Мастер- класс «Артикуляционная гимнастика» для воспитателей логопедической группы
учебно-методический материал по логопедии
Мастер- класс
«Артикуляционная гимнастика»
для воспитателей логопедической группы
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы; передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.
Задачи:
- Ознакомить с методами по использованию форм работы при выполнении артикуляционной гимнастики в коррекционно-развивающем процессе.
- Обучить педагогов основным подходам использования форм в практике работы по формированию звукопроизношения у детей.
- Популяризация форм работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_vospitateley_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 города Кропоткин
Муниципального образования Кавказский район
Мастер- класс
«Артикуляционная гимнастика»
для воспитателей логопедической группы
Подготовила и провела:
Учитель-логопед
Лычагина В.Э
2019г
Мастер- класс
«Артикуляционная гимнастика»
для воспитателей логопедической группы
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы; передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.
Задачи:
- Ознакомить с методами по использованию форм работы при выполнении артикуляционной гимнастики в коррекционно-развивающем процессе.
- Обучить педагогов основным подходам использования форм в практике работы по формированию звукопроизношения у детей.
- Популяризация форм работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми.
Уважаемые коллеги!
Хорошая речь – важное условие всестороннего развития детей. К 5 годам у большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы. Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Давайте вспомним, какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость). Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Ранее она была доступна только специалистам логопедам. На современном этапе ею должен овладеть воспитатель логопедической группы.
Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является – ежедневное многократное выполнение упражнений.
А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Образование звуков речи – это сложный двигательный навык:
- для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо);
- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);
- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
ВЫВОД: чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.
Мне бы хотелось поделиться с вами своими опытом. В практике работы я использую игровые формы, методы и приёмы, что позволило сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных упражнений и повысить результат коррекционной работы.
Организация работы воспитателя:
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? — сластена Карлсон, который любит варенье.
2.Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.
3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение, следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4.Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются гигиенические требования — чистота рук и инвентаря.
Артикуляционные упражнения бывают двух видов:
• Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.
• Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое: улыбка-хоботок, заборчик - бублик, качели, часики, лошадка - вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.
Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
1. Статистические упражнения (на удержание артикуляционной позы в одном положении) выполнять по 10-15 секунд.
2. Динамические упражнения (на смену артикуляционных поз) выполнять 5-7 раз.
3. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.
1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют:
а) лёжа;
б) стоя;
в) сидя.
2. Статические упражнения направлены
а) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 10-15 секунд.
б) на координацию движений органов артикуляции.
3.Динамические упражнения направлены
а) на увеличение силы голоса;
б) на подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
4.Каждое артикуляционное упражнение необходимо повторять
а) 2-3 раза;
б) 10-15 раз;
в) 1 раз.
5. Инструкции по выполнению артикуляционного упражнения надо давать
а) подробно;
б) поэтапно;
в) конкретно.
ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!
Базовый комплекс артикуляционной гимнастики.
Упражнения для формирования позиции губ
"Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
"Заборчик". Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
"Хоботок". Вытягивание сомкнутых губ вперед.
"Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены.
"Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для язычка.
"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
"Иголочка". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
"Горка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
"Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта.
"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
"Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.
"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
"Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
"Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
Уважаемые воспитатели, только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет детям научиться произносить правильно звуки русского языка. Успехов Вам!
Спасибо за внимание, дорогие воспитатели!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для логопедов и воспитателей логопедических групп старшего дошкольного возраста.
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми....
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольног...
Мастер класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"
Рекомендации воспитателям по проведению Артикуляционной гимнастики...
Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика" для воспитателей
Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям....
МАСТЕР-КЛАСС учителя-логопеда для воспитателей логопедической группы на тему: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков»
МАСТЕР-КЛАСС учителя-логопеда для воспитателей логопедической группы на тему: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков»....
Логопедический мастер-класс «Артикуляционная гимнастика для мальчиков и девочек»
Логопедический мастер-класс «Артикуляционная гимнастика для мальчиков и девочек»...