстройства, разработаны не методологические но и содержание и методы коррекции видов дисграфии: А. Н. Корнева, Ф. А. Рау, А. Р. Лурия, М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Р. И. Лалаевой, Г. Г. Мисаренко, О. Б. Иншаковой, М. Н. Русецкой, [3, с. 20].
У детей с отмечается несформированность высших психических зрительного анализа и пространственных представлений, дифференциации звуков фонематического, слогового и синтеза, предложений на лексико-грамматического строя расстройства памяти, сукцессивных и процессов, эмоционально-волевой [2, с. 463]. Проявление дисграфии заключается в и повторяющихся в процессе которые можно следующим образом: на письме; звукослоговой слова; искажение и букв; нарушение написания отдельных слов в [2, с. 471]. С дисграфии является ш дезадаптация, резкое школьной мотивации, усвоения тех или иных предметов, нарушение развития школьника.
Профилактика нарушений должна проводиться с возраста: лучше нарушение в возрасте, чем его в школьном. Исправление будет проходить на дольше и сложнее для школьника, это большой нагрузкой. Если же данную предрасположенность в возрасте при пр профилактики, то оно легче воздействию. В. А. Киселёва , что п нарушений письма у старшего дошкольного является одним из направлений коррекционной в системе дошкольного [3, с. 10]. исследований, целенаправленно на освещение дисграфии этапах обучения все еще особо фрагментарно сведения о специфике современного диагностического учителя-логопеда и его применительно к с письменной речи.
Возможность получить данные, специфику дисграфии этапах обучения и дополнить общую дизонтогенеза детей категории, предопределило исследовательской деятельности . Целью её является оригинальной программы дисграфии у дошкольного возраста. В ею была разработана профилактики нарушений у старших не имеющих в нарушений речи [1, с. 151]. В е коррекционной автор использовать следующие : 1) формирование фонематических работа по фонематического слуха; слухового внимания; фонематического восприятия; фонематических представлений; фонематического анализа; 2) р оптико-пространственных функций, над развитием организации работа по ориентации в теле; работа по ориентации в трё пространстве; работа по ориентации в пространстве; 3) р языкового анализа и анализа предложений на слогового анализа и фонематического и синтеза; 4) р грамматического строя работа над словоизменения и употребление предложно-падежных согласование существительного и в роде и дифференциация глаголов и множественного в настоящем дифференциация глаголов и несовершенного согласование существительного и прошедшего времени в роде и ; 5) развитие зрительного : знание узнавание букв в условиях ённых», изображённых недописанных, стилизованных, зеркально); узнавание наложенных друг на узнавание сходных по букв; развитие реконструировать печатные
Автор предлагает работу по развитию восприятия и по двум 1) формирование слухового контроля за произнесения в речи звуков, не в произношении 2) формирование слухового самоконтроля. правильно и произнесенного звука в речи осуществляется систему слуховых в о последовательности. предлагают неправильное произношение: а) в слогах структуры (открытых, ых, со согласных); б) в словах в позиции (звук в конце, середине без стечения и со согласных); в) во фразах. В логопедической работы предлагает ть игры и с нарастанием условий слов: от отличающихся несколькими к словам, ися только звуком.
При развитии у умения дифференцировать различающиеся несколькими или звуком, широко ются приемы я серий с различающимися и согласными с акустически и акустически звуками. В используются различных – открытые, без стечения и со согласных.
Автор указывает, что ф пространственных представлений и ориентации включает в 1) работу по ориентации в теле (практическое схемы собственного освоение пространственных между предметами и телом, определение удалённости от собственного выполнение и построение -организованных использование соответствующих эквивалентов для пространственных понятий и 2) работу по ориентации в трё пространстве позади, далеко, высоко, низко и 3) работу по ориентации в пространстве, т. е. на плоскости.
О. А. Жданова указывает на р языкового анализа и , который в себя: 1) предложения на определение количества, и места слов в 2) слоговой и синтез: ение количества в слове; количества слогов в слове, логопедом; картинок, в которых определённое слогов (картинки не назвать предложение, по слогам; 3) анализ: выделение на фоне выделение первого из слова; последнего звука из определение места в слове середина, конец); количества звуков в определение места по отношению к звукам слова; 4) синтез; 5) фонематические придумывание в которых есть ённый звук.
Развитие зрительного включает в выкладывание букв из с фиксированием на том, в сторону направлена где расположены ее и в количестве; определение написанных на где представлены как так и (зеркальные) буквы; картонных букв с глазами.
Развитие графо- навыков, как автор, различные графо- упражнения. Содержание упражнений разнообразно: обведение заданных и контуров, линий разной выполнение изображений в воспроизведение графических по клеточкам и без на них, создание разных декоративных композиций по знакам (точкам, и без них с принципов ритма, написание (отдельных буквенных знаков).
Автор занятия по трём в со степенью графических упражнений и точности их При выполнении упражнений дети умение держать (или фломастер) делать им без в направлениях. Для навыков равномерного руки под зрения используются на штриховку. Дети правила не выходить за наносить линии в направлении, соблюдать между ними (не 0,3-0,5 см). Дети в изображений, в сочетаются горизонтальные, наклонные, волнистые замкнутые формы. Так, игра «Дострой тренирует руку в проведении параллельных При этом дети определяют линий и им движение руки – слева – и т. д.). постепенно увеличивается графических путем использования более сложной воспроизведения узоров по самостоятельного декорирования изображений предложенными в том элементами знаков. Дети в плавном, чередовании и движений руки под зрения. На поем этапе работы дети приемы расположения элементов на упражняются в определении направления и движений четкой передаче элементов узора с ритма, симметрии. выполнения работы характер упражнений: от конкретных изображений к (использование точек, графем). петельные, зигзагообразные, элементы, создающие стилизованных цветов, ягод [1, с. 154].
Данная программа является многоуровневой и индивидуально-моделирующей работу с ребёнком. Она включает упражнения разного характера и уровни разной сложности, позволяющие выстраивать индивидуальный образовательный маршрут с любым ребёнком с нарушением письменной речи. Разнообразие упражнений позволяет организовать индивидуальный дифференцированный подход в работе с дошкольниками в соответствии сложности речевого нарушения.
Как показывает анализ работы О. А. Ждановой, созданная система профилактики нарушений чтения и письма является эффективной. Результаты анализа проведённой работы и подведение статистических исследований в конце учебного года имеет положительный результат. К сожалению, работа О. А. Ждановой не является оригинальной: основная идея её программы заимствована из методической концепции Галины Амосовны Каше. В программе не используются инновационные ресурсы, позволяющие освежить подходы в профилактике дисграфии. Возможно использование каких-либо наглядных пособий или компьютерных технологий. Использование данных технологий поможет изучить развитие предпосылок письменной речи, вызовет у дошкольника интерес к работе.
Сейчас век современных технологий и необходимо придумывать что-то новое, что бы профилактика, коррекция и диагностика были продуктивнее. В работе по диагностике предрасположенности к дисграфии я использую наглядное пособие «Развивайка», разработанное мною. Оно направлено на изучение предпосылок письма: на развитие мелкой моторики и познавательных процессов ребёнка, зрительной концентрации и т. д. Данное пособие по новому построит работу логопеда над проблемой предрасположенности к дисграфии.
Литература
1. Жданова О. А., Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте // О. А. Жданова / Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова: Логопедия. Изд-во РИНХ, 2011. с. 149-154.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
3. Киселёва В. А., Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии // В. А. Киселёва / Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: МПГУ. – М.: 171 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.
Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР
Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.
Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....
Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста
Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...
Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...
Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"
Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....