Мастер- класс «Артикуляционная гимнастика» для воспитателей логопедической группы
учебно-методический материал по логопедии

Лычагина Валентина Эрбертовна

Мастер- класс

«Артикуляционная гимнастика»

для воспитателей логопедической группы

 

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов-участников  в процессе активного общения по освоению опыта работы; передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.

Задачи:

  1. Ознакомить с методами  по использованию  форм работы при выполнении артикуляционной гимнастики в коррекционно-развивающем процессе.
  2. Обучить педагогов основным подходам использования форм в практике работы по формированию звукопроизношения у детей.
  3. Популяризация  форм работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 города Кропоткин

 Муниципального образования Кавказский район

Мастер- класс

«Артикуляционная гимнастика»

для воспитателей логопедической группы

                                                         Подготовила и провела:

                Учитель-логопед

                                                                                                   Лычагина В.Э

2019г

Мастер- класс

«Артикуляционная гимнастика»

для воспитателей логопедической группы

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов-участников  в процессе активного общения по освоению опыта работы; передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.

Задачи:

  1. Ознакомить с методами  по использованию  форм работы при выполнении артикуляционной гимнастики в коррекционно-развивающем процессе.
  2. Обучить педагогов основным подходам использования форм в практике работы по формированию звукопроизношения у детей.
  3. Популяризация  форм работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми.

Уважаемые коллеги!

     Хорошая речь – важное условие всестороннего развития детей. К 5 годам у большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы.  Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

     Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Давайте вспомним, какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков  (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость). Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)

     Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Ранее она была доступна только специалистам логопедам. На современном этапе ею должен овладеть воспитатель логопедической группы.

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является – ежедневное многократное выполнение упражнений.

А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Образование звуков речи – это сложный двигательный навык:

- для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо);

- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);

- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

ВЫВОД: чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.

      Мне бы хотелось поделиться с вами своими опытом. В практике работы я использую игровые формы, методы и приёмы, что  позволило сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных упражнений и повысить результат коррекционной работы.

Организация работы воспитателя:

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

        1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? — сластена Карлсон, который любит варенье.

         2.Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.

    3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение, следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

   4.Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются гигиенические требования — чистота рук и инвентаря.

Артикуляционные упражнения бывают двух видов:

• Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.

• Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое: улыбка-хоботок, заборчик - бублик, качели, часики, лошадка - вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.

Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

1. Статистические упражнения (на удержание артикуляционной позы в одном положении) выполнять по 10-15 секунд.

2. Динамические упражнения (на смену артикуляционных поз) выполнять 5-7 раз.

3. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.

1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют:

а) лёжа;

б) стоя;

в) сидя.

2. Статические упражнения направлены

а) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 10-15 секунд.

б) на координацию движений органов артикуляции.

3.Динамические упражнения направлены

а) на увеличение силы голоса;

б) на подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

4.Каждое артикуляционное упражнение необходимо повторять

а) 2-3 раза;

б) 10-15 раз;

в) 1 раз.

5. Инструкции по выполнению артикуляционного упражнения надо давать

а) подробно;

б) поэтапно;

в) конкретно.

ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!

Базовый комплекс артикуляционной гимнастики.

Упражнения для формирования позиции губ

"Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

"Заборчик". Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

"Хоботок". Вытягивание сомкнутых губ вперед.

"Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены.

"Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для язычка.

"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

"Иголочка". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

"Горка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

"Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта.

"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

"Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.

"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

"Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

"Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

Уважаемые воспитатели, только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет детям научиться произносить правильно звуки русского языка. Успехов Вам!

Спасибо за внимание, дорогие воспитатели!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для логопедов и воспитателей логопедических групп старшего дошкольного возраста.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми....

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольног...

Мастер класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"

Рекомендации воспитателям по проведению Артикуляционной гимнастики...

Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика" для воспитателей

Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям....

МАСТЕР-КЛАСС учителя-логопеда для воспитателей логопедической группы на тему: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков»

МАСТЕР-КЛАСС  учителя-логопеда для воспитателей логопедической группы   на тему: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков»....

Логопедический мастер-класс «Артикуляционная гимнастика для мальчиков и девочек»

Логопедический мастер-класс «Артикуляционная гимнастика для мальчиков и девочек»...